Файл: Блок 5. -60 годы -август 1991 г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2021

Просмотров: 653

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надведомственные функции поручал этим органам СМ СССР. Он же осуществлял контроль за их деятельностью.

Такие органы имели право издавать нормативные акты по отдельным направлениям ЗГС, обязательные для выполнения всеми учреждениями, организациями и предприятиями страны.

К числу органов, наделенных надведомственной компетенцией в сфере ЗГС, относились:

1.КГБ при СМ СССР.

2.ГК СССР по науке и технике.

3.Главное управление геодезии и картографии при СМ СССР.

4.Главное управление по охране государственных тайн и печати при СМ СССР.

Положение о ГКНТ было утверждено постановление СМ СССР от 1 октября 1966г. № 797. Положение определяло следующие функции ГКНТ:

  • Установление основных направлений развития науки и техники в стране.

  • Выявление важнейших исследований, которые в перспективе могут представлять интерес, но практическое использование которых в настоящее время еще не подготовлено.

  • Организация научно-технической информации в стране.

  • Контроль за внедрением достижений науки и техники в народное хозяйство.

  • Разработка мероприятий по осуществлению связей с зарубежными странами в области научно-технического сотрудничества.

Все эти функции должны были осуществляться с учетом требований режима секретности.

Наряду с этим ГКНТ по поручению СМ СССР осуществлял подготовку проектов нормативных актов, регламентирующих вопросы предотвращения утечки за границу сведений о научно-исследовательских работах по важным для страны проблемам, а также сведений о советских ученых и ведущих специалистах, работающим по этим проблемам.

Положение о Главном управлении геодезии и картографии при СМ СССР (ГУГК) было утверждено постановлением СМ СССР от 22 ноября 1968г. №904.

Управление осуществляло руководство государственными топографо-геодезическими и картографическими работами и государственным геодезическим надзором в стране.

Основные задачи этого управления в области ЗГС следующие:

  1. Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения режима секретности топографо-геодезических и картографических работ, проводимых всеми учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности.

  2. Осуществление контроля за соблюдением требований нормативных документов в этой области.

  3. Выдача разрешений на производство таких работ учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности, и осуществление контроля за их проведением. Управление имело право приостанавливать такие работы, если они осуществлялись с нарушением требований режима секретности.

  4. Установление порядка использования топографических, картографических и аэрофотосъемочных материалов, контроль за учетом, размножением и хранением этих материалов в учреждениях.

  5. Положение о Главном управлении по охране государственных тайн в печати при СМ СССР (Главлит) утверждено постановлением СМ СССР от 18 августа 1966г. № 693.

  6. Его основные задачи:

  7. Координация деятельности всех учреждений по вопросам охраны ГТ в печати.

  8. Разработка и издание Перечней сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению.

  9. Контроль за изъятием из библиотек и книготорговой сети изданий, ограниченных для общего пользования.

  10. Контроль за соблюдением издательствами и организациями установленных правил печатания и выпуска печатной продукции.

  11. Требование от заинтересованных учреждений проведения экспертизы подготовленных к опубликованию научно-технических и других специальных работ для определения в них состава сведений, не подлежащих разглашению.

  12. Осуществление предварительного и последующего контроля за печатными изданиями. Освобождение отдельных изданий от предварительного контроля и возобновление его в интересах охраны ГТ.

  13. Получение в установленном порядке для последующего контроля контрольных экземпляров всех выпускаемых на территории страны печатных изданий.



2.2. Совершенствование структуры и деятельности КГБ

5 февраля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О внесении изменений в структуру Комитета государственной безопасности при Совете Мини­стров СССР и его органах на местах и сокращении их чис­ленности».

Структура КГБ СССР:

  1. 2-е Главное управление, 4-е, 5-е и 6-е управления КГБ при Совете Министров СССР объединялись в единое 2-е Глав­ное управление КГБ при Совете Министров СССР;

  2. Управление охраны дипломатического корпуса и на­ружного наблюдения 2-го Главного управления объеди­нялось с 7-м управлением КГБ в единое 7-е управление (охраны дипломатического корпуса и наружного на­блюдения) КГБ при Совете Министров СССР;

  3. 3-е Главное управление преобразовывалось в 3-е управ­ление КГБ при Совете Министров СССР;

  4. Следственное управление преобразовывалось в след­ственный отдел КГБ при Совете Министров СССР.

Соответствующие структурные изменения произошли и в органах КГБ союзных и автономных республик, в краях и областях.

В результате структура центрального аппарата КГБ стала следующей:

  • 1-е Главное управление (разведка за границей);

  • 2-е Главное управление (контрразведка);

  • 3-е управление (военная контрразведка);

  • 7-е управление (наружное наблюдение и охрана дипломатического корпуса);

  • 8-е Главное управление (криптография);

  • 9-е управление (охрана руководителей партии и прави­тельства);

  • ОТУ (Оперативно-техническое управление);

  • Управление кадров;

  • Следственный отдел;

  • УАО (Учетно-архивный отдел);

  • ГУПВ (Главное управление пограничных войск);

  • ХОЗУ (Хозяйственное управление);

  • ОПС (Отдел правительственной связи);

  • ФПО (Финансово-плановый отдел);

  • Мобилизационный отдел;

  • Секретариат КГБ;

  • Группа при председателе КГБ по изучению и обобще­нию опыта работы органов госбезопасности и данных о противнике.

