Файл: Блок 5. -60 годы -август 1991 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 650

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15) совместно с органами безопасности республик и други­ми государственными органами участвует в реализации установленных законодательством Союза и республик режимно-правовых мер обеспечения безопасности, а также безопасности осуществляемых специальных и военных перевозок, перевозок опасных грузов по тер­ритории республик;

16) обеспечивает совместно с органами безопасности рес­публик в пределах компетенции и на договорной основе безопасность при проведении на территории страны важных международных, общесоюзных государствен­ных и общественно-политических мероприятий;

17) осуществляет на взаимной, согласованной основе пол­ное, бесплатное и беспрепятственное использование оперативных архивов и оперативных учетов, а также ин­формационных бланков Межреспубликанской службы безопасности и органов безопасности республик;

18) принимает меры по совершенствованию правовой ос­новы своей деятельности: оказывает методическую по­мощь органам безопасности республик в организации их правовой работы; реализует меры по обеспечению согласованности и взаимоприемлемости положений вырабатываемых нормативных актов, регламентирую­щих деятельность органов безопасности республик и Межреспубликанской службы безопасности в части решения совместных задач...

3 декабря 1991 г. Советом Республик Верховного Совета СССР был принят Закон «О реорганизации органов госбезо­пасности».

В МСБ был образован координационный совет, в который вошли директор Центральной службы разведки (ЦСР) и ру­ководители органов госбезопасности союзных республик, Права последних были значительно расширены: они получи­ли право самостоятельно назначать начальников областных управлений, присваивать воинские звания и т. д.

Были подписаны соглашения КГБ РСФСР — МСБ со Службой национальной безопасности Украины, КГБ Бело­руссии и Таджикистана, а в ноябре 1991 г. в Казахстан и Киргизию — с КГБ этих республик, с МНБ Молдавии, службами безопасности Туркмении, Арме­нии и Азербайджана, готовилось соглашение с Узбекистаном. По соглашению с правительствами прибалтийских респуб­лик, государственная независимость которых была призна­на Госсоветом СССР в сентябре 1991 г., были ликвидирова­ны КГБ в этих государствах.

Параллельно с МСБ СССР в РСФСР действовал КГБ РСФСР, преобразованный в ноябре 1991 г. в Агентство феде­ральной безопасности РСФСР.


5.4. Агентство федеральной безопасности РСФСР

Управления КГБ в краях и областях РСФСР после собы­тий 19 августа 1991 г. в соответствии с приказом Бакатина от 4 сентября 1991 г. перешли в прямое подчинение КГБ РСФСР, образованного в 1990 г.

26 ноября 1991 г. Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельци­на «в целях обеспечения безопасности республики до приня­тия соответствующих законодательных актов РСФСР» КГБ РСФСР был преобразован в Агентство федеральной безопас­ности РСФСР.


Указ Президента РСФСР устанавливал структуру цент­рального аппарата АФБ РСФСР, утверждал Временное поло­жение об АФБ РСФСР, Порядок назначения (освобождения) руководящих работников АФБ РСФСР и подчиненных ему органов, состав коллегии АФБ РСФСР.

В соответствии с Указом за работниками АФБ РСФСР и его органов сохранялись нормы и порядок материального обеспечения, права, льготы и преимущества, предусмотрен­ные для соответствующих категорий работников органов го­сударственной безопасности.

Временным положением об АФБ РСФСР устанавлива­лось, что управления АФБ РСФСР по краям и областям и агентства федеральной безопасности республик в составе РСФСР составляют систему органов федеральной безопасно­сти РСФСР. АФБ РСФСР является центральным органом (на правах государственного комитета РСФСР).

АФБ РСФСР возглавляет Генеральный директор в ранге Министра РСФСР, который назначается (освобождается) Указом Президента РСФСР по согласованию с Верховным Советом РСФСР.

Директора агентств федеральной безопасности республик в составе РСФСР назначаются (освобождаются) по представ­лению Генерального директора АФБ РСФСР в порядке, пре­дусмотренном конституциями этих республик.

