ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 653
Скачиваний: 2
Надведомственные функции поручал этим органам СМ СССР. Он же осуществлял контроль за их деятельностью.
Такие органы имели право издавать нормативные акты по отдельным направлениям ЗГС, обязательные для выполнения всеми учреждениями, организациями и предприятиями страны.
К числу органов, наделенных надведомственной компетенцией в сфере ЗГС, относились:
1.КГБ при СМ СССР.
2.ГК СССР по науке и технике.
3.Главное управление геодезии и картографии при СМ СССР.
4.Главное управление по охране государственных тайн и печати при СМ СССР.
Положение о ГКНТ было утверждено постановление СМ СССР от 1 октября 1966г. № 797. Положение определяло следующие функции ГКНТ:
-
Установление основных направлений развития науки и техники в стране.
-
Выявление важнейших исследований, которые в перспективе могут представлять интерес, но практическое использование которых в настоящее время еще не подготовлено.
-
Организация научно-технической информации в стране.
-
Контроль за внедрением достижений науки и техники в народное хозяйство.
-
Разработка мероприятий по осуществлению связей с зарубежными странами в области научно-технического сотрудничества.
Все эти функции должны были осуществляться с учетом требований режима секретности.
Наряду с этим ГКНТ по поручению СМ СССР осуществлял подготовку проектов нормативных актов, регламентирующих вопросы предотвращения утечки за границу сведений о научно-исследовательских работах по важным для страны проблемам, а также сведений о советских ученых и ведущих специалистах, работающим по этим проблемам.
Положение о Главном управлении геодезии и картографии при СМ СССР (ГУГК) было утверждено постановлением СМ СССР от 22 ноября 1968г. №904.
Управление осуществляло руководство государственными топографо-геодезическими и картографическими работами и государственным геодезическим надзором в стране.
Основные задачи этого управления в области ЗГС следующие:
-
Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения режима секретности топографо-геодезических и картографических работ, проводимых всеми учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности.
-
Осуществление контроля за соблюдением требований нормативных документов в этой области.
-
Выдача разрешений на производство таких работ учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности, и осуществление контроля за их проведением. Управление имело право приостанавливать такие работы, если они осуществлялись с нарушением требований режима секретности.
-
Установление порядка использования топографических, картографических и аэрофотосъемочных материалов, контроль за учетом, размножением и хранением этих материалов в учреждениях.
-
Положение о Главном управлении по охране государственных тайн в печати при СМ СССР (Главлит) утверждено постановлением СМ СССР от 18 августа 1966г. № 693.
-
Его основные задачи:
-
Координация деятельности всех учреждений по вопросам охраны ГТ в печати.
-
Разработка и издание Перечней сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению.
-
Контроль за изъятием из библиотек и книготорговой сети изданий, ограниченных для общего пользования.
-
Контроль за соблюдением издательствами и организациями установленных правил печатания и выпуска печатной продукции.
-
Требование от заинтересованных учреждений проведения экспертизы подготовленных к опубликованию научно-технических и других специальных работ для определения в них состава сведений, не подлежащих разглашению.
-
Осуществление предварительного и последующего контроля за печатными изданиями. Освобождение отдельных изданий от предварительного контроля и возобновление его в интересах охраны ГТ.
-
Получение в установленном порядке для последующего контроля контрольных экземпляров всех выпускаемых на территории страны печатных изданий.
2.2. Совершенствование структуры и деятельности КГБ
5 февраля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О внесении изменений в структуру Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах и сокращении их численности».
Структура КГБ СССР:
-
2-е Главное управление, 4-е, 5-е и 6-е управления КГБ при Совете Министров СССР объединялись в единое 2-е Главное управление КГБ при Совете Министров СССР;
-
Управление охраны дипломатического корпуса и наружного наблюдения 2-го Главного управления объединялось с 7-м управлением КГБ в единое 7-е управление (охраны дипломатического корпуса и наружного наблюдения) КГБ при Совете Министров СССР;
-
3-е Главное управление преобразовывалось в 3-е управление КГБ при Совете Министров СССР;
-
Следственное управление преобразовывалось в следственный отдел КГБ при Совете Министров СССР.
Соответствующие структурные изменения произошли и в органах КГБ союзных и автономных республик, в краях и областях.
В результате структура центрального аппарата КГБ стала следующей:
-
1-е Главное управление (разведка за границей);
-
2-е Главное управление (контрразведка);
-
3-е управление (военная контрразведка);
-
7-е управление (наружное наблюдение и охрана дипломатического корпуса);
-
8-е Главное управление (криптография);
-
9-е управление (охрана руководителей партии и правительства);
-
ОТУ (Оперативно-техническое управление);
-
Управление кадров;
-
Следственный отдел;
-
УАО (Учетно-архивный отдел);
-
ГУПВ (Главное управление пограничных войск);
-
ХОЗУ (Хозяйственное управление);
-
ОПС (Отдел правительственной связи);
-
ФПО (Финансово-плановый отдел);
-
Мобилизационный отдел;
-
Секретариат КГБ;
-
Группа при председателе КГБ по изучению и обобщению опыта работы органов госбезопасности и данных о противнике.
