Файл: Блок 2. 19- нач 20века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 657

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2. Реорганизация третьего отделения собственного его императорского величества канцелярии

А.Х. Бенкендорф руководил Третьим отделением и отдель­ным корпусом жандармов практически до самой смерти (умер в 1844 г.). Новым главным начальником спецслужбы стал граф Орлов.

В 1855 г. в России происходит очередная смена власти. Умирает Николай I, и на престол вступает Александр II. Учи­тывая дипломатические дарования графа Орлова, император назначает его председателем кабинета министров и Госсове­та Российской империи.

Руководителем органа государственной безопасности ста­новится князь Василий Андреевич Долгоруков. Под его руко­водством отделение вплотную начало заниматься «властите­лями умов» — журналистами и издателями прогрессивной направленности.

Самой опасной фигурой, занимающей первую строчку из 50 в списке врагов государственного строя, разработанном Третьим отделением под руководством нового начальника, был Н.Г. Чернышевский. Он подозревался в написании и рас­пространении памфлетов радикального характера. В результате комплекса оперативных мер, предпринятых Третьим отделе­нием, включавшего в себя плотное наружное наблюдение, вер­бовку людей из близкого окружения и просмотр почтовой корреспонденции, 8 июля 1862 г. писатель был задержан, а в начале 1864 г. осужден Сенатом к 14 годам каторги (Алек­сандр И снизил срок наказания до 7 лет, с пожизненным по­селением в Сибири).

Долгоруков был искренне уверен, что расправа с Черны­шевским, другие результаты работы Третьего отделения неми­нуемо приведут к спаду революционного движения. Однако 4 апреля 1866 г. бывший студент Московского университета Дмитрий Каракозов совершил покушение на жизнь импера­тора. Долгоруков подал в отставку, и его место занял человек нового поколения — реформатор и прагматик граф Петр Андреевич Шувалов. Царь давал ему дополнительные пол­номочия, надеясь, что тайная полиция защитит его от терро­ристов. Новый управляющий сумел организовать контроль за об­щественными событиями, добился централизации полиции, создал сеть из 31 наблюдательного пункта, провел аттестацию жандармского корпуса. Но главный вклад он внес в организа­цию наружного наблюдения (слежки) и секретной агентуры.

По инициативе П.А. Шувалова 2 мая 1866 г. была учреж­дена особая «охранительная команда» для защиты от поку­шений августейшей особы в составе начальника, двух его помощников, 6 секретных агентов и 80 стражников (их чис­ленность впоследствии была сокращена до 40).

Во второй половине XIX в. Третье отделение претерпело внутреннюю реорганизацию, выразившуюся в перераспреде­лении функций между его структурными подразделениями и ликвидации некоторых направлений деятельности.

В этот период осуществляется реорганизация деятельности третьего отделения «собственно его императорского величества канцелярии», перераспределяются функции между экспедициями третьего отделения.


1-я экспедиция – обеспечение государственной безопасности, защита государственной тайны, борьба с государственными преступлениями.

2-я экспедиция – заведование штатом всего отделения, сбор сведений об изобретениях и усовершенствованиях, об акционерных и торговых предприятиях, защиты интеллектуальной собственности, предупреждение недобросовестной конкуренции, борьба с экономическими преступлениями.

3-я экспедиция – из органа наблюдения за проживающими в России иностранцами преобразована в орган наблюдения за общественным порядком, борьба с политическими преступлениями, выполнение контрразведывательных функций.

4-я экспедиция – сбор сведений о чрезвычайных происшествиях, о беспорядках на местах.

5-я экспедиция – с 1865 года создается главное управление по делам печати в министерстве внутренних дел, а в третьем отделении остается только «газетная» часть.

Опасаясь роста революционных настроений, правитель­ство пошло по пути ужесточения мер, направленных на пре­сечение и предупреждение деятельности тайных обществ. Так, в соответствии с Законом от 4 июля 1874 г. жандармам и полиции было разрешено не только задерживать, но и аре­стовывать заговорщиков и лиц, им сочувствующих. Факти­чески это вводило жандармов в число участников судебного следствия.

В поисках эффективных методов борьбы с политически­ми противниками Александр II созвал в июле 1878 г. Особое совещание, состоявшее из министра юстиции, помощника министра внутренних дел и начальника Третьего отделения генерала Николая Владимировича Мезенцова. Новый начальник Третьего отделения выступил с идеей расширения штата секретных агентов, которых, по его мнению, необходимо было внедрить в революционные орга­низации. На агентов возлагались задачи установления лично­сти заговорщиков, вскрытия их планов и провоцирования на действия, которые могут вызвать общественное негодование и скомпрометировать революционное движение.