В соответствии с Временным положением органы АФБ РСФСР могли осуществлять свою деятельность по следую­щим основным направлениям:

  • получение и анализ информации о посягательствах на жизненно важные политические и экономические ин­тересы республики, о кризисных ситуациях в мире;

  • анализ внутриполитической, социально-экономической обстановки в республике, процессов, которые могут при­вести к обострению межнациональных и межрелигиоз­ных конфликтов, возникновению организованных структур, ставящих целью насильственное изменение конституционного строя РСФСР;

  • информирование органов государственной власти и управления о предпосылках к чрезвычайным происше-ствиям, влекущим тяжелые социальные, экономичес­кие и экологические последствия;

  • борьба с разведывательной деятельностью иностранных спецслужб, других зарубежных организаций;

  • противодействие попыткам влияния извне, способству­ющим обострению обстановки, социальным взрывам и межнациональным конфликтам в республике;

  • выявление, предупреждение и пресечение деятельнос­ти международных преступных сообществ и отдельных преступных элементов извне, направленной на причи­нение ущерба интересам Российской Федерации и ущемление прав ее граждан;

  • обеспечение экономической безопасности функцио­нирования государственных и негосударственных хо­зяйственных структур в республике, предотвращение попыток нанесения ущерба ее интересам в сфере меж­дународного экономического сотрудничества и совме­стного предпринимательства;

  • организация системы защиты государственных секре­тов и ее методическое обеспечение, оказание содей­ствия негосударственным учреждениям, организациям и предприятиям в вопросах защиты коммерческой тай­ны и другой приоритетной информации;

  • выявление и пресечение противоправной деятельности, направленной на разжигание межнациональных и меж­религиозных конфликтов, приводящих к массовым бес­порядкам и другим насильственным действиям;

  • борьба с терроризмом и другими насильственными дей­ствиями, посягающими на государственный строй;

  • предупреждение и пресечение деятельности, направ­ленной на насильственное изменение конституционно­го строя республики;

  • выявление и противодействие коррупции в органах го­сударственной власти и управления, а также в правоох­ранительных органах;

  • борьба с организованной преступностью, контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, затрагивающим интересы безопасности государства.


Для выработки решений по наиболее важным вопросам оперативно-служебной деятельности в АФБ РСФСР, агент­ствах федеральной безопасности республик в составе РСФСР и управлениях АФБ РСФСР по краям и областям были образованы коллегии, состав которых утверждался Президен­том РСФСР.

Временное положение устанавливало, что до принятия Верховным Советом РСФСР законов, регламентирующих деятельность органов федеральной безопасности республики, АФБ РСФСР и подчиненные ему органы пользуются правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях предупреждения, обнаружения, пресечения и раскрытия пре­ступлений, расследование которых отнесено законом к веде­нию органов государственной безопасности.

Конечно, формирование АФБ и реформирование МСБ процесс сложный, не исключающий возможности известных разногласий по частным вопросам. Но эти разногласия вовсе не носят принципиаль­ного характера и разрешаются на основе взаимосогласованных дого­воренностей.

Однако ни от Бакатина, ни от Иваненко судьба МСБ и АФБ не зависела. Она была предрешена политическим руко­водством России, которое стремилось разрушить «до основа­ния» КГБ СССР и создать новые спецслужбы, обеспечива­ющие защиту преобразований, произошедших в стране. 19 декабря 1991 г. указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина Межреспубликанская служба безопасности, МВД СССР, Агентство федеральной безопасности РСФСР и МВД РСФСР были объединены в Министерство безопасности и внутрен­них дел (МБВ


5.5.Совершенствование нормативной базы ЗИ

октябрь1970 года

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах усиления режима секретности"

июль 1972 года

11.7.72 утверждена "Инструкция по обеспечению сохранности государственной тайны и режима секретности проводимых работ". Инструкция 1972 года предусматривает отделы или группы режима и секретные отделы или части

декабрь 1973 года

Постановление ЦК КПСС "О мерах противодействия иностранным техническим разведкам"

1973 год-

Создана Государственная техническая комиссия по противодействию иностранным техническим разведкам (Гостехкомиссия СССР)

ноябрь 1976 года-

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 ноября 1976 года №941-323 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы сохранения государственных секретов"

февраль 1980 года

Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 12 февраля 1980 года утверждена "Инструкция по работе с секретными документами в аппарате ЦК КПСС"

декабрь 1980 года

Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1980 года №1121-387 утверждены "Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну" и "Положение о порядке установления степени секретности категорий сведений и определения степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях"

июль 1984 года

Постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1984 года №733-162 утверждено "Положение по противодействию иностранным техническим разведкам"

май 1987 года

Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1987 года №556-126 утверждена "Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР" №0126-87. В ней записано, что режимно-секретные органы создаются на правах структурных подразделений, в состав которых входят подразделения режима и подразделения секретного делопроизводства

