Файл: Блок6 Совремннность .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 443

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий;

  • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об опе­ративно-розыскной деятельности;

  • проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при прохо­де (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (вы­езде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транс­портных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

  • задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны или направленные на воспрепятствование законным требованиям сотрудни­ков федеральных органов государственной охраны, а также связанные с проникновением или попыткой про­никновения на охраняемые объекты;

  • использовать в служебных целях транспортные сред­ства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных предста­вительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения преступлений, для преследования и задержания лица, совершившего преступление или по­дозреваемого в его совершении, для доставления лица, нуждающегося в срочной медицинской помощи, в ле­чебное учреждение, а также для проезда к месту проис­шествия;

  • беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежа­щие гражданам помещения и на принадлежащие им зе­мельные участки, на территории и в помещения орга­низаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопас­ности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реаль­ную угрозу безопасности объектов государственной ох­раны; о всех случаях вхождения в жилые и иные поме­щения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведом­ляют прокурора в течение 24 часов;

  • принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопуще­нию транспортных средств и граждан на отдельные уча­стки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств;

  • применять физическую силу, специальные средства и оружие. ри применении физической силы, специальных средств или оружия сотрудники федеральных органов государствен­ной охраны обязаны предупредить о намерении их исполь­зовать, предоставив при этом достаточно времени для выпол­нения законных требований сотрудников, за исключением случаев, если:

      • промедление в применении физической силы, специ­альных средств или оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья объектов государ­ственной охраны, сотрудников федеральных органов государственной охраны и государственных органов обеспечения безопасности, привлеченных для участия в проведении охранных мероприятий, а также иных граждан либо реальную угрозу безопасности охраняе­мых объектов и транспортных средств;

      • такое предупреждение является неуместным или невоз­можным.


Сотрудники федеральных органов государственной охра­ны не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный ими в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случа­ях физической силы, специальных средств или оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необхо­димой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, уста­новленном федеральным законодательством.

К числу основных обязанностей федеральных органов го­сударственной охраны законом отнесены:

  • выявление, предупреждение и пресечение противоправ­ных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

  • организация и проведение охранных, режимных, техни­ческих и иных мероприятий по обеспечению безопас­ности объектов государственной охраны;

  • поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государствен­ной охраны в местах их постоянного или временного пребывания, устранение обстоятельств, препятствую­щих осуществлению государственной охраны;

  • обеспечение в необходимых случаях сопровождения или экскортирования автотранспортных средств, в ко­торых следуют объекты государственной охраны;

  • организация и проведение на охраняемых объектах, а также в местах постоянного или временного пребыва­ния объектов государственной охраны оперативно-тех­нического, санитарно-гигиенического, экологического, радиационного и противоэпидемического контроля;

  • осуществление во взаимодействии с ФАПСИ мер по противодействию утечки информации по техническим каналам.

В соответствии с Указом Президента РФ № 308 от 11 мар­та 2003 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности РФ» в связи с упраздне­нием ФАПСИ была образована Служба специальной связи и информации при ФСО России, являющаяся федеральным органом, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования систем специальной инфор­мации для государственных органов.

Контроль за деятельностью федеральных органов государ­ственной охраны осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды в пределах своих пол­номочий, определяемых Конституцией РФ и федеральными законами.

Надзор за исполнением законов федеральными органами государственной охраны осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, ока­зывающих или оказывавших федеральным органам государ­ственной охраны содействие на конфиденциальной основе, предоставляются уполномоченному прокурору на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.


ФСО России возглавляет руководитель в ранге председа­теля государственного комитета РФ, который подчиняется Президенту РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Федеральные органы государственной охраны комплекту­ются военнослужащими и гражданским персоналом из чис­ла граждан РФ. Численность военнослужащих и гражданско­го персонала федеральных органов государственной охраны устанавливает Президент РФ.

Сотрудники федеральных органов государственной охра­ны при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государ­ства. Законные требования сотрудников федеральных орга­нов государственной охраны обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование исполнению сотрудниками служебных обязанностей, оскорб­ление их чести и достоинства, оказание сопротивления, угро­за или насилие в отношении сотрудников федеральных орга­нов государственной охраны, посягательство на их жизнь, здоровье и имущество в связи с исполнением указанными со­трудниками служебных обязанностей влекут за собой ответ­ственность, установленную федеральным законодательством. Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников федеральных органов государственной охраны.

При исполнении сотрудником федеральных органов госу­дарственной охраны служебных обязанностей не допускают­ся применение к нему административных взысканий, его привод и административное задержание, а также личный до­смотр, досмотр находящихся при нем вещей, досмотр ис­пользуемых им транспортных средств без представителя со­ответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда.

Законом предусмотрены отдельные ограничения для со­трудников федеральных органов государственной охраны. Так, в своей служебной деятельности они не могут быть связаны решениями политических партий и других общественных объединений. Сотрудникам федеральных органов государ­ственной охраны запрещается заниматься предприниматель­ской деятельностью или оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники федеральных органов государственной охраны не вправе совмещать военную службу с другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполне­нию ими служебных обязанностей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудни­ками федеральных органов государственной охраны служеб­ных обязанностей влечет за собой ответственность, предус­мотренную федеральным законодательством.


