ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, реконструкции и вывода из эксплуатации объектов экономики, документации на разработку новых материалов, технологий и техники, а также нормативно-правовых документов. В основу проведения экологической экспертизы положены следующие основные принципы:
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности;
первоочерёдность проведения государственной экологической экспертизы (решение о возможности реализации проектов принимается только при наличии её положительного заключения);
комплексность оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы;
обязательность учёта всех требований по охране окружающей природной среды, установленных законодательством Российской Федерации;
независимость, беспристрастность и ответственность экспертов;
научная обоснованность, объективность и законность заключений экспертов;
полнота и достоверность представленной документации;
ответственность должностных лиц объекта за организацию и проведение его экологической экспертизы;
гласность и учёт общественного мнения при проведении работ.
При принятии решения о возможности реализации намечаемой деятельности императивного характера экологической экспертизы учитывается приоритетный характер обеспечения медико-биологической безопасности. На современном этапе развития общества и экономики, с точки зрения учёных-экологов, существующая концепция обеспечения экологической безопасности, основанная на ограничении содержания загрязняющих веществ в компонентах окружающей природной среды и соответствующих показателях ПДК, ПДВ, ПДС. ЛРО, должна быть заменена на концепцию экологического риска. В связи с этим должен измениться и подход к экологической экспертизе — главным критерием должен стать показатель степени риска нанесения ущерба окружающей природной среде, который для намечаемой деятельности должен быть минимальным. Различают государственную, ведомственную, научную и общественную экологическую экспертизу. Государственная экологическая экспертиза является видом экологического контроля, перечень подлежащих ей объектов экономики установлен Законом Российской Федерации «Об экологической экспертизе». Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным и подлежит безусловному исполнению.
Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего руководства, её заключение, при условии непротиворечивости с заключением государственной экологической экспертизы, действительно только в пределах соответствующего ведомства. Научная экологическая экспертиза выполняется по инициативе научного сообщества (НИИ, ВУЗов, групп учёных). Общественная экологическая экспертиза проводится негосударственными структурами по инициативе общественных объединений, препятствовать её проведению запрещено в законодательном порядке. Выводы и заключение научной и общественной экологической экспертиз носят рекомендательный характер и становятся обязательными к исполнению после утверждения государственными экологическими органами. Экологическая экспертиза проводится в пять основных этапов:
1) назначение экспертизы и подбор экспертов-членов экспертной комиссии;
2) сбор и анализ информации;
3) подготовка предварительного заключения и ознакомление заинтересованной общественности с ним;
4) корректировка заключения и представление его на утверждение в соответствующий орган власти;
5) разрешение в судебном порядке возникших разногласий.
После утверждения руководителем соответствующего органа власти заключение экологической экспертизы получает юридическую силу, и дальнейшее исполнение его требований контролируется органами государственного экологического контроля. При вынесении отрицательного заключения материалы дорабатываются и представляются на повторную процедуру. Следует особо подчеркнуть персональную ответственность (вплоть до уголовной) председателя и членов экспертной комиссии за обоснованность и правильность своих заключений.
Системе стандартов в области охраны природы (ССОП) присвоен общий номер 17, она состоит из семи подсистем (групп), в которых выделяются семь видов. Подсистемы (группы) ССОП устанавливаю требования в области основных компонентов окружающей природной среды:
0 — основные положения;
1 — гидросфера;
2 — атмосфера;
3 — почвы;
4 — земли;
5 — флора;
6 — фауна;
7 — недра.
а виды определяют направление действия соответствующих стандартов:
1 — термины, классификации, определения;
2 — нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов;
3 — правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
4 — методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;
5–6 — требования к средствам контроля и защиты окружающей среды;
7 — прочие стандарты.
Наряду с государственными, в области охраны природу действуют также различные отраслевые стандарты, стандарты предприятий, правила, нормы, методические указания и инструкции.
