ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 649
Скачиваний: 2
Дальнейшие реорганизации органов КГБ СССР в 80-е гг. связаны с демократизацией общественной жизни в стране.
Действовавшее с 1959 г. Положение о КГБ при СМ СССР (СС ОВ) не соответствовало новой общественно-политической обстановке в стране, задачам и направлениям деятельности органов ЗИ в современный период.
16 мая 1991 г. ВС СССР принял закон «Об органах государственной безопасности в СССР» (открытый).
Основные функции:
-
разведывательная работа;
-
контрразведывательная работа;
-
обеспечение высших органов государственной власти и управления, других государственных органов информацией, необходимой для решения задач, связанных с государственной безопасностью;
-
предупреждение, выявление и пресечение преступлений, расследование которых отнесено к ведению органов государственной безопасности;
-
борьба с организованной преступностью, затрагивающей интересы госбезопасности;
-
обеспечение сохранности государственных секретов;
-
обеспечение безопасности специальных видов связи и шифровальной работы;
-
охрана государственной границы;
-
расследование государственных преступлений, в т.ч. в сфере ЗГС;
-
разработка, а в ряде случаев утверждение и ввод в действие по поручению СМ СССР обязательных для всех учреждений, организаций и предприятий положений и инструкций, регламентирующих основные вопросы защиты государственной тайны;
-
контроль за состоянием установленного порядка ведения секретных работ, обращения с секретными документами в учреждениях, организациях и на предприятиях, оказание помощи администрации и подразделениям по ЗГС в своевременном устранении выявленных недостатков;
-
участие в разработке и проведении администрацией и подразделениями по ЗГС предприятий совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятий по ПД ИТР;
-
применение мер административного воздействия (предостережение, приостановление или прекращение работ, отказ в согласовании на допуск);
-
ведение информационной работы по выявленным недостаткам.
Закон от 16 мая 1991 г. устанавливал контроль за деятельностью органов государственной безопасности со стороны высших органов государственной власти и управления, а также осуществление прокурорского надзора за точным исполнением законов в деятельности данных органов.
Структура КГБ СССР (конец 80-х – начало 90-х гг.)
-
1-е ГУ – орган внешнеполитической разведки (ПГУ );
-
2-е ГУ - внутренняя безопасность и контрразведка (ВГУ);
-
3-е ГУ - военная контрразведка;
-
4-е У – организация контрразведывательной работы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
-
5-е У - вопросы идеологии, предупреждение акций идеологической диверсии иностранных спецслужб и организаций действий враждебных элементов внутри страны;
-
6-е У -экономическая контрразведка и промышленная безопасность;
-
7-е У – организация наружного наблюдения;
-
8-е У - шифровальная и дешифровальная работа;
-
9-е У - охрана руководителей КПСС и советского государства;
-
ГУ пограничных войск;
-
ГУ спецвойск;
-
Управление правительственной связи;
-
15-е ГУ – организация эксплуатации, охраны и обороны особо важных объектов;
-
16-е ГУ - радиоперехват и электронная разведка;
-
Оперативно-техническое управление – разработка и внедрение новейших специальных технических средств и др.
Отделы:
-
шестой отдел (перехват и перлюстрация корреспонденции);
-
двенадцатый отдел (прослушивание);
-
следственный отдел и др.
Провозглашение союзными республиками своей независимости, события 19-21 августа 1991 г. привели к распаду СССР и образованию Содружества Независимых Государств (СНГ). Закон от 16 мая 1991 г. утратил свою силу.
В 70-е – 80-е гг. продолжается совершенствование системы государственных органов, наделенных надведомственными функциями в сфере ЗГС.
Создается новый государственный орган, осуществляющий такие функции.
18 декабря 1973 г. ЦК КПС и СМ СССР приняли постановление № 903-303 «О мерах противодействия иностранным техническим разведкам».
Необходимость этого была обусловлена тем, что с начала 70-х гг. в разведывательной деятельности иностранных государств стали широко применяться ТС разведки.
В соответствии с данным постановлением была образована система комплексного противодействия иностранным техническим разведкам во главе с общесоюзным органом – Государственной комиссией СССР по противодействию иностранным техническим разведкам (Гостехкомиссия СССР).
Основная задача Комиссии – организация в стране комплексных работ по защите от ИТР вооружения и военной техники, военных и военно-промышленных объектов.
ГТК должна была координировать и организовывать в стране деятельность учреждений, организаций и предприятий по ПД ИТР.
Структура Гостехкомиссии СССР
-
Председатель – зам. Министра обороны СССР.
-
Освобожденный заместитель.
-
Члены Комиссии:
-
заместитель председателя КГБ СССР,
-
заместители министров:
-
-
авиационной промышленности;
-
машиностроения; оборонной промышленности;
-
общего машиностроения;
-
радиопромышленности;
-
промышленности средств связи;
-
среднего машиностроения;
-
судостроительной промышленности;
-
электронной
-
промышленности.