2.3. Образование Министерства безопасности и внутренних дел РФ


В соответствии с Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 19 декабря 1991 г. № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», в связи с ратификацией Верховным СоветомРСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безо­пасности Российской Федерации было образовано Министер­ство безопасности и внутренних дел РСФСР (МБВД). Созда­ние Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР было осуществлено на базе упраздняемых Министерства внутренних дел СССР, Министерства внутренних дел РСФСР, Межреспубликанской службы безопасности и Агентства фе­деральной безопасности РСФСР. В соответствии с Указом все здания и сооружения, материально-техническая база, инфор­мационные банки и системы, служебная документация и иное имущество упраздняемых министерств и ведомств пе­решли в государственную собственность РСФСР.

Однако общество еще не забыло негативных последствий формирования подобных правоохранительных «монстров», поэтому жизнь МБВД оказалась недолгой. 26 декабря 1991 г. группа народных депутатов России направила запрос в Кон­ституционный Суд России, требуя признать Указ Президен­та РСФСР неконституционным. Конституционный Суд при­остановил действие Указа, а 15 января 1992 г. Президент России отменил его. Не успев объединиться, милиция и гос­безопасность вновь стали самостоятельными.

24 января 1992 г. на базе упраздненных АФБ РСФСР и МСБ было образовано Министерство безопасности Россий­ской Федерации (МБ РФ).


2.4. Министерство безопасности РФ

24 января 1992 г., на базе упраздненных Агентства феде­ральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской служ­бы безопасности, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 января 1992 г. № 42 «Об образовании Министерства безо­пасности РФ» было образовано Министерство безопасности Российской Федерации.

В республиках в составе Российской Федерации были со­зданы Министерства безопасности, в краях и областях — уп­равления МБ РФ, в городах и районах — отделы-отделения МБ РФ.

Указ Президента РФ от 24 января 1992 г. утверждал Вре­менное положение об МБ РФ и определял структуру цент­рального аппарата.

С июня 1992 г. в составе Министерства безопасности РФ были образованы Пограничные войска Российской Федера­ции (Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 620 «Об образовании Пограничных войск Россий­ской Федерации»).

8 июля 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон о федеральных органах государственной безопасности, который определил назначение и задачи фе­деральных органов государственной безопасности, правовую основу, принципы их организации и деятельности; их систе­му; обязанности и права, силы и средства; контроль и над­зор за деятельностью федеральных органов государственной безопасности.


Так, в Законе указывалось, что федеральные органы госу­дарственной безопасности «в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также противо­правных посягательств на конституционный строй, сувере­нитет, территориальную целостность и обороноспособность Российской Федерации»1.

Основными задачами органов безопасности были опреде­лены:

    1. Выявление, предупреждение и пресечение разведыва­тельно-подрывной деятельности иностранных спец­служб и организаций против Российской Федерации.

    2. Добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

    3. Выявление, предупреждение и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению фе­деральных органов государственной безопасности.

    4. Борьба с терроризмом.

    5. Выявление, предупреждение и пресечение во взаимо­действии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами Российской Фе­дерации организованной преступности, коррупции и наркобизнеса.

    6. Обеспечение в пределах своей компетенции сохранно­сти государственных секретов Российской Федерации.

    7. Обеспечение охраны государственной границы Россий­ской Федерации с помощью оперативно-розыскных средств.

    8. Обеспечение высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, других государ­ственных органов информацией об угрозах безопасно­сти Российской Федерации.

    1. К принципам организации и деятельности федеральных органов государственной безопасности были отнесены прин­ципы законности, уважения прав и свобод человека и гражда­нина, гуманизма, подотчетности и подконтрольности высшим органам государственной власти и управления РФ, единства их системы и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности.

    В соответствии с Законом систему органов безопасности составляли:

    • Министерство безопасности Российской Федерации;

    • органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, авто­номной области и автономных округах, городах Моск­ве и Санкт-Петербурге;

    • органы государственной безопасности в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях (военная контрразведка);

    • органы пограничной охраны.

    Органам безопасности предоставлялось право:

    • проводить в соответствии с законами Российской Феде­рации оперативно-розыскные мероприятия с целью вы­явления, предупреждения и пресечения преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, а также с целью получения информации об угрозах безо­пасности Российской Федерации и обеспечения борьбы с иностранными спецслужбами и организациями;

    • осуществлять в соответствии с законами Российской Федерации необходимые следственные действия с це­лью выявления, предупреждения и раскрытия преступ­лений, расследование которых отнесено законом к ве­дению органов безопасности;

    • иметь и использовать в соответствии с законодательны­ми актами Российской Федерации следственные изоля­торы; — получать безвозмездно от предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполне­ния возложенных на органы безопасности обязаннос­тей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации; и т. д.