ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 443
Скачиваний: 1
-
привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий;
-
осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности;
-
проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
-
задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны или направленные на воспрепятствование законным требованиям сотрудников федеральных органов государственной охраны, а также связанные с проникновением или попыткой проникновения на охраняемые объекты;
-
использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения преступлений, для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, для доставления лица, нуждающегося в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия;
-
беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны; о всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов;
-
принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств;
-
применять физическую силу, специальные средства и оружие. ри применении физической силы, специальных средств или оружия сотрудники федеральных органов государственной охраны обязаны предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения законных требований сотрудников, за исключением случаев, если:
-
промедление в применении физической силы, специальных средств или оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья объектов государственной охраны, сотрудников федеральных органов государственной охраны и государственных органов обеспечения безопасности, привлеченных для участия в проведении охранных мероприятий, а также иных граждан либо реальную угрозу безопасности охраняемых объектов и транспортных средств;
-
такое предупреждение является неуместным или невозможным.
-
Сотрудники федеральных органов государственной охраны не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный ими в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном федеральным законодательством.
К числу основных обязанностей федеральных органов государственной охраны законом отнесены:
-
выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
-
организация и проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий по обеспечению безопасности объектов государственной охраны;
-
поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного или временного пребывания, устранение обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;
-
обеспечение в необходимых случаях сопровождения или экскортирования автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
-
организация и проведение на охраняемых объектах, а также в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технического, санитарно-гигиенического, экологического, радиационного и противоэпидемического контроля;
-
осуществление во взаимодействии с ФАПСИ мер по противодействию утечки информации по техническим каналам.
В соответствии с Указом Президента РФ № 308 от 11 марта 2003 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности РФ» в связи с упразднением ФАПСИ была образована Служба специальной связи и информации при ФСО России, являющаяся федеральным органом, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования систем специальной информации для государственных органов.
Контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды в пределах своих полномочий, определяемых Конституцией РФ и федеральными законами.
Надзор за исполнением законов федеральными органами государственной охраны осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших федеральным органам государственной охраны содействие на конфиденциальной основе, предоставляются уполномоченному прокурору на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.
ФСО России возглавляет руководитель в ранге председателя государственного комитета РФ, который подчиняется Президенту РФ, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.
Федеральные органы государственной охраны комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом из числа граждан РФ. Численность военнослужащих и гражданского персонала федеральных органов государственной охраны устанавливает Президент РФ.
Сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Законные требования сотрудников федеральных органов государственной охраны обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование исполнению сотрудниками служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении сотрудников федеральных органов государственной охраны, посягательство на их жизнь, здоровье и имущество в связи с исполнением указанными сотрудниками служебных обязанностей влекут за собой ответственность, установленную федеральным законодательством. Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников федеральных органов государственной охраны.
При исполнении сотрудником федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются применение к нему административных взысканий, его привод и административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, досмотр используемых им транспортных средств без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда.
Законом предусмотрены отдельные ограничения для сотрудников федеральных органов государственной охраны. Так, в своей служебной деятельности они не могут быть связаны решениями политических партий и других общественных объединений. Сотрудникам федеральных органов государственной охраны запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудники федеральных органов государственной охраны не вправе совмещать военную службу с другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению ими служебных обязанностей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
2.3. Образование Министерства безопасности и внутренних дел РФ
В соответствии с Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 19 декабря 1991 г. № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», в связи с ратификацией Верховным СоветомРСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации было образовано Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР (МБВД). Создание Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР было осуществлено на базе упраздняемых Министерства внутренних дел СССР, Министерства внутренних дел РСФСР, Межреспубликанской службы безопасности и Агентства федеральной безопасности РСФСР. В соответствии с Указом все здания и сооружения, материально-техническая база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество упраздняемых министерств и ведомств перешли в государственную собственность РСФСР.
Однако общество еще не забыло негативных последствий формирования подобных правоохранительных «монстров», поэтому жизнь МБВД оказалась недолгой. 26 декабря 1991 г. группа народных депутатов России направила запрос в Конституционный Суд России, требуя признать Указ Президента РСФСР неконституционным. Конституционный Суд приостановил действие Указа, а 15 января 1992 г. Президент России отменил его. Не успев объединиться, милиция и госбезопасность вновь стали самостоятельными.
24 января 1992 г. на базе упраздненных АФБ РСФСР и МСБ было образовано Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ).
2.4. Министерство безопасности РФ
24 января 1992 г., на базе упраздненных Агентства федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 января 1992 г. № 42 «Об образовании Министерства безопасности РФ» было образовано Министерство безопасности Российской Федерации.
В республиках в составе Российской Федерации были созданы Министерства безопасности, в краях и областях — управления МБ РФ, в городах и районах — отделы-отделения МБ РФ.
Указ Президента РФ от 24 января 1992 г. утверждал Временное положение об МБ РФ и определял структуру центрального аппарата.
С июня 1992 г. в составе Министерства безопасности РФ были образованы Пограничные войска Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 620 «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации»).
8 июля 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон о федеральных органах государственной безопасности, который определил назначение и задачи федеральных органов государственной безопасности, правовую основу, принципы их организации и деятельности; их систему; обязанности и права, силы и средства; контроль и надзор за деятельностью федеральных органов государственной безопасности.
Так, в Законе указывалось, что федеральные органы государственной безопасности «в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Российской Федерации»1.
Основными задачами органов безопасности были определены:
-
Выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации.
-
Добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации.
-
Выявление, предупреждение и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности.
-
Борьба с терроризмом.
-
Выявление, предупреждение и пресечение во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел и другими государственными органами Российской Федерации организованной преступности, коррупции и наркобизнеса.
-
Обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов Российской Федерации.
-
Обеспечение охраны государственной границы Российской Федерации с помощью оперативно-розыскных средств.
-
Обеспечение высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, других государственных органов информацией об угрозах безопасности Российской Федерации.
-
К принципам организации и деятельности федеральных органов государственной безопасности были отнесены принципы законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, подотчетности и подконтрольности высшим органам государственной власти и управления РФ, единства их системы и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных форм деятельности.
В соответствии с Законом систему органов безопасности составляли:
-
Министерство безопасности Российской Федерации;
-
органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге;
-
органы государственной безопасности в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях (военная контрразведка);
-
органы пограничной охраны.
Органам безопасности предоставлялось право:
-
проводить в соответствии с законами Российской Федерации оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, а также с целью получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации и обеспечения борьбы с иностранными спецслужбами и организациями;
-
осуществлять в соответствии с законами Российской Федерации необходимые следственные действия с целью выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов безопасности;
-
иметь и использовать в соответствии с законодательными актами Российской Федерации следственные изоляторы; — получать безвозмездно от предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации; и т. д.