В январе 1962 г. существовавшие с мая 1956 г. самостоятельные Управления КГБ по Москве и Московской области был воссоединены.
Смена Генерального секретаря ЦК КПСС в октябре 1964 г. не затронула КГБ, так как руководство спецслужбы выступило на стороне Л.И. Брежнева, пришедшего к власти в партии и стране.
До 1967 г. серьезных изменений в структуре КГБ при СМ СССР не происходило. Лишь осенью 1966 г. Учетно-архивный отдел стал 10-м отделом; Группа при председателе КГБ по изучению и обобщению опыта работы органов госбезопасности и данных о противнике была преобразована в группу референтов при председателе КГБ, появился 11-й отдел, отвечавший за координацию связи с органами госбезопасности социалистических стран.
В дополнение к Коллегии КГБ в 1961 г. в краевых и областных управлениях были созданы постоянно действующие советы при начальниках управлений. Постепенно расширялись компетенция и права местных органов госбезопасности. Так, например, начальникам оперативных подразделений центрального аппарата и руководителям местных органов было дано право санкционировать мероприятия по вербовке и компрометации иностранцев, не пользующихся дипломатической неприкосновенностью, а также моряков и рыбаков, заходящих без разрешения в территориальные воды СССР.
Органы КГБ при СМ СССР отработали достаточно эффективную систему мер вскрытия шпионской деятельности, выявили, разоблачили и арестовали большое число агентов иностранных спецслужб. Наибольшей удачей советских контрразведчиков тех лет принято считать вскрытие шпионской деятельности сотрудника Государственного комитета по координации научно-исследовательских работ Олега Пеньковского, полковника Главного разведывательного управления Генштаба Министерства обороны СССР. Преступная деятельность Пеньковского и его сообщника, английского коммерсанта Винна была полностью доказана. 16 мая 1963 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда Союза ССР Олег Пеньковский был расстрелян. Винна в 1964 г. обменяли на советского разведчика, арестованного за рубежом. Однако выявление, разоблачение, выдворение или уголовное наказание иностранных разведчиков, в том числе и расстрел их агентуры, лишь на время снижали активность зарубежных спецслужб, в арсенале которых агентурная разведка продолжала оставаться основной и наиболее опасной частью подрывной деятельности.
Для повышения уровня контрразведывательной работы среди иностранцев в 1965 г. был разработан план агентурно-оперативных мероприятий «Операция 100». Вначале он охватывал европейскую часть страны и Закавказье, а потом распространился на Среднюю Азию. Смысл этого плана состоял в том, чтобы скоординировать действия контрразведывательных подразделений в масштабе почти всей страны по единому плану. Основываясь на опыте «Операции 100», в 1967 г. был разработан перспективный план контрразведывательной работы под названием «Операция «Горизонт». В том же 1967 г. среди иностранцев, приезжавших в СССР на короткое время, было выявлено более 250 сотрудников и агентов спецслужб иностранных государств. Более 100 из них были изобличены и выдворены из СССР.
В 1965 г. Коллегия КГБ приняла решение о мерах по усилению работы службы перлюстрации корреспонденции. В ходе реализации этих мер был подготовлен единый план деятельности службы ПК (операция «Алмаз»), которым предусматривалось избирательное сосредоточение средств на тех международных почтовых потоках, которые вероятнее всего могли использоваться для шпионской связи.
28 ноября 1967 г. была выпущена инструкция по негласному контролю почтово-телеграфных отправлений органами КГБ. Данные меры способствовали выявлению агентуры иностранных спецслужб. Еще одним важным аспектом работы КГБ стал розыск государственных преступников. Только в 1959—1963 гг. было розыскано 4165 человек, совершивших тяжкие преступления в годы Великой Отечественной войны.
18 мая 1967 г. вместо Семичастного председателем КГБ был назначен секретарь ЦК, заведующий отделом ЦК по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран Ю.В. Андропов. После назначения он был освобожден от обязанностей секретаря ЦК, но тут же избран кандидатом в члены Политбюро, таким образом, приобретя вес, несоизмеримый со своими предшественниками со времен Берии.
