ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 650
Скачиваний: 2
15) совместно с органами безопасности республик и другими государственными органами участвует в реализации установленных законодательством Союза и республик режимно-правовых мер обеспечения безопасности, а также безопасности осуществляемых специальных и военных перевозок, перевозок опасных грузов по территории республик;
16) обеспечивает совместно с органами безопасности республик в пределах компетенции и на договорной основе безопасность при проведении на территории страны важных международных, общесоюзных государственных и общественно-политических мероприятий;
17) осуществляет на взаимной, согласованной основе полное, бесплатное и беспрепятственное использование оперативных архивов и оперативных учетов, а также информационных бланков Межреспубликанской службы безопасности и органов безопасности республик;
18) принимает меры по совершенствованию правовой основы своей деятельности: оказывает методическую помощь органам безопасности республик в организации их правовой работы; реализует меры по обеспечению согласованности и взаимоприемлемости положений вырабатываемых нормативных актов, регламентирующих деятельность органов безопасности республик и Межреспубликанской службы безопасности в части решения совместных задач...
3 декабря 1991 г. Советом Республик Верховного Совета СССР был принят Закон «О реорганизации органов госбезопасности».
В МСБ был образован координационный совет, в который вошли директор Центральной службы разведки (ЦСР) и руководители органов госбезопасности союзных республик, Права последних были значительно расширены: они получили право самостоятельно назначать начальников областных управлений, присваивать воинские звания и т. д.
Были подписаны соглашения КГБ РСФСР — МСБ со Службой национальной безопасности Украины, КГБ Белоруссии и Таджикистана, а в ноябре 1991 г. в Казахстан и Киргизию — с КГБ этих республик, с МНБ Молдавии, службами безопасности Туркмении, Армении и Азербайджана, готовилось соглашение с Узбекистаном. По соглашению с правительствами прибалтийских республик, государственная независимость которых была признана Госсоветом СССР в сентябре 1991 г., были ликвидированы КГБ в этих государствах.
Параллельно с МСБ СССР в РСФСР действовал КГБ РСФСР, преобразованный в ноябре 1991 г. в Агентство федеральной безопасности РСФСР.
5.4. Агентство федеральной безопасности РСФСР
Управления КГБ в краях и областях РСФСР после событий 19 августа 1991 г. в соответствии с приказом Бакатина от 4 сентября 1991 г. перешли в прямое подчинение КГБ РСФСР, образованного в 1990 г.
26 ноября 1991 г. Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «в целях обеспечения безопасности республики до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР» КГБ РСФСР был преобразован в Агентство федеральной безопасности РСФСР.
Указ Президента РСФСР устанавливал структуру центрального аппарата АФБ РСФСР, утверждал Временное положение об АФБ РСФСР, Порядок назначения (освобождения) руководящих работников АФБ РСФСР и подчиненных ему органов, состав коллегии АФБ РСФСР.
В соответствии с Указом за работниками АФБ РСФСР и его органов сохранялись нормы и порядок материального обеспечения, права, льготы и преимущества, предусмотренные для соответствующих категорий работников органов государственной безопасности.
Временным положением об АФБ РСФСР устанавливалось, что управления АФБ РСФСР по краям и областям и агентства федеральной безопасности республик в составе РСФСР составляют систему органов федеральной безопасности РСФСР. АФБ РСФСР является центральным органом (на правах государственного комитета РСФСР).
АФБ РСФСР возглавляет Генеральный директор в ранге Министра РСФСР, который назначается (освобождается) Указом Президента РСФСР по согласованию с Верховным Советом РСФСР.
Директора агентств федеральной безопасности республик в составе РСФСР назначаются (освобождаются) по представлению Генерального директора АФБ РСФСР в порядке, предусмотренном конституциями этих республик.
