Файл: Миклухо ангелина Сергеевна Инструменты внутренних коммуникаций в территориально.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54 из самых популярных источников информации сотрудники считают корпоративный портал: «Корпоративный портал - самый полный источник нужной сотруднику информации. На главной странице есть новости и объявления, пользователь сам выбирает, какие из них читать»
52
Полученные в ходе исследования данные также подтвердили мнение экспертов о том, что корпоративные издания (газета/журнал) в большей степени интересны сотрудникам старшего возраста (от 36 лет). Сотрудники в возрасте до 35 лет реже обращаются к данному источнику информации
(рисунок 4).
Рисунок 4. Частота использования корпоративного издания в качестве источника информации среди сотрудников разного возраста.
В полном объеме результаты анализа частоты использования информационных инструментов представлены в Приложении 8.
Таким образом, не смотря на активное развитие технологий и повсеместную цифровизацию общества, приоритетным инструментом коммуникаций для сотрудников являются личные встречи. Люди в большей
52
Приложение 6. Текстовая расшифровка экспертного интервью №3.
55 степени склонны доверять информации, полученной от другого человека, а не с экрана монитора или страниц корпоративного издания.
Примечательно также, что респонденты предпочитают получать информацию адресно посредством электронной рассылки. Данный факт можно объяснить тем, что людям довольно трудно ориентироваться в том объеме информации, который формируется внутри крупной компании.
Известно также, что люди в большей степени обращают внимание на персонифицированные сообщения, что, безусловно, довольно трудно организовать в компании с численностью персонала в несколько десятков тысяч человек.
В ходе экспертных интервью, проведенных в рамках исследования, мнения экспертов по поводу использования разных инструментов для налаживания коммуникации с сотрудниками разных возрастных категорий разделились.
Так, эксперт компании «ВымпелКом» считает, что централизованный канал коммуникации, объединяющий на одной платформе все внутрикорпоративные сервисы намного эффективнее множества специализированных каналов.
«В нашей компании более тридцати тысяч человек, есть сотрудники возрастной категории 65+. Тем не менее, мы решили отказаться от других каналов внутренней коммуникации в пользу Jive. Мы разработали удобный и доступный для всех интерфейс, создали единое окно для получения сервисов.
Могу с уверенностью сказать, что такой инструмент намного эффективнее работает, чем корпоративные издания и доски информации»
53
Большинство же специалистов в области коммуникаций придерживаются мнения, что при выборе инструментов необходимо учитывать возрастную категорию сотрудников и использовать разные средства коммуникации для представителей разных поколений.
53
Приложение 5. Текстовая расшифровка экспертного интервью №2.
56
Мнение экспертов по поводу использования внутренних социальных сетей в качестве инструмента коммуникации также было неоднозначным.
Один из экспертов отметил, что социальные сети в большей степени подходят для компаний со средним возрастом сотрудников до 25-30 лет, и не будут эффективно работать для сотрудников старшего поколения.
Тем не менее, некоторые компании делают ставку на социальные сети как на инструмент, способный стать площадкой внутри компании, объединяющей работников разных сфер деятельности вне зависимости от возрастной категории, а также географической удаленности подразделения.
Результаты проведенного исследования также не позволяют сделать однозначных выводов по поводу эффективности использования данного инструмента внутренних коммуникаций. На графике ниже (рисунок 5) мы видим, что большинство респондентов в возрасте от 25 до 35 лет оценивают эффективность социальных сетей по 7-балльной шкале от 4 до 7 баллов (от
«средней» до «выше среднего»). Также можно увидеть, что абсолютное большинство опрошенных в возрасте от 36 до 45 лет также оценили эффективность данного инструмента выше среднего.
В рамках дополнительного устного опроса респонденты отмечали, что внутри организации едва ли получится создать социальную сеть, сохранив присущую данному инструменту свободу мнений и высказываний.
Внутриорганизационные коммуникации неизбежно подвергаются ограничениям и контролю со стороны руководства.
57
Рисунок 5. Оценка эффективности социальных сетей в качестве инструмента внутренних коммуникаций
Отношение самих сотрудников к социальным сетям также двойственно. Для кого-то социальные сети – чисто деструктивный элемент.
Они отвлекают от работы и съедают все свободное время. Кому-то, наоборот, социальные медиа помогают расслабиться и соблюсти баланс «жизнь- работа».
В ряде случаев социальные медиа помогают работникам обойти административный контроль в процессе коммуникации. Традиционные методы коммуникации «руководитель – сотрудник» перестают быть эффективными. Организационные коммуникации меняются с течением времени.
58
Чтобы социальные сети не стали площадкой для высказывания недовольства, руководств должно постоянно давать обратную связь, налаживать двусторонние коммуникации.
