ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 761

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цензурная реформа Павла I завершилась знаменитым указом от 18 апреля 1800 г., в котором говорилось: «Так как чрез вывозимые из заграницы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из заграницы всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия, в государство наше, равномерно и музыку». В период царствования Павла I цензура получила широкое толкование и была распространена на все стороны человеческого бытия, на все мелочи жизни. Император регламентировал даже покрой и цвет одежды подданных, запретив носить круглые шляпы, фраки, жилеты, сапоги с отворотами и т.д. Нельзя было употреблять целый ряд слов. Надо было говорить и писать вместо слов «обозрение», «врач», «стража», «сержант» такие, как «осмотрение», «лекарь», «караул», «унтер-офицер» и т.д.

При Павле I начатое Екатериной II структурирование цензурного аппарата было закончено. Император стремился установить такой контроль над литературой и журналистикой, который бы полностью оградил подданных от всех треволнений и сомнений и смог нести расширившийся заботами Екатерины II информационный поток. В этом смысле Павел I и здесь как бы противопоставлял свой порядок в государстве екатерининскому.

Таким образом, наследие XVIII в. в области цензуры сводилось в основном к следующему:

осознание властью необходимости официальной цензуры;

организация цензурного аппарата, в состав которого входили одновременно духовные лица, представители учебных и научных учреждений, а также полиции;

личное участие в цензуре самодержца;

выработка цензурных регламентации, как правило, жестких, противоречащих нормальному развитию общества;

дифференциация цензуры на ряд видов: светскую, духовную, иностранную, театральную и др.


2.4.Формирование правовой базы защиты информации.

В XVIII в. осуществляется реформирование правовой базы защиты информации, которое затронуло в большей степени военную область и центральные государственные учреждения.

В начала XVIII в. российская армия переходит на постоянную регулярную основу, возникает необходимость в создании военно-уголовного законодательства, регламентация требований по защите военной тайны. В XVIII в. продолжает действовать соборное уложение 1649 г. В дополнение к нему издается ряд правовых документов определяющих требования к защите тайны в российской армии: «Устав прежних лет» (1700-1705 гг.), артикулы (1715 г.), воинский устав от 30 марта 1716 года.

Требования по защите тайны отражены в 41 и 121 главах этого документа. Глава 41 ­– запрет на разглашение сообщенных военнослужащему тайные приказания, отражающие состав действий против неприятеля. Глава 121 – передача неприятелю или его союзнику письменной информации, сведений в устной форме или сообщений другим способом с целью оказания помощи противнику. Попытки сообщить такие действия или тайный замысел против своего государства, ставший известным, недонесение военному руководству полученных сведений о готовящейся измене, переписка с лицами из стана неприятеля. В воинском уставе в 129 статье впервые вводится термин шпион. Не применяется еще термин «государственная тайна», но применяется понятие «охрана от похищения государственных интересов».


Правовые основы защиты информации в центральных государственных учреждениях определяются в генеральном регламенте или уставе государственных коллегий, утвержденном 28 февраля 1720 года. Применяется гриф «секретнейший».


2.4.1. Защита интеллектуальной собственности

В последней четверти XVIII в. формируется законодательное закрепление авторских прав на издание. Оно осуществлялось, как правило, в форме привилегий и фиксировало не индивидуального, а коллективного автора (Академия наук), на издание учебных пособий ­– Комиссия народных училищ, церковные книги издавались Синодом.

Авторское право частного лица юридически закреплялось в торговой (маклерской) книге, как и любые другие торговые сделки. Уже в этот период цензурные комитеты требовали от издателей подтверждения прав на рукопись.

2.4.2. Защита информации в военной области

В начале XVIII века в России отсутствовали специальные органы военной разведки. Такие функции были сосредоточены сначала в посольском приказе, а с 1917 года – коллегии иностранных дел. Военная коллегия в этот период также участвовала в сборе разведывательной информации. Военная коллегия изучала опыт зарубежного военного строительства, направляла на обучение и стажировку в вооруженные силы стран западной Европы военных и гражданских служащих. Стажировка являлась официальным прикрытием для выполнения заданий по сбору секретных сведений.

В XVIII в. впервые стало практиковаться назначение военных руководителей постоянных миссий России заграницей. В 1811 г. императором Петром I впервые в истории России создается генерал-квартирмейстерская служба орган военной разведки. Вопросам организации этой службы посвящена 20я глава воинского устава от 30 марта 1716 года. Глава называлась «О генерал-квартирмейстере».

