Файл: Цель изучения дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Правовые и экономические основы охраны окружающей среды.


Цели и задачи изученияданной темы — получение общетеоретических знаний об основах экологического права, природоохранного законодательства, ответственности за экологические правонарушения и профессиональной ответственности. Серьёзное и целенаправленное изучение четвёртой темы познакомит студентов с основами экономики природопользования, а также завершит знакомство с основами понятийного аппарата дисциплины.

Водный кадастр — свод информации о водах региона или бассейна (реках, озёрах, прудах, болотах, морях, ледниках), а также о режиме, качестве и использовании вод и водопользователях.

Выброс — поступление вещества из соответствующего источника в атмосферу.

Земельный кадастр — свод данных о природном и хозяйственном использовании земель, их состоянии, количестве и качестве, регистрации землепользователей, а также рекомендации по эффективному использованию и охране земель.

Кадастр природного ресурса — свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей.

Лесной кадастр — свод сведений о лесах, качественном составе, запасах древесины и ежегодном её приросте, а также о степени эксплуатации лесов.

Лимиты на природопользование,— установленные природопользователям на определённый срок объёмы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

Экологическое законодательство — система законодательных актов, принятых органами законодательной власти Российской Федерации и её субъектов, а также нормативные правовые актов, регулирующие общественные отношения в области экологии.

Экологические правонарушения — противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Вопрос 1. Основы экологического права, природоохранное законодательство, ответственность за экологические правонарушения и профессиональная ответственность.


 

В настоящее время система экологического права объединяет правовое регулирование вопросов природопользования по объектам и функциональное регулирование охраны окружающей природной среды и экологической безопасности.

Экологическое законодательство состоит из двух частей:

1)       общая, включает в себя законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие законы;

2)       особенная — Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, законы «О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха» и ряд других.

 

Источниками экологического права является Конституция Российской Федерации, которая закрепляет как право граждан России на благоприятную окружающую природную среду и достоверную информацию о её состоянии, так и обязанность каждого гражданина сохранять природу и бережно относиться к её ресурсам; Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации; различные договоры (международные, федеративный и другие); а также действующие на территории России нормативные акты СССР.

Возглавляет систему экологического законодательства Федеральный Закон № 7-ФЗ от 2002 г. «Об охране окружающей среды», центральной темой которого является охрана жизни и здоровья человека от негативного воздействия окружающей природной среды. Права граждан Российской Федерации на охрану здоровья от негативного воздействия окружающей природной среды также защищаются рядом других законов (например, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об экологической экспертизе», «О защите прав потребителей») и подзаконных актов.

Экологические правонарушения делятся на экологические проступки, которые не являются общественно опасными, и экологические преступления, посягающие на экологическую безопасность общества и причиняющие существенный ущерб окружающей природной среде и здоровью людей.



За экологические правонарушения предусматривается дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственность. К дисциплинарной ответственности привлекаются должностные лица, рабочие и служащие в случае невыполнения обязанностей по охране окружающей природной среды. Взыскание в виде выговора, строгого выговора, понижения в должности и (или) в окладе, а также увольнения накладывается руководителем объекта экономики. К административной ответственности (как правило, в виде штрафа или изъятия средств совершения правонарушения и незаконной добычи) привлекаются как объекты экономики и их должностные лица, так и отдельные граждане за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении опасных отходов и другие экологические правонарушения. Уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф) наступает по приговору суда и определяется специальной главой Уголовного кодекса РФ.

Объекты экономики и отдельные граждане обязаны в полном объёме возместить причинённый порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением природных экологических систем, загрязнением окружающей среды и другими экологическими правонарушениями ущерб окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, а также национальной экономике.

Вопрос 2. Основы экономики природопользования.

 

Действующий в нашей стране экономический механизм охраны окружающей природной среды основан, главным образом, на сочетании административного управления с экономическими методами регулирования и стимулирования природоохранной деятельности, а не на её централизованном плановом финансировании.

К административным мерам управления охраной окружающей природной среды относятся экологическая экспертиза, нормирование качества окружающей природной среды, ведение кадастров природных ресурсов, осуществление экологического контроля (государственного, ведомственного, производственного и общественного), юридическая ответственность за экологические правонарушения. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды реализуется с помощью платы за использование природных ресурсов, платы за загрязнение окружающей природной среды, экологических фондов, экологических льгот, экологического страхования, а также другими методами.


Экономический механизм охраны окружающей природной среды решает следующие основные задачи:

·     назначение лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов;

·     определение нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов;

·     внедрение комплекса мероприятий экономического стимулирования охраны окружающей природной среды;

·     обеспечение реализации системы штрафных санкций за нарушение природоохранного законодательства, а также обязательного возмещения вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью людей.

 

Основными элементами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются лицензии, договоры и лимиты на природопользование.

После установления объекту экономики лимитов на природопользование экологические органы оформляют ему лицензию на комплексное природопользование, подтверждающую право природопользователя использовать в течение определённого времени природные ресурсы и осуществлять в окружающую природную среду выбросы, сбросы и размещение отходов. Наличие лицензии на комплексное природопользование и положительного заключения государственной экологической экспертизы является обязательным условием для разрешения природопользователю начать намечаемую деятельность. На последнем этапе природопользователь заключает договор о комплексном природопользовании, который определяет порядок и условия использования природных ресурсов, обязанности и права природопользователя, размеры платежей, ответственность государства и природопользователя, а также механизмы возмещения возможного вреда, причинённого окружающей природной среде.

Плата за природопользование преследует следующие основные цели:

·     рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

·     совершенствование охраны окружающей природной среды;

·     обеспечение равенства условий для природопользователей при использовании природных ресурсов;

·     соблюдение финансовых интересов государства.

 

Плата за природные ресурсы в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации нормативами взимается за:


·     использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов;

·     сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

·     на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

 

Плата за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов является налогом на природопользование, включённом в налоговую систему Российской Федерации. Плата за нерациональное использование природных ресурсов отражает экономическую ответственность природопользователя за ущерб, причинённый несоблюдением норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования, реализованную в форме штрафных санкций в повышенном размере за нерациональное использование природных ресурсов. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов компенсирует расходы специализированных организаций и ведомств, занимающихся воспроизводством и охраной отдельных видов природных ресурсов, она включается в себестоимость продукции, выпускаемой природопользователем. Внесение платы за природные ресурсы (в том числе и за сверхлимитное природопользование) не освобождает природопользователя от возмещения ущерба, причинённого экологическим правонарушением, и реализации мер по охране и воспроизводству природных ресурсов. Полученные средства направляются в различные бюджеты: федеральный, субъектов Российской Федерации и местные.

Плата за загрязнение окружающей природной среды возмещает часть экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов. Этот вид платы должен быть главным источником получения средств для компенсации ущерба от загрязнения окружающей природной среды, проведения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения, а также обеспечения повышения экономической заинтересованности и ответственности природополь-зователей в выполнении экологических нормативов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации плата взимается за:

1)       загрязнение окружающей природной среды в пределах нормативов ПДВ, ПДС и ЛРО;

2)       загрязнение окружающей природной среды в пределах лимиттов выбросов и сбросов (ВСВ, ВСС);

3)       сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

 

В общем случае плата за загрязнение атмосферного воздуха и воды