Однако, несмотря на принимаемые меры, остановить рост революционного движения не удавалось. Цепь террористи­ческих актов, начавшаяся 24 января 1878 г. с покушения Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, в мае продолжило убийство адъютанта начальника Киевского губерн­ского жандармского управления штабс-капитана Г.Э. Гейкинга. Очередной жертвой стал сам начальник Третьего отделе­ния, не воспринявший всерьез предупреждения своих подчиненных о грозящей лично ему опасности. Мезенцов был убит 4 августа 1878 г. в самом центре сто­лицы Сергеем Кравчинским, сумевшим скрыться с места преступления.

В связи с убийством начальника спецслужбы император созвал очередное Особое совещание, которое высказалось за введение чрезвычайных мер: рассмотрение дел в отношении задержанных за нападение на должностных лиц или оказав­ших сопротивление представителям правоохранительных органов поручить военно-полевым судам. Дела рассматривать в закрытом порядке, апелляций не принимать. Позже этот опыт был взят на вооружение «тройками» и «двойками» НКВД СССР и активно использовался в отношении советс­ких граждан, доказать вину которых в рамках открытого су­дебного заседания не представлялось возможным.


В начале сентября 1878 г. были приняты Временные правила, предо­ставившие жандармам право арестовывать всех подозритель­ных лиц «за участие в уличных беспорядках или сходках, имею­щих политический характер», а также тех, кого жандармское ведомство считало «политически неблагонадежными». Руко­водители Третьего отделения и внутренних дел при наличии «достаточных» оснований могли при уведомлении министра юстиции отправлять арестованных в ссылку.

Новым начальником Третьего отделения (после недолго­го руководства Н.Д. Селиверстова) в сентябре 1878 г. стал Александр Романович Дрентельн. Однако и ему, даже при значительном расширении полномочий спецслужбы в вопро­сах производства арестов и высылки революционеров, не удалось нанести серьезный урон террористам. В марте 1879 г. последовало покушение на Дрентельна, а вслед за ним, 2 ап­реля народник Александр Соловьев стрелял в Александра II, который остался живым лишь благодаря неисправности ре­вольверного прицела.

В середине 1879 г. сторонники индивидуального террора объединились в организацию «Народная воля», которая в августе этого же года информировала общество о вынесении смертного приговора императору. Из всех ранее существовав­ших подпольных организаций «Народная воля» была самой опасной для существовавшего в России строя. Эта опасность заключалась не только в профессиональном подборе кадров, тщательном соблюдении требований конспирации, планиро­вании и подготовке своих акций, но и в наличии агентурных позиций в самом Третьем отделении. Идея ввести агента в штат тайной полиции возникла у одного из руководителей организации Александра Михайлова, который остановил свой выбор на убежденном революционере Николае Клеточ­никове. Последний умело реализовал замысел Михайлова, внедрившись в секретную часть 3-й экспедиции. Обладая необыкновенной памятью, Клеточников запоминал все, с чем сталкивался, уделяя особое внимание платной агентуре полиции. Этих людей он «изучал с особенным интересом и усер­дием, и его заметки о них походили на записную книжку талан­тливого романиста. Он заносил туда не только имена и псевдо­нимы агентов, но и умелые портреты каждого из них, удивительно удачно схваченные несколькими словами. Он описы­вал их физиономии, характер, привычки». Н.В. Клеточникову удалось за 1879—1881 гг. выявить 385 таких агентов. Архивы предоставили нам возможность узнать, как революционеры оценивали эффективность работы агентуры Третьего отделе­ния в последний период его деятельности. Н.В. Клеточников писал: «Итак, я очутился в III отделении, среди шпионов. Вы не можете себе представить, что это за люди! Они готовы за деньги отца родного продать, выдумать на человека какую угод­но небылицу, лишь бы написать донос и получить награду. Меня просто поразило громадное число ложных доносов. Я возьму гро­мадный процент, если скажу, что из ста доносов один оказы­вается верным. А между тем почти все эти доносы влекли за собой аресты, а потом и ссылку».


Свое заявление о вынесении смертного приговора царю «Народная воля» подкрепила взрывом поезда, в котором, как предполагали террористы, ехал Александр II, и взрывом в Зимнем дворце, который осуществил в феврале 1880 г. рево­люционер-рабочий С.Н. Халтурин. Причем информацию о подготовке к взрыву-покушению Третье отделение получило заблаговременно, но проверку осуществило поверхностно и непрофессионально.

Взрыв в Зимнем дворце окончательно убедил Александра II в неспособности тайной полиции в ее суще­ствующем виде оградить его от террористов даже в собствен­ном доме. Перед руководством Российской империи встала задача создания новой спецслужбы, соответствующей вызо­вам рассматриваемой эпохи.