Основные функции: разведка, составление карт местности, определение пути движения армии, дислокация войск. Военная коллегия в этот период еще не осуществляет управление разведывательной деятельностью заграницей. Такие функции продолжает осуществлять коллегия иностранных дел.

В 1763 году в составе военной коллегии создан генеральный штаб. К его функциям относились сбор разведывательной информации, картографическое дело, контрразведка, военно-оперативное планирование.


2.4.3.Порядок приема и отправки корреспонденции

Подьячий приказа, ведавший отпуском и приемом почты, записывал, какого числа и в котором часу принята почта, в каком она состоянии и сколько в ней писем. Для царских указов те же сведения требовалось записывать на обороте каждого письма.

Применялось два способа упаковки писем: пакетом и конвертом.

  • Пакетом. Столбец складывали таким образом, что получался квадрат, затем его перегибали пополам, края прямоугольника протыкали ножом и в прорези вставляли тонкую полоску бумаги (применялась более тонкая бумага, чем писчая). Края вставки укладывали крест накрест и запечатывали печатью отправителя.

  • Конвертом. У квадратного листа бумаги с письмом углы загибались в сторону текста, получался конверт. Для соединения углов на них с помощью капелек сургуча наклеивался листок красной бумаги (облатка). Сверху облатку от повреждений защищала кустодия - полоска белой бумаги. Для запечатывания писем применялись в основном перстни-печатки (печати малого диаметра плохо скрепляли углы). В начале 18 века конвертом запечатывали письма в основном правительственные учреждения, использовавшие печати большого диаметра.


Запечатанное письмо передавалось на почту. Почтмейстер заносил сведения о письме в специальную записную книгу. Указывались следующие сведения: №, год, день, фамилия отправителя, куда, кому, «какой почтарь принял», при необходимости время отправления.

Принятую корреспонденцию заворачивали в бумагу и перевязывали веревкой, получался «связок». На нем указывались те же сведения, что и в «записной» книге: № почты, количество писем, вес, дата, время отправления, кто повез. Составлялись разные связки по городам, для оправки за границу (вся корреспонденция за рубеж в одной упаковке). На каждом связке имелась надпись, куда направляется почта. Пачки писем так же, как и почтовая сума, запечатывались красной сургучной печатью.

Организацией постовой «гоньбы» ведал Посольский приказ, которому подчинялась почта.

В царских указах и наказах устроителям почты предписывалось уделять особое внимание обеспечению сохранности корреспонденции.

Все московские приказы посылали корреспонденцию только по официальным каналам связи. Нарочных разрешалось отправлять только с «очень нужными делами» (важные тайные сообщения, которые нельзя доверять почте).

Смена почтарей осуществлялась в приказной избе. Приехавший гонщик сдавал почтовую сумку подьячему, тот проверял целостность печатей и записывал приехавшего в столбец. Новый посыльщик принимал корреспонденцию. Вскрытие корреспонденции осуществлялось, при необходимости, в присутствии воеводы.

Некоторые почтовые линии создавались как военные линии связи. Они находились в подчинении Разрядного приказа. С созданием в 1718 г. коллегий военные почтовые линии передаются в подчинение Адмиралтейств-коллегий.

19 августа 1700 г. Петр 1 объявил войну Швеции. Подготовка России к войне осуществлялась в глубочайшей тайне, чтобы сведения о военных приготовлениях не просочились через рубеж государства. В этих целях в России в марте 1700 г. впервые в мире была установлена гласная цензура частных писем:

  • на почтовых дворах корреспонденция принималась незапечатанной;

  • «каждую грамотку прочитывают, высматривают сообщения военного характера»;

  • «... буде такие грамотки явятся, их за море не посылать, а присылать в государев Посольский приказ».

Распоряжение было вывешено на почтовых дворах, доведено до сведения иностранцев, живших в России. Подобные меры оказались эффективными, начало войны для шведов явилось неожиданностью.

С 1772 г. появляется новый термин «двойной пост-пакет». Всю корреспонденцию заворачивали в толстую «картузную» бумагу. На пакете дублировался адрес письма и ставилась печать «дабы в случае повреждения на первом куверте почтовой печати или адреса оставалось видеть на втором, откуда и куда оное следует».




49