ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 449
Скачиваний: 1
МБ РФ активно развернуло работу по обеспечению безопасности страны, борьбе с терроризмом, коррупцией и организованной преступностью, однако, несмотря на позитивные результаты, полученные на данных направлениях контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, жизнь и этого ведомства также оказалась недолгой.
21 декабря 1993 г. вышел Указ Президента РФ № 2233 «Об упразднении Министерства безопасности РФ и создании Федеральной службы контрразведки РФ».
2.5.Федеральная служба контрразведки РФ
21 декабря 1993 г. Президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан Указ № 2233 «Об упразднении Министерства безопасности и внутренних дел РФ и создании Федеральной службы контрразведки РФ».
С целью создания надежной системы государственной безопасности Российской Федерации Указом предписывалось:
1. Упразднить Министерство безопасности Российской Федерации.
2. Создать Федеральную службу контрразведки Российской Федерации.
ФСК России возглавляет директор в ранге министра Российской Федерации, подчиненный непосредственно Президенту РФ.
Указом устанавливалось, что сотрудники Министерства безопасности Российской Федерации и подведомственных ему органов и организаций считаются временно проходящими службу в Федеральной службе контрразведки Российской Федерации до прохождения ими аттестации, необходимой для зачисления в штаты ФСК России.
5 января 1994 г. был подписан Указ Президента РФ № 19 «Об утверждении Положения о Федеральной службе контрразведки Российской Федерации».
В соответствии с Положением, ФСК России объявлялась центральным органом федеральной государственной власти, осуществляющим руководство деятельностью подведомственных ей органов контрразведки, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, учебных заведений, а также ведущим работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Российской Федерации.
ФСК России возглавляет единую систему органов контрразведки Российской Федерации, функционирующих независимо от органов власти субъектов Российской Федерации, в которую помимо нее входят:
-
органы контрразведки в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, отдельных регионах Российской Федерации, городе Москве и Московской области, городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (территориальные органы контрразведки);
-
органы военной контрразведки в Вооруженных Силах РФ, Пограничных войсках РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и иных войсках и воинских формированиях РФ.
В соответствии с Положением на органы ФСК России возлагалось решение следующих задач:
-
Выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации.
-
Добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации.
-
Обеспечение Президента Российской Федерации информацией об угрозах ее безопасности.
-
Борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями, а также незаконно созданными или запрещенными общественными объединениями, посягающими на конституционный строй Российской Федерации.
-
Обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов Российской Федерации.
-
Контрразведывательное обеспечение оперативного прикрытия государственной границы Российской Федерации.
Структура ФСК России строилась по традиционной схеме.
Положением устанавливалось, что ФСК России в области защиты информации:
-
участвует в разработке и реализации мер по защите государственной тайны, определяет основные направления деятельности органов контрразведки в этой области;
-
осуществляет контроль за обеспечением сохранности государственной тайны в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, органах общественных объединений и оказывает им содействие в разработке мер по защите коммерческой тайны; в установленном порядке осуществляет меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
-
разрабатывает и осуществляет контрразведывательные меры по обеспечению государственной безопасности в Вооруженных Силах РФ, Пограничных войсках РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и иных войсках и воинских формированиях РФ, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах РФ;
-
организует и осуществляет контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности, инспирируемой и проводимой иностранными спецслужбами и организациями, а также направленной против представителей высших органов государственной власти Российской Федерации;
-
организует и непосредственно проводит контрразведывательные мероприятия на объектах оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектах жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектах, в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
-
организует и проводит выявление на территории РФ радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучений передающих радио-электронных средств, используемых в противоправных целях; осуществляет регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
-
осуществляет в пределах своей компетенции добывание, обработку и анализ информации об угрозах безопасности Российской Федерации в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической и других областях и информирует об этом Президента РФ.
-
создает информационные системы, определяет в соответствии с законодательством РФ порядок учета, хранения и использования оперативных, архивных и других материалов, относящихся к деятельности органов контрразведки;
-
проводит оперативно-технические мероприятия, криминалистические и другие экспертизы и исследования; при оперативной необходимости изготавливает и использует документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств, а также личность граждан, сотрудничающих с органами контрразведки на конфиденциальной основе;
-
устанавливает в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами единые требования по организации делопроизводства и архивного дела в органах контрразведки;
Контроль за деятельностью ФСК России и органами контрразведки осуществляется Президентом РФ.