Социальные медиа вполне способны бросить вызов иерархии существующих форм коммуникаций «руководитель – сотрудник», сократить разрыв между существующими организационными структурами.
Руководители крупных компаний должны решить, интегрировать ли социальные сети в свою работу для более эффективного взаимодействия с сотрудниками или позволить им развиваться самостоятельно и, вполне возможно, полностью утратить контроль над значительной долей внутриорганизационных коммуникаций
1 2 3 4 5 6 7
.
Отдельно хотелось бы отметить такой инструмент внутренних коммуникаций как корпоративное волонтерство. Этот инструмент не новый, однако в практике российских компаний он появился недавно.
Корпоративное волонтѐрство – любые действия работодателя, направленные на поощрение и поддержку деятельности сотрудников в местных сообществах на безвозмездной основе
54
. Такое определение принято в рамках Глобального исследовательского проекта по корпоративному волонтѐрству. Что очень важно, в этом определении подчѐркивается: волонтѐрская деятельность – это совместный труд работодателей и сотрудников.
Участие сотрудников в осуществлении социальных инициатив компании способствует интеграции ценностей персонала и организации.
Кроме того, сотрудники получают возможность осуществления личной социальной ответственности, достижения общественного признания и чувства социальной значимости.
Эксперты отмечают, что участие в волонтерских акциях положительно влияет на психологический климат в коллективе: «по итогам ежегодного
54
Allen K. The big tent. Corporate volunteering in the global age. 2012.
59 исследования социально-психологического климата в компании, мы отметили, что уровень вовлеченности сотрудников, регулярно принимающих участие в программах корпоративного волонтерства на 10% выше, чем у их коллег. Этот факт подтверждают и исследования многих других зарубежных компаний. К сожалению, в России это направление только начинает развиваться» - отмечает эксперт компании «Газпром нефть»
55
Традиционно принято рассматривать корпоративное волонтерство в рамках корпоративной социальной ответственности компании. Тем не менее, корпоративное добровольчество как инструмент внутренних коммуникаций не уступает по своей эффективности широко используемым компаниями тренингам, корпоративным мероприятиям и другим популярным форматам работы с персоналом. Данный тезис подтверждают и результаты проведенного исследования.
Так, в результате анализа данных мы выяснили, сотрудники, часто или время от времени принимающие участие в программах корпоративного волонтерства, высоко оценивают эффективность данного инструмента с точки зрения объединения и организации взаимодействия сотрудников из разных подразделений компании, а также находящихся на разных организационных уровнях (рисунок 6):
55
Приложение 4. Текстовая расшифровка экспертного интервью №1.
60
Рисунок 6.
Эффективность корпоративного волонтерства с точки зрения объединения и организации взаимодействия сотрудников из разных подразделений компании.
Сотрудники, принимающие участие в волонтерских акциях также отмечают важность данного инструмента с точки зрения организации внутренних коммуникаций: «Участие в такого рода проектах помимо того,
что несет социальную пользу дому, также полезно самим волонтерам.
Проект дает прекрасную возможность проявить себя в неформальной
обстановке и способствует сплочению всего коллектива».
Стоит также отметить, что респонденты, которые редко принимают участие в корпоративном добровольчестве, также оценивают эффективность данного инструмента как «выше среднего» (таблица 4).
61
Таблица 4.
Эффективность корпоративного волонтерства с точки зрения объединения и организации взаимодействия сотрудников из разных подразделений компании.
Похожую картину мы видим по итогам оценки эффективности такого инструмента внутренних коммуникаций как корпоративный спорт. Процент сотрудников, часто принимающих участие в спортивных мероприятиях, довольно низкий (см. Приложение 9). При этом данная категория респондентов достаточно высоко оценили эффективность этого инструмента
(рисунок 7).
Корпоративное волонтерство
Всего выше среднего высока я очень высокая
Корпоративное волонтерство использую редко
32,0%
8,0%
8,0% 48,0% использую время от времени
0,0%
8,0%
8,0% 16,0% использую часто
0,0%
4,0%
24,0% 28,0%
Всего
32,0%
24,0%
44,0%
100,0
%
62
Рисунок 7.
Эффективность корпоративного спорта с точки зрения объединения и организации взаимодействия сотрудников из разных подразделений компании.
Из графика также видно, что большинство сотрудников, не принимающих участие в корпоративном спорте, оценили его эффективность как «очень низкую».
Сами респонденты отмечают, что масштабные спортивные мероприятия, преследующие цель объединить специалистов разных подразделений компании, чаще всего превращаются в «тусовку» сотрудников, профессионально занимающихся тем или иным видом спорта:
«Невозможно показать высокие результаты за пару недель
тренировок. Готовиться нужно круглогодично. Я занимаюсь спортом уже
63
15 лет. Конечно, это отнимает много времени. На соревнованиях много
молодежи, бороться все сложнее».