Данные, приведенные в экологическом паспорте объекта экономики, обеспечивают:
оценку влияния выбросов, сбросов, размещения твёрдых отходов на окружающую природную среду;
определение величины платы за природопользование (за потребление ресурсов, а также за загрязнение окружающей природной среды;
расчёт нормативов ПДВ, ПДС и ЛРО;
планирования природоохранных мероприятий и оценку их эффективности;
повышения эффективности использования различных ресурсов и энергии;
исходные данные для проведения экологической экспертизы;
контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Экологический паспорт объекта экономики включает следующие разделы:
1) общие сведения об объекте экономики;
2) краткая характеристика природно-климатических условий района дислокации объекта экономики;
3) использование земельных ресурсов;
4) состояние и использование водных ресурсов (используется при разработке нормативов ПДС);
5) характеристика выбросов в атмосферу, включает данные полной инвентаризации всех источников загрязнения атмосферного воздуха, а также сведения об автотранспортном парке объекта(используется при разработке нормативов ПДВ);
6) отходы (раздельно производственные и бытовые), включает данные по годовому объёму образующихся отходов раздельно по каждому классу опасности; объём отходов, использованных непосредственно на самом объекте, переданных в другие организации, размещённых на объектах размещения отходов для захоронения или хранения(полигонах и санкционированных свалках); приводятся характеристики полигона для размещения отходов и организации на нём контроля состояния окружающей среды (используется при разработке нормативов ЛРО);
7) эколого-экономические показатели: капитальные затраты на охрану окружающей среды (раздельно по атмосферному воздуху, земельным и водным ресурсам), плата за использование природных ресурсов и плата за загрязнение окружающей природной среды;
8) планирование природоохранных мероприятий и оценка их эффективности: план мероприятий по обеспечению достижения установленных нормативов ПДВ и ПДС с результатами расчётов эффективности указанных в нём мероприятий (замена технологий, ввод природозащитного оборудования и устройств).
Вопрос 4. Оценка экологической обстановки.
Качество атмосферного воздуха оценивается по соблюдению для каждого загрязнителя условия
Сi / ПДКi ≤ 1, (1)
где
Сi — фактическая концентрация загрязняющего вещества, мг/м3;
ПДКi — его максимально разовая ПДК, мг/м3.
При одновременном содержании в атмосферном воздухе нескольких веществ с однонаправленным действием (обладающих эффектом суммации), должно выполняться условие
С1 / ПДК1 + С2 / ПДК2 + … + Сi / ПДКi ≤ 1, (2)
где
С1, С2, Сi — концентрации загрязняющих веществ с однонаправленным действием, мг/м3;
ПДК1, ПДК2, ПДКi — соответствующие ПДК этих веществ, мг/м3.
Аналогичным образом оценивается и качество воды в водных объектах, только в выражение (1) подставляется значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта ПДКВ, а формула (2) применяется в случае одновременного нахождения в воде загрязняющих веществ с одинаковыми ЛПВ. Численные значения ПДКВ и вид ЛПВ загрязняющих веществ выбираются с учётом категории водного объекта.
Степень загрязнения атмосферного воздуха определяется кратностью превышения ПДК значениями фактических максимально разовых или среднесуточных концентраций, полученных путём их измерения за не менее чем последние два года, при этом для каждого загрязняющего вещества отбирается не менее 200 проб. Отнесение экологической обстановки к экологическому бедствию или чрезвычайной экологической ситуации проводится по значениям кратности превышения ПДК и проценту измерений, зафиксировавших превышение ПДК. Органолептическими признаками экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха являются появление одновременно у нескольких десятков человек устойчивых, не свойственных местности или сезону запахов; рези в глазах, слезотечения, привкуса во рту, затруднения дыхания, покраснения или другие изменения кожи, рвоты и т.п.; выпадение окрашенных атмосферных осадков, появление у осадков специфического запаха и не свойственного привкуса.
Признаками экстремально высокого загрязнения морских вод и поверхностных вод суши установлены наличие нормируемых веществ 1–2-го классов опасности в концентрациях, превышающих ПДК не менее 5 раз, а для веществ 3–4-го классов опасности — не менее 50 раз; появление несвойственных ранее запахов интенсивностью более 4 баллов; плёнки площадью более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой площади до 6 км2; снижение содержания растворенного в воде кислорода до 2 и менее мг/л; увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л; массовая гибель водных организмов и растительности.
Для земель и почв установлены следующие признаки экстремально высокого загрязнения: наличие техногенных загрязняющих веществ в концентрациях не менее 50 ПДК; не связанная с гидрометеорологическими процессами, изреженность или повреждение посевов на площади более 50 % отдельного поля; присутствие несанкционированных свалок токсичных отходов.
Для оценки состояния окружающей среды в случае воздействия физических факторов также установлены критерии, основанные как на применении нормативов ПДУ, так и с использованием качественных и органолептических показателей.
Для общей оценки устойчивости к воздействию антропогенных факторов природных экологических систем в настоящее время применяются такие показатели, как:
1) запасы мёртвого и живого органического вещества;
2) эффективность образования продукции растительностью;
3) структурное и видовое разнообразие.
Учёными-экологами установлено, что природная среда тем стабильнее, чем больше в ней аккумулировано фитомассы, в производстве которой главную роль играют фотосинтезирущие организмы.