К 1995 г. в результате перманентных реорганизаций отечественных органов безопасности после ликвидации КГБ СССР в РФ стало функционировать несколько разрозненных специальных служб, между которыми не было налажено эффективного взаимодействия и координации, прежде всего в сфере разведывательной и контрразведывательной деятельности, а также сфере борьбы с преступностью. В каждой из самостоятельных спецслужб были созданы свои финансово-хозяйствен-' ные, медицинские, кадровые и другие административные подразделения, что привело к значительному увеличению управленческого аппарата, росту финансовых и материально-технических затрат государства и общества на содержание спецслужб.
Реорганизации спецслужб в 1991—1995 гг. не вызывались объективными условиями внутриполитической обстановки в стране: несовершенство законодательства, слабость и отсутствие ряда административно-правовых режимов в сфере сохранения государственных и военных секретов, беспрепятственные поездки по стране иностранцев, в том числе и разведчиков, действующих под дипломатическим прикрытием, разного рода коммерсантов и дельцов западных стран и США, допуск иностранцев к нашим приоритетным научным разработкам и т. д., беспрецедентный рост коррупции государственного аппарата значительно усложнили ее качественное решение. Резкий взлет преступности в ее особо опасных формах заставил вернуться к традиционному для нашего государства построению органов государственной безопасности: уже в начале 1995 г. ФСК России была реорганизована в Федеральную службу безопасности Росс
2.6. Федеральная служба безопасности РФ
Федеральная служба безопасности России, образованная 12 апреля 1995 г. на основе ФСК России, является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом РФ.
Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
Правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.1, Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»2, утвердивший Положение о Федеральной службе безопасности РФ и ее структуру, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и нормативные акты федеральных органов государственной власти и международные договоры РФ. Создание федеральных органов безопасности, не предусмотренных Федеральным законом, не допускается.
Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; единства системы органов федеральной службы безопасности, а также централизации управления ими; конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Принципиальное отличие ФСБ от КГБ в том, что у КГБ был единственный заказчик — ЦК КПСС, который осуществлял политическое руководство этим органом в интересах одной политической силы. Сегодня заказчик — государство и для ФСБ равны все политические партии и движения.
В органах федеральной службы безопасности запрещается создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.
Согласно редакции Федерального закона № 4-ФЗ от 3 апреля 1995 г. органы Федеральной службы безопасности представляют единую централизованную систему, в которую входят:
Федеральная служба безопасности РФ;
-
управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
-
управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). В первоначальную систему и функции органов Федеральной службы безопасности РФ в последние годы внесены существенные изменения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июня 1995 г. № 633 в структуру ФСБ входили:
• Управление контрразведывательных операций;
• Управление военной контрразведки;
• Управление по контрразведйательному обеспечению стратегических объектов;
• Управление экономической контрразведки;
• Управление по борьбе с терроризмом;
• Управление специальных операций;
• Оперативно-поисковое управление;
• Следственное управление;
• Управление оперативно-технических мероприятий;
• Управление научно-технического обеспечения;
• Информационно-аналитическое управление;
• Организационно-инспекторское управление;
• Управление собственной безопасности;
• Управление шифрованной и специальной связи;
• Управление кадров;
• Управление делами;
• Договорно-правовое управление;
• Управление регистрации и архивных фондов;
• Центр общественных связей;
• Управление материально-технического снабжения;
• Финансово-экономическое управление;
• Военно-медицинское управление;
• Военно-строительное управление;
• Военно-мобилизационный отдел.
В целях совершенствования управления органами федеральной службы безопасности Указом Президента РФ от 22 мая 1997 г. № 515 ряд управлений был объединен в 5 департаментов:
• Департамент контрразведки;
• Департамент по борьбе с терроризмом;
• Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования;
• Департамент по организационно-кадровой работе;
• Департамент обеспечения деятельности;
• Управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций;
• Следственное управление;
• Оперативно-поисковое управление;
• Управление оперативно-технических мероприятий;
• Управление собственной безопасности;
• Управление делами;
• Следственный изолятор;
• Научно-исследовательский центр.
11марта 2003 г. Президент России своим указом «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации»1 расформировал Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), распределив его функции между ФСБ, ФСО, СВР и Министерством обороны, а также передал в ведение ФСБ России функции Федеральной погранслужбы. Данные мероприятия были осуществлены в рамках общей оптимизации структуры государственных органов власти и управления Российской Федерации. Логическим результатом их реализации должны стать формирование сообщества спецслужб России, призванного комплексно обеспечивать интересы безопасности государства, ликвидация параллелизма и дублирования в работе, обеспечение рационального использования финансовых, материально-технических средств и людских ресурсов, сокращение управленческого аппарата, а также построение более эффективной схемы работы.
В редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ в структуру органов Федеральной службы безопасности входят:
-
федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
-
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
-
управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
-
управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
-
другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
-
авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.