В постановлении указывалось, что проведение эффективных мер ПД ИТР являлось важнейшей государственной задачей МО СССР, КБ и всех министерств и ведомств, выполняющих работы по оборонной тематике.
При МО СССР были созданы:
-
Инспекция по контролю за эффективностью принимаемых мер противодействия в Вооруженных силах СССР и промышленности;
-
рабочий аппарат Комиссии.
Начала формироваться система научного обеспечения проблемы комплексного ПД ИТР. В 1976 г. определена головная научная организация Гостехкомиссии СССР и головные НИО в отраслях промышленности и в МО СССР.
ПД ИТР стало задачей государственной важности и одной из составных частей в общей системе мер по сохранению государственной и служебной тайны.
Гостехкомиссия СССР определяла для министерств и ведомств конкретные направления работ по ПД ИТР и разрабатывала основные руководящие документы по ПД ИТР.
19 ноября 1974 г. постановлением СМ СССР № 880-299 утверждено новое Положение о Главном управлении по охране государственных тайн в печати при СМ СССР.
В нем указывалось, что повышается роль открытых публикаций в связи с расширением обмена информацией о научно-технических достижениях между учреждениями, организациями и предприятиями внутри страны, а также с зарубежными странами. В связи с этим отмечалось повышение роли Главлита в вопросах предотвращения утечки защищаемой информации через открытые публикации.
Расширялись права Главлита, к которым относились:
-
разработка и издание Единых правил печатания несекретных изданий, соблюдение которых являлось обязательным для подготовки материалов, предназначенных для открытой публикации;
-
рассмотрение проектов ведомственных перечней сведений, не подлежащих опубликованию в открытой печати, использованию в передачах по радио и телевидению, и выдача заключений по этим проектам;
-
применение мер административного пресечения за совершение противоправных деяний;
-
запрещение выпуска в свет и распространения материалов, в которых содержатся защищаемые сведения;
-
конфискация бандеролей, предназначенных для вывоза за границу, если в них содержались материалы, включающие сведения защищаемого характера;
-
информирование руководителей министерств, ведомств, издательств, органов печати и др. издающих организаций о наиболее серьезных замечаниях в области охраны государственных тайн в печати в целях закрытия источников распространения сведений, запрещенных к открытому опубликованию.
5.2. Реорганизации КГБ СССР
Учитывая ошибки предыдущих руководителей спецслужб, Ю.В. Андропов стремился строить деятельность возглавляемого им органа государственной безопасности в соответствии с «линией партии» и складывающейся обстановкой. Подобный подход требовал периодической реорганизации отдельных подразделений спецслужбы.
К 1981 г. практика деятельности органов КГБ показала, что сосредоточение во 2-м Главном управлении КГБ СССР функций контрразведки, защиты экономики и транспорта, борьбы с враждебными элементами внутри страны затрудняет эффективное решение контрразведывательных задач. В связи с изложенным ЦК КПСС и Совет Министров СССР в сентябре 1981 г. признали целесообразным создать в КГБ СССР4-е управление и соответствующие подразделения на местах, возложив на них организацию и осуществление контрразведывательной работы на объектах транспорта и связи. В октябре 1982 г. в системе КГБ СССР было образовано 6-е управление и шестые подразделения на местах с задачей защиты советской экономики от подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и организаций.
В 1983 г. в КГБ СССР было создано специальное подразделение по контрразведывательной защите органов МВД СССР: Управление «В» 3-го Главного управления КГБ СССР.
В середине 80-х гг. существовала следующая система органов КГБ. Руководящим органом являлась Коллегия КГБ, рассматривавшая не реже одного раза в месяц наиболее крупные вопросы и утверждавшая руководящие кадры. В ее состав входили председатель комитета, его заместители, начальники ведущих подразделений и, по традиции, председатель КГБ Украины и начальники управлений по Москве и Московской области, по Ленинграду и Ленинградской области, другие руководители крупных органов безопасности (всего 15—17 человек).
Структура центрального аппарата включала:
-
1-е Главное управление КГБ (внешняя разведка);
-
2-е Главное управление (контрразведка);
-
3-е Главное управление (военная контрразведка, которая руководила работой особых отделов, контролировала МВД и Министерство обороны, включая Генштаб, военную разведку, ВМФ, сухопутные войска, ВВС, ракетные войска, а также Государственный таможенный комитет);
-
4-е управление (контрразведывательная работа на транспорте);
-
управление «3» (защита конституционного строя, бывшее 5-е управление);
-
6-е управление (контрразведывательная работа на промышленных объектах);
-
Главное управление пограничных войск, общая численность которых была 220 тысяч человек. На их содержание уходило более половины всех расходов бюджета органов госбезопасности.