В соответствии с Временным положением органы АФБ РСФСР могли осуществлять свою деятельность по следующим основным направлениям:
-
получение и анализ информации о посягательствах на жизненно важные политические и экономические интересы республики, о кризисных ситуациях в мире;
-
анализ внутриполитической, социально-экономической обстановки в республике, процессов, которые могут привести к обострению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, возникновению организованных структур, ставящих целью насильственное изменение конституционного строя РСФСР;
-
— информирование органов государственной власти и управления о предпосылках к чрезвычайным происше-ствиям, влекущим тяжелые социальные, экономические и экологические последствия;
-
борьба с разведывательной деятельностью иностранных спецслужб, других зарубежных организаций;
-
противодействие попыткам влияния извне, способствующим обострению обстановки, социальным взрывам и межнациональным конфликтам в республике;
-
выявление, предупреждение и пресечение деятельности международных преступных сообществ и отдельных преступных элементов извне, направленной на причинение ущерба интересам Российской Федерации и ущемление прав ее граждан;
-
обеспечение экономической безопасности функционирования государственных и негосударственных хозяйственных структур в республике, предотвращение попыток нанесения ущерба ее интересам в сфере международного экономического сотрудничества и совместного предпринимательства;
-
организация системы защиты государственных секретов и ее методическое обеспечение, оказание содействия негосударственным учреждениям, организациям и предприятиям в вопросах защиты коммерческой тайны и другой приоритетной информации;
-
выявление и пресечение противоправной деятельности, направленной на разжигание межнациональных и межрелигиозных конфликтов, приводящих к массовым беспорядкам и другим насильственным действиям;
-
борьба с терроризмом и другими насильственными действиями, посягающими на государственный строй;
-
предупреждение и пресечение деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя республики;
-
выявление и противодействие коррупции в органах государственной власти и управления, а также в правоохранительных органах;
-
борьба с организованной преступностью, контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, затрагивающим интересы безопасности государства.
Для выработки решений по наиболее важным вопросам оперативно-служебной деятельности в АФБ РСФСР, агентствах федеральной безопасности республик в составе РСФСР и управлениях АФБ РСФСР по краям и областям были образованы коллегии, состав которых утверждался Президентом РСФСР.
Временное положение устанавливало, что до принятия Верховным Советом РСФСР законов, регламентирующих деятельность органов федеральной безопасности республики, АФБ РСФСР и подчиненные ему органы пользуются правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях предупреждения, обнаружения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности.
Конечно, формирование АФБ и реформирование МСБ — процесс сложный, не исключающий возможности известных разногласий по частным вопросам. Но эти разногласия вовсе не носят принципиального характера и разрешаются на основе взаимосогласованных договоренностей.
Однако ни от Бакатина, ни от Иваненко судьба МСБ и АФБ не зависела. Она была предрешена политическим руководством России, которое стремилось разрушить «до основания» КГБ СССР и создать новые спецслужбы, обеспечивающие защиту преобразований, произошедших в стране. 19 декабря 1991 г. указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина Межреспубликанская служба безопасности, МВД СССР, Агентство федеральной безопасности РСФСР и МВД РСФСР были объединены в Министерство безопасности и внутренних дел (МБВ
5.5.Совершенствование нормативной базы ЗИ
октябрь1970 года |
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах усиления режима секретности" |
июль 1972 года |
11.7.72 утверждена "Инструкция по обеспечению сохранности государственной тайны и режима секретности проводимых работ". Инструкция 1972 года предусматривает отделы или группы режима и секретные отделы или части |
декабрь 1973 года |
Постановление ЦК КПСС "О мерах противодействия иностранным техническим разведкам" |
1973 год- |
Создана Государственная техническая комиссия по противодействию иностранным техническим разведкам (Гостехкомиссия СССР) |
ноябрь 1976 года- |
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 ноября 1976 года №941-323 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы сохранения государственных секретов" |
февраль 1980 года |
Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 12 февраля 1980 года утверждена "Инструкция по работе с секретными документами в аппарате ЦК КПСС" |
декабрь 1980 года |
Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1980 года №1121-387 утверждены "Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну" и "Положение о порядке установления степени секретности категорий сведений и определения степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях" |
июль 1984 года |
Постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1984 года №733-162 утверждено "Положение по противодействию иностранным техническим разведкам" |
май 1987 года |
Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1987 года №556-126 утверждена "Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях СССР" №0126-87. В ней записано, что режимно-секретные органы создаются на правах структурных подразделений, в состав которых входят подразделения режима и подразделения секретного делопроизводства |
декабрь 1987 года |
21 декабря 1987 года Главлитом утверждены "Единые правила печатания несекретных изданий" |
март 1988 года |
25 марта 1988 года Главлитом утверждено "Положение о порядке подготовки материалов, предназначенных для открытого опубликования и издания с грифом "Для служебного пользования"" (Положение-88) |
апрель 1990 года |
Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1990 года №439-67 утверждено "Положение о разработке, изготовлении и обеспечении эксплуатации шифровальной техники, государственных и ведомственных систем связи и управления и комплексов вооружения, использующих шифровальную технику" (ПШ-89) |
1990 год- |
Главным управлением по охране государственных тайн в печати (ГУОТ) при Совете Министров СССР утверждены "Методические рекомендации по охране сведений, подлежащих защите от разглашения в печати и других средствах массовой информации" |
Основное значение в данный период имело постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 1 октября 1970 г. «О мерах по усилению режима секретности». В соответствии с ним планировалось создание в стране системы комплексного противодействия ИТР. В его развитие было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах противодействия иностранным техническим разведкам» от 15 ноября 1976 г.