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности;
первоочерёдность проведения государственной экологической экспертизы (решение о возможности реализации проектов принимается только при наличии её положительного заключения);
комплексность оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы;
обязательность учёта всех требований по охране окружающей природной среды, установленных законодательством Российской Федерации;
независимость, беспристрастность и ответственность экспертов;
научная обоснованность, объективность и законность заключений экспертов;
полнота и достоверность представленной документации;
ответственность должностных лиц объекта за организацию и проведение его экологической экспертизы;
гласность и учёт общественного мнения при проведении работ.
При принятии решения о возможности реализации намечаемой деятельности императивного характера экологической экспертизы учитывается приоритетный характер обеспечения медико-биологической безопасности. На современном этапе развития общества и экономики, с точки зрения учёных-экологов, существующая концепция обеспечения экологической безопасности, основанная на ограничении содержания загрязняющих веществ в компонентах окружающей природной среды и соответствующих показателях ПДК, ПДВ, ПДС. ЛРО, должна быть заменена на концепцию экологического риска. В связи с этим должен измениться и подход к экологической экспертизе — главным критерием должен стать показатель степени риска нанесения ущерба окружающей природной среде, который для намечаемой деятельности должен быть минимальным. Различают государственную, ведомственную, научную и общественную экологическую экспертизу. Государственная экологическая экспертиза является видом экологического контроля, перечень подлежащих ей объектов экономики установлен Законом Российской Федерации «Об экологической экспертизе». Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным и подлежит безусловному исполнению.
Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего руководства, её заключение, при условии непротиворечивости с заключением государственной экологической экспертизы, действительно только в пределах соответствующего ведомства. Научная экологическая экспертиза выполняется по инициативе научного сообщества (НИИ, ВУЗов, групп учёных). Общественная экологическая экспертиза проводится негосударственными структурами по инициативе общественных объединений, препятствовать её проведению запрещено в законодательном порядке. Выводы и заключение научной и общественной экологической экспертиз носят рекомендательный характер и становятся обязательными к исполнению после утверждения государственными экологическими органами. Экологическая экспертиза проводится в пять основных этапов:
1) назначение экспертизы и подбор экспертов-членов экспертной комиссии;
2) сбор и анализ информации;
3) подготовка предварительного заключения и ознакомление заинтересованной общественности с ним;
4) корректировка заключения и представление его на утверждение в соответствующий орган власти;
5) разрешение в судебном порядке возникших разногласий.
После утверждения руководителем соответствующего органа власти заключение экологической экспертизы получает юридическую силу, и дальнейшее исполнение его требований контролируется органами государственного экологического контроля. При вынесении отрицательного заключения материалы дорабатываются и представляются на повторную процедуру. Следует особо подчеркнуть персональную ответственность (вплоть до уголовной) председателя и членов экспертной комиссии за обоснованность и правильность своих заключений.
Системе стандартов в области охраны природы (ССОП) присвоен общий номер 17, она состоит из семи подсистем (групп), в которых выделяются семь видов. Подсистемы (группы) ССОП устанавливаю требования в области основных компонентов окружающей природной среды:
0 — основные положения;
1 — гидросфера;
2 — атмосфера;
3 — почвы;
4 — земли;
5 — флора;
6 — фауна;
7 — недра.
а виды определяют направление действия соответствующих стандартов:
1 — термины, классификации, определения;
2 — нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов;
3 — правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
4 — методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;
5–6 — требования к средствам контроля и защиты окружающей среды;
7 — прочие стандарты.
Наряду с государственными, в области охраны природу действуют также различные отраслевые стандарты, стандарты предприятий, правила, нормы, методические указания и инструкции.