На наш взгляд, спортивные мероприятия в качестве инструмента внутренних коммуникаций лучше работают в небольших коллективах, где не стоит цель сплотить в единую команду сотни разных подразделений. Когда соревнования проводятся на уровне профессионального спорта, возможность рядовых сотрудников принять участие в данном мероприятии в качестве спортсменов сокращается в разы:
«Мне известны случаи, когда региональные отделения специально
берут на работу бывших олимпийских чемпионов, чтобы они выступали на
зимних или летних играх нашей компании. Это, увы, распространенная
практика» - отмечает один из сотрудников.
Наличие обратной связи.
Проблема создания эффективных инструментов обратной связи в территориально распределенных компаниях стоит особенно остро. С точки зрения самих сотрудников лучшими инструментами организации обратной связи являются личные встречи, собрания. Однако, в условиях территориальной распределенности компаний, а также большого количество сотрудников, организовать регулярное личное взаимодействие со всеми региональными подразделениями не представляется возможным. Еще более сложная задача в данном случае – организация обратной связи с топ- менеджментом компании.
К наиболее эффективным инструментам организации двусторонней коммуникации эксперты относят корпоративный портал: «Примером организации эффективной обратной связи в нашей компании является рубрика «Вопрос руководству» на корпоративном портале. Вопросы и
64 ответы видны всем сотрудникам. Туда приходят достаточно острые вопросы, возникают серьезные обсуждения»
56
Тем не менее, результаты опроса показывают, что сотрудники не рассматривают корпоративный портал в качестве инструмента двусторонней коммуникации (рисунок 8), а его эффективность с данной точки зрения оценивают чаще всего как «ниже среднего» и «низкая».
Рисунок 4. Частота использования корпоративного портала для взаимодействия с сотрудниками своего подразделения/сотрудниками других подразделений/начальством.
В крупных компаниях корпоративный портал превращается в виртуальный склад информации, к которому сотрудники обращаются лишь
56
Приложение 6. Текстовая расшифровка экспертного интервью №3
65 по необходимости. Формы обратной связи, расположенные на подобных площадках не справляются с предписанной им функцией и существуют лишь номинально.
В таблице (таблица 5) приведены сильные и слабые стороны наиболее часто используемых инструментов внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях.
Таблица 5. Сильные и слабые стороны наиболее часто используемых инструментов внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях.
Инструмент
Сильные стороны
Слабые стороны
Личные встречи
(общение сотрудников с руководителями в рамках каскадных брифингов, выездов руководства на объекты)
Высокий уровень доверия, информация «из первых уст»;
Интерактивность, вовлечение всех участников;
Возможность получить оперативную обратную связь.
Высокая занятость первых лиц, ограниченные возможности для проведения подобных мероприятий
Интранет-портал
(для сотрудников с
ПК/доступом к Сети
(офисные работники, руководители среднего звена)
Оперативное информирование по актуальным вопросам;
Интерактивность, возможность двусторонней коммуникации;
Целевая аудитория ограничена сотрудниками офиса
Информационные
доски, электронные
рассылки
Оперативное информирование по актуальным вопросам;
Доступ ко всем
Объем информации ограничен, не позволяют дать развернутые
66 целевым аудиториям. пояснения, аналитику
Корпоративные
издания (газеты, журналы)
Доступ к большинству целевых аудиторияй;
Высокий уровень доверия,
«престижность».
Низкая оперативность информации, за время выхода издания данные могут устареть.
Другие инструменты
(визуальные материалы, листовки, брошюры, телепанели в офисных зданиях)
Адаптированы под решение конкретных задач, специфические
(нередко труднодоступные) целевые аудитории.
Высокие затраты на производство
Ограниченный спектр задач
Говоря об эффективности внутренних коммуникаций в крупных компаниях необходимо учитывать некоторые организационные особенности, неизбежно возникающие в многоуровневых структурах.
«В крупных компаниях с их сложной иерархией деятельность руководителей любого уровня направлена на то, чтобы показать вышестоящим руководителям результаты своей деятельности. Часто бывает так, что не самые эффективные инструменты дают нужную картинку или красивый показатель для отчета. В таких случаях многие предпочитают эффект «здесь и сейчас» работе на перспективу и стратегические цели»
57
Данные обстоятельства обусловливают использование широкого комплекса инструментов внутренних коммуникаций, часть из которых выполняет «показательную» функцию. Такой подход приводит к снижению эффективности системы внутрикорпоративных коммуникаций.
При наличии всех доступных технологий непосредственное взаимодействие с сотрудниками по-прежнему является наиболее
57
Приложение 5. Текстовая расшифровка экспертного интервью №2.