декабрь 1987 года

21 декабря 1987 года Главлитом утверждены "Единые правила печатания несекретных изданий"

март 1988 года

25 марта 1988 года Главлитом утверждено "Положение о порядке подготовки материалов, предназначенных для открытого опубликования и издания с грифом "Для служебного пользования"" (Положение-88)

апрель 1990 года

Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1990 года №439-67 утверждено "Положение о разработке, изготовлении и обеспечении эксплуатации шифровальной техники, государственных и ведомственных систем связи и управления и комплексов вооружения, использующих шифровальную технику" (ПШ-89)

1990 год-

Главным управлением по охране государственных тайн в печати (ГУОТ) при Совете Министров СССР утверждены "Методические рекомендации по охране сведений, подлежащих защите от разглашения в печати и других средствах массовой информации"


Основное значение в данный период имело постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 1 октября 1970 г. «О мерах по усилению режима секретности». В соответствии с ним планировалось создание в стране системы комплексного противодействия ИТР. В его развитие было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах противодействия иностранным техническим разведкам» от 15 ноября 1976 г.

Постановление от 1 октября 1970 г. указывало на недостатки в действующей системе ЗГС:

  • иностранным спецслужбам удается получить ЗИ путем использования ТС и открытым путем из-за недостатков в организации системы ЗИ;

  • не полностью реализуются меры ПД ИТР;

  • недостаточно исследуются возможные каналы утечки ЗИ, не разработаны эффективные меры по перекрытию данных каналов;

  • чрезмерно расширен круг лиц, допускаемых к ЗИ;

  • недостаточный контроль за открытыми служебными изданиями.

  • В постановлении указывалось, что общегосударственная система ЗГС включает:

  • строго регламентированный порядок обращения с ГС в учреждениях, организациях и на предприятиях;

  • систему комплексного ПД ИТР на территории страны;

  • систему надведомственного контроля за сохранностью ГС, которая создается путем наделения соответствующими полномочиями отдельных министерств и ведомств.

15 ноября 1976 г. - постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы сохранения государственных секретов».

Недостатки в организации ЗИ:

  • как и в постановлении от 1 октября 1970 г., указывалось, что недостаточно исследуются возможные каналы утечки ЗИ, не разработаны эффективные меры по перекрытию данных каналов;

  • необоснованное присвоение грифа секретности документам (завышение или занижение);

  • недостаточный контроль за публикациями в открытой печати.

  • Меры по совершенствованию:

  • усиление роли ПДТК в вопросах выявления возможных каналов утечки ЗИ и выработке рекомендаций по их закрытию;

  • на ПДТК возложены задачи по подготовке вопросов по засекречиванию и рассекречиванию информации, определению возможности открытого опубликования тех или иных сведений;

  • руководителям учреждений, организаций и предприятий предлагалось улучшить работу по подбору кадров в подразделения по ЗГТ;

  • указывалось на необходимость переработки Перечня главнейших сведений, составляющих ГТ и в последующем пересматривать такие перечни 1 раз в 5 лет;

  • в целях улучшения подготовки специалистов в области ЗИ предусматривалось создание постоянно действующих курсов по повышению квалификации работников и соответствующих кафедр в отраслевых институтах повышения квалификации руководящих работников и специалистов.


5.6. Ответственность за разглашение государственной тайны

Указ Президиума ВС СССР от 25 декабря 1972 г. «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Органам государственной безопасности предоставлялось право объявлять лицам, совершившим деяния, не наказуемые в уголовном порядке, но противоречащие интересам ЗГС, официальное предупреждение об их недопустимости (контакты с иностранцами, нарушения правил обращения с документами). Предостережение оформлялось протоколом, и о факте его объявления правонарушителю письменно уведомлялся прокурор, осуществляющий надзор за следствием в органах государственной безопасности.


Указ Президиума ВС СССР от 11 января 1984 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР об уголовной ответственности и уголовном судопроизводстве». Устанавливалась уголовная ответственность за передачу или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составляющих служебную тайну («секретно»), лицом, которому эти сведения были доверены по службе или стали известны иным путем (раньше только для ГТ – сс, ов). Предусматривалось лишение свободы на срок до 3-х лет или исправительные работы на срок до 2-х лет. Те же действия, но повлекшие за собой крупный имущественный ущерб государственной или общественной организации наказывались лишением свободы на срок до 8 лет.


37