Данные, приведенные в экологическом паспорте объекта экономики, обеспечивают:
оценку влияния выбросов, сбросов, размещения твёрдых отходов на окружающую природную среду;
определение величины платы за природопользование (за потребление ресурсов, а также за загрязнение окружающей природной среды;
расчёт нормативов ПДВ, ПДС и ЛРО;
планирования природоохранных мероприятий и оценку их эффективности;
повышения эффективности использования различных ресурсов и энергии;
исходные данные для проведения экологической экспертизы;
контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Экологический паспорт объекта экономики включает следующие разделы:
1) общие сведения об объекте экономики;
2) краткая характеристика природно-климатических условий района дислокации объекта экономики;
3) использование земельных ресурсов;
4) состояние и использование водных ресурсов (используется при разработке нормативов ПДС);
5) характеристика выбросов в атмосферу, включает данные полной инвентаризации всех источников загрязнения атмосферного воздуха, а также сведения об автотранспортном парке объекта(используется при разработке нормативов ПДВ);
6) отходы (раздельно производственные и бытовые), включает данные по годовому объёму образующихся отходов раздельно по каждому классу опасности; объём отходов, использованных непосредственно на самом объекте, переданных в другие организации, размещённых на объектах размещения отходов для захоронения или хранения(полигонах и санкционированных свалках); приводятся характеристики полигона для размещения отходов и организации на нём контроля состояния окружающей среды (используется при разработке нормативов ЛРО);
7) эколого-экономические показатели: капитальные затраты на охрану окружающей среды (раздельно по атмосферному воздуху, земельным и водным ресурсам), плата за использование природных ресурсов и плата за загрязнение окружающей природной среды;
8) планирование природоохранных мероприятий и оценка их эффективности: план мероприятий по обеспечению достижения установленных нормативов ПДВ и ПДС с результатами расчётов эффективности указанных в нём мероприятий (замена технологий, ввод природозащитного оборудования и устройств).
Вопрос 4. Оценка экологической обстановки.
Качество атмосферного воздуха оценивается по соблюдению для каждого загрязнителя условия
Сi / ПДКi ≤ 1, (1)
где
Сi — фактическая концентрация загрязняющего вещества, мг/м3;
ПДКi — его максимально разовая ПДК, мг/м3.
При одновременном содержании в атмосферном воздухе нескольких веществ с однонаправленным действием (обладающих эффектом суммации), должно выполняться условие
С1 / ПДК1 + С2 / ПДК2 + … + Сi / ПДКi ≤ 1, (2)
где
С1, С2, Сi — концентрации загрязняющих веществ с однонаправленным действием, мг/м3;
ПДК1, ПДК2, ПДКi — соответствующие ПДК этих веществ, мг/м3.
Аналогичным образом оценивается и качество воды в водных объектах, только в выражение (1) подставляется значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта ПДКВ, а формула (2) применяется в случае одновременного нахождения в воде загрязняющих веществ с одинаковыми ЛПВ. Численные значения ПДКВ и вид ЛПВ загрязняющих веществ выбираются с учётом категории водного объекта.
Степень загрязнения атмосферного воздуха определяется кратностью превышения ПДК значениями фактических максимально разовых или среднесуточных концентраций, полученных путём их измерения за не менее чем последние два года, при этом для каждого загрязняющего вещества отбирается не менее 200 проб. Отнесение экологической обстановки к экологическому бедствию или чрезвычайной экологической ситуации проводится по значениям кратности превышения ПДК и проценту измерений, зафиксировавших превышение ПДК. Органолептическими признаками экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха являются появление одновременно у нескольких десятков человек устойчивых, не свойственных местности или сезону запахов; рези в глазах, слезотечения, привкуса во рту, затруднения дыхания, покраснения или другие изменения кожи, рвоты и т.п.; выпадение окрашенных атмосферных осадков, появление у осадков специфического запаха и не свойственного привкуса.
Признаками экстремально высокого загрязнения морских вод и поверхностных вод суши установлены наличие нормируемых веществ 1–2-го классов опасности в концентрациях, превышающих ПДК не менее 5 раз, а для веществ 3–4-го классов опасности — не менее 50 раз; появление несвойственных ранее запахов интенсивностью более 4 баллов; плёнки площадью более 1/3 поверхности водного объекта при его обозримой площади до 6 км2; снижение содержания растворенного в воде кислорода до 2 и менее мг/л; увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л; массовая гибель водных организмов и растительности.
Для земель и почв установлены следующие признаки экстремально высокого загрязнения: наличие техногенных загрязняющих веществ в концентрациях не менее 50 ПДК; не связанная с гидрометеорологическими процессами, изреженность или повреждение посевов на площади более 50 % отдельного поля; присутствие несанкционированных свалок токсичных отходов.
Для оценки состояния окружающей среды в случае воздействия физических факторов также установлены критерии, основанные как на применении нормативов ПДУ, так и с использованием качественных и органолептических показателей.
Для общей оценки устойчивости к воздействию антропогенных факторов природных экологических систем в настоящее время применяются такие показатели, как:
1) запасы мёртвого и живого органического вещества;
2) эффективность образования продукции растительностью;
3) структурное и видовое разнообразие.
Учёными-экологами установлено, что природная среда тем стабильнее, чем больше в ней аккумулировано фитомассы, в производстве которой главную роль играют фотосинтезирущие организмы.