В январе 1962 г. существовавшие с мая 1956 г. самостоя­тельные Управления КГБ по Москве и Московской области был воссоединены.

Смена Генерального секретаря ЦК КПСС в октябре 1964 г. не затронула КГБ, так как руководство спецслужбы выступи­ло на стороне Л.И. Брежнева, пришедшего к власти в партии и стране.

До 1967 г. серьезных изменений в структуре КГБ при СМ СССР не происходило. Лишь осенью 1966 г. Учетно-архив­ный отдел стал 10-м отделом; Группа при председателе КГБ по изучению и обобщению опыта работы органов госбезопас­ности и данных о противнике была преобразована в группу референтов при председателе КГБ, появился 11-й отдел, от­вечавший за координацию связи с органами госбезопаснос­ти социалистических стран.

В дополнение к Коллегии КГБ в 1961 г. в краевых и обла­стных управлениях были созданы постоянно действующие советы при начальниках управлений. Постепенно расширя­лись компетенция и права местных органов госбезопаснос­ти. Так, например, начальникам оперативных подразделений центрального аппарата и руководителям местных органов было дано право санкционировать мероприятия по вербовке и компрометации иностранцев, не пользующихся дипломати­ческой неприкосновенностью, а также моряков и рыбаков, заходящих без разрешения в территориальные воды СССР.


Органы КГБ при СМ СССР отработали достаточно эф­фективную систему мер вскрытия шпионской деятельности, выявили, разоблачили и арестовали большое число агентов иностранных спецслужб. Наибольшей удачей советских контрразведчиков тех лет принято считать вскрытие шпион­ской деятельности сотрудника Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ Олега Пеньковского, полковника Главного разведывательного управле­ния Генштаба Министерства обороны СССР. Преступная де­ятельность Пеньковского и его сообщника, английского коммерсанта Винна была полностью доказана. 16 мая 1963 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда Союза ССР Олег Пеньковский был расстрелян. Винна в 1964 г. обменя­ли на советского разведчика, арестованного за рубежом. Однако выявление, разоблачение, выдворение или уголов­ное наказание иностранных разведчиков, в том числе и рас­стрел их агентуры, лишь на время снижали активность зару­бежных спецслужб, в арсенале которых агентурная разведка продолжала оставаться основной и наиболее опасной частью подрывной деятельности.

Для повышения уровня контрразведывательной работы среди иностранцев в 1965 г. был разработан план агентурно-оперативных мероприятий «Операция 100». Вначале он охва­тывал европейскую часть страны и Закавказье, а потом рас­пространился на Среднюю Азию. Смысл этого плана состоял в том, чтобы скоординировать действия контрразведыватель­ных подразделений в масштабе почти всей страны по едино­му плану. Основываясь на опыте «Операции 100», в 1967 г. был разработан перспективный план контрразведывательной работы под названием «Операция «Горизонт». В том же 1967 г. среди иностранцев, приезжавших в СССР на короткое вре­мя, было выявлено более 250 сотрудников и агентов спец­служб иностранных государств. Более 100 из них были изоб­личены и выдворены из СССР.

В 1965 г. Коллегия КГБ приняла решение о мерах по уси­лению работы службы перлюстрации корреспонденции. В ходе реализации этих мер был подготовлен единый план де­ятельности службы ПК (операция «Алмаз»), которым предусматривалось избирательное сосредоточение средств на тех международных почтовых потоках, которые вероятнее всего могли использоваться для шпионской связи.

28 ноября 1967 г. была выпущена инструкция по негласному контролю почтово-телеграфных отправлений органами КГБ. Данные меры способствовали выявлению агентуры иностранных спецслужб. Еще одним важным аспектом работы КГБ стал розыск государственных преступников. Только в 1959—1963 гг. было розыскано 4165 человек, совершивших тяжкие преступления в годы Великой Отечественной войны.

18 мая 1967 г. вместо Семичастного председателем КГБ был назначен секретарь ЦК, заведующий отделом ЦК по свя­зям с коммунистическими и рабочими партиями социалис­тических стран Ю.В. Андропов. После назначения он был освобожден от обязанностей секретаря ЦК, но тут же избран кандидатом в члены Политбюро, таким образом, приобретя вес, несоизмеримый со своими предшественниками со вре­мен Берии.