После проведенных Андроповым преобразований структура центрального аппарата КГБ имела следующий вид:
-
1-е Главное управление (разведка за границей);
-
2-е Главное управление (контрразведка);
-
3-е управление (военная контрразведка);
-
5-е управление (борьба с идеологической диверсией);
-
7-е управление (наружное наблюдение и охрана дипломатического корпуса);
-
8-е Главное управление (шифровально-дешифровальное);
-
9-е управление (охрана руководителей партии и правительства);
-
ОТУ (оперативно-техническое управление);
-
Управление кадров;
-
Следственный отдел;
-
10-й отдел (учетно-архивный);
-
11-й отдел (координация связи с органами госбезопасности социалистических стран);
-
12-й отдел (прослушивание телефонных разговоров и помещений);
-
ГУПВ (главное управление пограничных войск);
-
ХОЗУ (хозяйственное управление);
-
ОПС (отдел правительственной связи);
-
ФПО (финансово-плановый отдел);
-
Мобилизационный отдел;
-
Секретариат КГБ;
-
Инспекция при председателе КГБ при СМ СССР;
-
Группа консультантов при председателе КГБ при СМ СССР (создана 19 августа 1967 г., штат— 10 человек).
В ходе реорганизации структуры Инспекция при председателе Комитета госбезопасности была преобразована в Инспекторское управление, аппараты уполномоченных в городах и районах реорганизованы в городские и районные отделы и отделения КГБ—УКГБ—ОКГБ, а там, где в этом возникала необходимость, дополнительно организовывались городские и районные отделы и отделения. В 1969 г. в центральном аппарате и местных органах КГБ были образованы информационно-аналитические подразделения.
17 июля 1967г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление об образовании самостоятельных подразделений в КГБ при СМ СССР и его органах на местах по борьбе с идеологической диверсией противника (5-е управление; на местах Пятые управления – отделы – управления).
5-е управление КГБ, задачей которого была «организация контрразведывательной работы по борьбе с акциями идеологической диверсии на территории страны», было организовано по инициативе Андропова, нашедшей отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1967 г. Для работы в нем были направлены руководящие партработники, имевшие опыт идеологической работы.
Задачами 5-х подразделений являлись выявление, предупреждение и пресечение действий разведок иностранных государств, пропагандистских центров и зарубежных антисоветских организаций по подрыву или ослаблению морально-политического потенциала СССР, по предупреждению и нейтрализации враждебного идейно-политического влияния на советских граждан; борьба с антисоветскими элементами внутри страны. Но главной задачей являлась борьба с так называемой идеологической диверсией.
Идеологическая диверсия, по мнению партийных идеологов и руководителей КГБ, являлась составной частью политики антикоммунизма и непосредственно исходила из доктрины «наведения мостов», выдвинутой американской администрацией, основная цель которой заключалась в том, чтобы, «...если это возможно, помочь положить мирными методами конец коммунизму».
Идеологическую диверсию разведорганы иностранных государств осуществляли:
-
В виде оказания средствами пропаганды враждебного с точки зрения существующего строя, идеологического и политического влияния на граждан социалистических стран (подрывная пропаганда), в качестве проводников которой КГБ рассматривались «Комитет радио «Свобода», Информационное агентство США (ЮСИА), «Народно-трудовой союз» и др.
-
В виде создания внутри советского общества нелегальных групп и организаций, действующих против существующего строя, обеспечения их необходимыми для данной борьбы средствами (антисоветская деятельность). В качестве одной из форм идеологической диверсии расценивалось написание и использование материалов «идейно-ущербного содержания», которые нелегально распространялись среди населения или передавались для распространения за рубеж.
Борьба с идеологической диверсией противника осуществлялась на «внешнем» и «внутреннем» направлениях:
-
выявление в потоке иностранцев эмиссаров зарубежных антисоветских центров, пытающихся провезти в СССР «идеологически вредную» литературу, их компрометация и выдворение;
-
выявление антисоветских организаций и групп внутри страны, готовящих «провокационные выступления».
Наиболее острые и опасные акции идеологической диверсии квалифицировались как антисоветская агитация и пропаганда (ст. 70 УК РСФСР), а также как организационная антисоветская деятельность (ст. 72 УК РСФСР). Акции идеологической диверсии рассматривались в тесной взаимосвязи со шпионажем, так как в основном они базировались на добываемых и инспирируемых политической разведкой материалах.
С течением времени задача борьбы с враждебными элементами внутри страны, а также с лицами, критиковавшими внешнюю и внутреннюю политику КПСС и советского правительства, стала превалировать над вскрытием разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций.
В борьбе с идеологической диверсией органы КГБ активно применяли меры предупреждения преступлений, используя институт профилактики (официальная беседа с сотрудником госбезопасности о недопустимости рассматриваемых действий в будущем, обсуждение «негативных» проступков того или иного лица в рабочем коллективе, в средствах массовой информации и т. д.). Инициаторы наделения спецслужбы правом «профилактировать» полагали, что данное направление деятельности органов КГБ должно привести к полному искоренению политически вредных проступков и государственных преступлений. Однако, как показала история, их ожидания не оправдались.