Постановление от 1 октября 1970 г. указывало на недостатки в действующей системе ЗГС:
-
иностранным спецслужбам удается получить ЗИ путем использования ТС и открытым путем из-за недостатков в организации системы ЗИ;
-
не полностью реализуются меры ПД ИТР;
-
недостаточно исследуются возможные каналы утечки ЗИ, не разработаны эффективные меры по перекрытию данных каналов;
-
чрезмерно расширен круг лиц, допускаемых к ЗИ;
-
недостаточный контроль за открытыми служебными изданиями.
-
В постановлении указывалось, что общегосударственная система ЗГС включает:
-
строго регламентированный порядок обращения с ГС в учреждениях, организациях и на предприятиях;
-
систему комплексного ПД ИТР на территории страны;
-
систему надведомственного контроля за сохранностью ГС, которая создается путем наделения соответствующими полномочиями отдельных министерств и ведомств.
15 ноября 1976 г. - постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы сохранения государственных секретов».
Недостатки в организации ЗИ:
-
как и в постановлении от 1 октября 1970 г., указывалось, что недостаточно исследуются возможные каналы утечки ЗИ, не разработаны эффективные меры по перекрытию данных каналов;
-
необоснованное присвоение грифа секретности документам (завышение или занижение);
-
недостаточный контроль за публикациями в открытой печати.
-
Меры по совершенствованию:
-
усиление роли ПДТК в вопросах выявления возможных каналов утечки ЗИ и выработке рекомендаций по их закрытию;
-
на ПДТК возложены задачи по подготовке вопросов по засекречиванию и рассекречиванию информации, определению возможности открытого опубликования тех или иных сведений;
-
руководителям учреждений, организаций и предприятий предлагалось улучшить работу по подбору кадров в подразделения по ЗГТ;
-
указывалось на необходимость переработки Перечня главнейших сведений, составляющих ГТ и в последующем пересматривать такие перечни 1 раз в 5 лет;
-
в целях улучшения подготовки специалистов в области ЗИ предусматривалось создание постоянно действующих курсов по повышению квалификации работников и соответствующих кафедр в отраслевых институтах повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
5.6. Ответственность за разглашение государственной тайны
Указ Президиума ВС СССР от 25 декабря 1972 г. «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Органам государственной безопасности предоставлялось право объявлять лицам, совершившим деяния, не наказуемые в уголовном порядке, но противоречащие интересам ЗГС, официальное предупреждение об их недопустимости (контакты с иностранцами, нарушения правил обращения с документами). Предостережение оформлялось протоколом, и о факте его объявления правонарушителю письменно уведомлялся прокурор, осуществляющий надзор за следствием в органах государственной безопасности.
Указ Президиума ВС СССР от 11 января 1984 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР об уголовной ответственности и уголовном судопроизводстве». Устанавливалась уголовная ответственность за передачу или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составляющих служебную тайну («секретно»), лицом, которому эти сведения были доверены по службе или стали известны иным путем (раньше только для ГТ – сс, ов). Предусматривалось лишение свободы на срок до 3-х лет или исправительные работы на срок до 2-х лет. Те же действия, но повлекшие за собой крупный имущественный ущерб государственной или общественной организации наказывались лишением свободы на срок до 8 лет.