После проведенных Андроповым преобразований струк­тура центрального аппарата КГБ имела следующий вид:

  • 1-е Главное управление (разведка за границей);

  • 2-е Главное управление (контрразведка);

  • 3-е управление (военная контрразведка);

  • 5-е управление (борьба с идеологической диверсией);

  • 7-е управление (наружное наблюдение и охрана дипломатического корпуса);

  • 8-е Главное управление (шифровально-дешифроваль­ное);

  • 9-е управление (охрана руководителей партии и прави­тельства);

  • ОТУ (оперативно-техническое управление);

  • Управление кадров;

  • Следственный отдел;

  • 10-й отдел (учетно-архивный);

  • 11-й отдел (координация связи с органами госбезопас­ности социалистических стран);

  • 12-й отдел (прослушивание телефонных разговоров и помещений);

  • ГУПВ (главное управление пограничных войск);

  • ХОЗУ (хозяйственное управление);

  • ОПС (отдел правительственной связи);

  • ФПО (финансово-плановый отдел);

  • Мобилизационный отдел;

  • Секретариат КГБ;

  • Инспекция при председателе КГБ при СМ СССР;

  • Группа консультантов при председателе КГБ при СМ СССР (создана 19 августа 1967 г., штат— 10 человек).

В ходе реорганизации структуры Инспекция при предсе­дателе Комитета госбезопасности была преобразована в Ин­спекторское управление, аппараты уполномоченных в горо­дах и районах реорганизованы в городские и районные отделы и отделения КГБ—УКГБ—ОКГБ, а там, где в этом возникала необходимость, дополнительно организовывались городские и районные отделы и отделения. В 1969 г. в цент­ральном аппарате и местных органах КГБ были образованы информационно-аналитические подразделения.

17 июля 1967г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление об образовании самостоятельных подразделений в КГБ при СМ СССР и его органах на местах по борьбе с идеологической диверсией противника (5-е управление; на местах Пятые управления – отделы – управления).

5-е управление КГБ, задачей которого была «организация контрразведывательной работы по борьбе с акциями идеоло­гической диверсии на территории страны», было организо­вано по инициативе Андропова, нашедшей отражение в по­становлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1967 г. Для работы в нем были направлены руково­дящие партработники, имевшие опыт идеологической рабо­ты.

Задачами 5-х подразделений являлись выявление, предуп­реждение и пресечение действий разведок иностранных госу­дарств, пропагандистских центров и зарубежных антисоветских организаций по подрыву или ослаблению морально-политичес­кого потенциала СССР, по предупреждению и нейтрализации враждебного идейно-политического влияния на советских граждан; борьба с антисоветскими элементами внутри стра­ны. Но главной задачей являлась борьба с так называемой идеологической диверсией.


Идеологическая диверсия, по мнению партийных идеологов и руководителей КГБ, являлась составной частью политики антикоммунизма и непосредственно исходила из доктрины «на­ведения мостов», выдвинутой американской администрацией, основная цель которой заключалась в том, чтобы, «...если это возможно, помочь положить мирными методами конец ком­мунизму».

Идеологическую диверсию разведорганы иностранных государств осуществляли:

  1. В виде оказания средствами пропаганды враждебного с точки зрения существующего строя, идеологического и политического влияния на граждан социалистических стран (подрывная пропаганда), в качестве проводников которой КГБ рассматривались «Комитет радио «Свобо­да», Информационное агентство США (ЮСИА), «На­родно-трудовой союз» и др.

  2. В виде создания внутри советского общества нелегаль­ных групп и организаций, действующих против суще­ствующего строя, обеспечения их необходимыми для данной борьбы средствами (антисоветская деятель­ность). В качестве одной из форм идеологической ди­версии расценивалось написание и использование ма­териалов «идейно-ущербного содержания», которые нелегально распространялись среди населения или пе­редавались для распространения за рубеж.

Борьба с идеологической диверсией противника осуще­ствлялась на «внешнем» и «внутреннем» направлениях:

  • выявление в потоке иностранцев эмиссаров зарубежных антисоветских центров, пытающихся провезти в СССР «идеологически вредную» литературу, их компромета­ция и выдворение;

  • выявление антисоветских организаций и групп внутри страны, готовящих «провокационные выступления».

Наиболее острые и опасные акции идеологической дивер­сии квалифицировались как антисоветская агитация и про­паганда (ст. 70 УК РСФСР), а также как организационная антисоветская деятельность (ст. 72 УК РСФСР). Акции идеологической диверсии рассматривались в тес­ной взаимосвязи со шпионажем, так как в основном они ба­зировались на добываемых и инспирируемых политической разведкой материалах.

С течением времени задача борьбы с враждебными эле­ментами внутри страны, а также с лицами, критиковавшими внешнюю и внутреннюю политику КПСС и советского пра­вительства, стала превалировать над вскрытием разведыва­тельно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций.

В борьбе с идеологической диверсией органы КГБ актив­но применяли меры предупреждения преступлений, исполь­зуя институт профилактики (официальная беседа с сотрудни­ком госбезопасности о недопустимости рассматриваемых действий в будущем, обсуждение «негативных» проступков того или иного лица в рабочем коллективе, в средствах мас­совой информации и т. д.). Инициаторы наделения спецслуж­бы правом «профилактировать» полагали, что данное направ­ление деятельности органов КГБ должно привести к полному искоренению политически вредных проступков и государ­ственных преступлений. Однако, как показала история, их ожидания не оправдались.