Во второй половине XIX в. созданы 2 учреждения, осуществляющие межведомственные функции в сфере защиты информации с целью координации деятельности органов, обеспечивающие безопасность государства.

1878 год – дата создания «Особого совещания для изыскания мер и лучшей охраны спокойствия и безопасности в империи». В его состав входили основные министры: внутренних дел, юстиции и военный министр. К функциям относились функции, связанные с усилением цензуры, органов полиции и усиление контроля за учебными заведениями.

В августе 1870 года было упразднено 3е отделение собственного его императорского величия канцелярии. Функции 3-го отделения были переданы в департамент государственной полиции, который был создан 6 августа в 1880 года в составе МВД.

С 1880 года он стал именоваться «департаментом полиции». Главный орган безопасности России до 1917 года.

Основные функции:

  1. Предупреждение и пресечение государственных преступлений

  2. Охрана общественной безопасности и порядка

  3. Защита государственной тайны

В систему департамента полиции были включены: охранные отделения, городские и уездные полицейские правления, речная и фабричная полиция, розыскные отделения, адресные столы, пожарные команды.

Структура департамента полиции:

  1. Распорядительное делопроизводство. Общеполицейские дела и личный состав полиции.

  2. Законодательное делопроизводство. Разработка нормативных документов.

  3. Секретное. Создание агентурной сети и руководство внутренней и заграничной агентурой. Служба охраны императора. Наблюдение за общественным политическим движением и пресечение деятельности движений, направленных против государственной власти. Вопросы розыска по политическим преступлениям.

  4. В январе 1898 года в департаменте полиции был создан особый отдел, и все функции 3-го департамента полиции перешли в ведение этого отдела. Особый отдел являлся основной контрразведывательной службой России до 1917 года.

  5. В 3-м департаменте полиции остались второстепенные, в основном финансово-счетные дела.

  6. Осуществляло наблюдение за ходом следствий по государственным преступлениям.

  7. Гласный и негласный надзор.

  8. Вопросы изготовления, хранения, перевозки взрывчатых веществ.


Не сохранились функции, связанные с предупреждением недобросовестной конкуренции, сбором информации об изобретениях и рационализаторских предложениях и сбор информации о чрезвычайных происшествиях.

Штаб заграничной агентуры департаменты полиции был создан в 1882 году при посольстве России в Париже. В 1898 году в Риме была проведена международная конференция служб безопасности. Спецслужбы стран западной Европы взяли на себя обязательства обмениваться информацией касательно терроризма.


2.3. Департамент государственной полиции

Структурное построение, направления деятельности

С упразднением Третьего отделения собственной его им­ператорского величества канцелярии и Верховной распоря­дительной комиссии по охранению государственного поряд­ка и общественного спокойствия в составе Министерства внутренних дел был образован Департамент государственной полиции. По существу, он унаследовал задачи и функции Тре­тьего отделения, но не взял в свой штат ни одного сотрудника упраздненного ведомства.

После подписания императором указа от 15 ноября 1880 г. «О соединении Департамента государственной полиции и Полиции исполнительной в одно учреждение — Департамент государственной полиции», началось реальное создание но­вой спецслужбы. В соответствии с Указом была выстроена структура ведомства, рассчитано штатное расписание, опре­делен объем финансирования.

В 1883 г., с присоединением к Департаменту государствен­ной полиции судебного отдела МВД, ведавшего надзором за «политическими дознаниями», новый орган политического сыска получил свое окончательное название — Департамент полиции.

Круг обязанностей Департамента полиции был установлен статьей 362 «Учреждения Министерства»:

1. Предупреждение и пресечение преступлений и охране­ние общественной безопасности и порядка.

2. Ведение дел о государственных преступлениях.

3. Организация и наблюдение за деятельностью полицей­ских учреждений.

4. Охранение государственных границ и пограничных со­общений.

5. Выдача паспортов русским подданным, видов на жи­тельство в России иностранцам, высылка иностранцев из России и т. п.

6. Наблюдение за изготовлением, хранением и транспор­тировкой оружия и взрывчатых веществ.

7. Наблюдение за всеми видами культурно-просветитель­ной деятельности и утверждение уставов различных обществ, а также исполнение ряда второстепенных обязанностей.

Указанные полномочия были впоследствии детализирова­ны ведомственными инструкциями и распределены по струк­турам органа государственной безопасности.

Первоначально структуру Департамента государственной полиции составляли три делопроизводства:

Первое (распорядительное) ведало общеполицейскими делами и личным составом полиции.

Второе (законодательное) сосредоточило усилия на разра­ботке различных полицейских законопроектов, инструкций и циркуляров.