-
7-е управление (наружное наблюдение);
-
8-е Главное управление (шифрованная секретная переписка центра с местными органами и разведки с зарубежными резидентурами);
-
16-е управление (выделенное в 1973 г. из 8-го ГУ, занималось радиоразведкой, радиоперехватом и дешифровкой материалов);
-
9-е управление (охрана высшего руководства страны, государственных мероприятий, иностранных делегаций); в 1990 г. оно было преобразовано в Службу охраны;
-
10-й отдел (архивных фондов);
-
12-й отдел (слуховой технический контроль);
-
15-е управление (проектирование, строительство и эксплуатация объектов, подготовленных «на особый период», т. е. на случай войны или других чрезвычайных обстоятельств);
-
Оперативно-техническое управление (проектирование, разработка, производство и эксплуатация специальных технических средств, перлюстрация корреспонденции).
В 1990 г. в КГБ было создано Управление по борьбе с организованной преступностью. И в том же 1990 г. было организовано Аналитическое управление КГБ.
В апреле 1991 г. было образовано управление «СЧ» — по руководству специальными частями войск КГБ. Тогда же был организован Оперативный штаб КГБ СССР.
Кроме вышеперечисленных в структуру центрального аппарата КГБ входили следующие подразделения:
• Инспекторское управление;
• Управление кадров;
• Следственный отдел;
• ХОЗУ;
• ВМУ (Военно-медицинское управление);
• ВСУ (Военно-строительное управление);
• УПС (управление правительственной связи);
• Финансово-плановый отдел;
• Мобилизационный отдел;
• Секретариат КГБ;
• Юридический отдел;
• ЦОС (Центр общественных связей).
КГБ СССР имел целую сеть учебных заведений. Высшая школа им. Дзержинского давала подготовку по пятидесяти иностранным языкам, знания по специальным предметам, высшей математике, физике и др.
В середине 80-х гг. бюджет КГБ составлял около 3 млрд рублей, в 1990 г. — 4,9 млрд, средняя зарплата сотрудника комитета составлял около 300 рублей в месяц. В 1989 г. в штате сотрудников органов госбезопасности состояло 490 тысяч человек, из них 220 тысяч составляли пограничники и 60 тысяч — войска правительственной связи. В 1990 г. КГБ были переданы из Вооруженных Сил 103-я Гвардейская Витебская воздушно-десантная дивизия, 75-я Нахичеванская мотострелковая дивизия, 48-я мотострелковая дивизия, 27-я отдельная мотострелковая бригада.
Определенные изменения произошли в руководстве спецслужбы. После того как Ю.В. Андропов был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, председателем КГБ недолгое время (с мая по декабрь 1982 г.) был Б.В. Федорчук, а потом, по октябрь 1988 г., В.М. Чебриков. 1 октября 1988 г. после избрания Чебрикова секретарем ЦК КПСС к обязанностям председателя КГБ приступил В.А. Крючков.
6 мая 1991 г. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин и председатель КГБ СССР В.А. Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского комитета. Руководителем КГБ РСФСР был назначен генерал-майор В.В. Иваненко.
К концу 80-х гг. процессы демократизации общественной жизни в стране, расширение гласности в деятельности органов власти и управления стали затрагивать и органы государственной безопасности. Общество под влиянием потока информации о грубых нарушениях социалистической законности в работе органов ОГПУ-НКВД-МГБ в 30-е, 40-е и начале 50-х гг., массовых репрессиях, попрании конституционных норм, прав и свобод советских людей требовало коренного совершенствования правового регулирования деятельности органов госбезопасности.
Действовавшее с 1959 г. Положение о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах не соответствовало новой общественно-политической обстановке в стране. Поэтому был подготовлен и 16 мая 1991 г. вступил в силу открытый Закон «Об органах государственной безопасности в СССР».
В соответствии с Законом КГБ СССР осуществлял свою деятельность по следующим основным направлениям:
-
разведывательная работа;
-
контрразведывательная работа;
-
обеспечение высших органов государственной власти и управления СССР и республик, других государственных органов информацией, необходимой для решения задач, связанных с государственной безопасностью, социально-экономическим, оборонным строительством и научно-техническим прогрессом, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;
-
предупреждение, выявление и пресечение преступлений, расследование которых было отнесено Законом к ведению органов госбезопасности, борьба с террором и организованной преступностью, затрагивающими интересы госбезопасности;
-
обеспечение сохранности государственных секретов СССР;
-
организация, обеспечение безопасности специальных видов связи и шифровальной работы;
-
охрана Государственной границы и экономической зоны СССР, участие в разработке и осуществлении мер по охране континентального шельфа СССР;
-
обеспечение готовности к функционированию в военное время пунктов управления страной и Вооруженными Силами СССР;
-
оказание методической и организационно-технической помощи министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям в обеспечении государственной безопасности, а также в пределах компетенции координация их деятельности в указанной области и контроль за этой деятельностью.