ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2021
Просмотров: 651
Скачиваний: 2
КГБ СССР был острейшим инструментом государства, обеспечивающим незыблемость существующего режима. В числе несомненных достоинств КГБ СССР были: система комплектования квалифицированными кадрами, быстрое маневрирование силами, возможность концентрировать их на ключевых направлениях, избегать дублирования в работе. Полное и безоговорочное содействие государственных структур обеспечивало добывание информации из самых различных источников, ее перепроверку, анализ и обобщение, выработку прогнозов для высшего руководства партии и государства. Сосредоточение всех функций специальных служб в одном лице обеспечивало КГБ СССР полное взаимопонимание между разведкой, контрразведкой и вспомогательными службами; качественную оперативную проработку проблем; оперативное принятие и согласование решений. КГБ СССР просуществовал достаточно длительный для отечественных структур государственной безопасности срок: с 1954 по 1991 г. По своей структуре, функциям и кадровому составу, по занимаемому месту в системе государственных институтов КГБ СССР вполне соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе и был неразрывно связан с этой властью. В основе этой связи лежал принцип партийного руководства спецслужбой, благодаря которому «передовой вооруженный отряд партии» располагал поистине неограниченными возможностями, обладал реальной силой и влиянием. Однако именно в этом состояла стратегическая уязвимость одной из самых мощных в мире спецслужб. Жесткая связь с КПСС по мере ослабления влияния партии на состояние дел в стране, падения авторитета руководства КПСС неминуемо вела к гибели спецслужбы. Распад СССР и участие руководства КГБ в событиях 19—21 августа 1991 г. поставили последнюю точку в истории данной спецслужбы.
Председатель КГБ В. Крючков и его заместитель В. Грушко были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. В отношении ряда руководящих сотрудников спецслужбы были возбуждены уголовные дела в связи с якобы имевшим место превышением служебных полномочий, которые, впрочем, закончились безрезультатно.
Из структуры КГБ СССР для недопущения в будущем возможного повторения событий, подобных попытке государственного переворота 19 августа 1991 г., был выведен ряд подразделений. Так, Служба охраны была преобразована в самостоятельное Главное Управление охраны СССР, подчиненное Президенту Советского Союза. Знаменитая антитеррористическая группа «А» Седьмого Управления КГБ СССР также перешла в прямое подчинение Президенту Советского Союза. Под предлогом ликвидации политического сыска в конце августа 1991 г. было ликвидировано управление «3» КГБ СССР, которое осуществляло борьбу с терроризмом и защиту конституционного строя.
22 октября 1991 г. Госсовет на своем заседании поддержал предложение В.В. Бакатина и принял постановление о ликвидации КГБ СССР. Внешняя разведка (ПГУ) была преобразована в самостоятельную Центральную службу разведки (ЦСР), директором которой стал Е.М. Примаков. Был создан самостоятельный Комитет по охране государственной границы (председатель И.Я.Калиниченко). 8-е Главное управление, 16-е управление, Управление правительственной связи КГБ объединили в Комитет правительственной связи при Президенте СССР во главе с А.В.Старовойтовым. Бывшее 15-е Главное управление КГБ было преобразовано в Комитет по эксплуатации, охране и обороне особо важных объектов. В Советскую Армию были переданы войска спецназначения.
Остальные структуры КГБ по решению Госсовета образовали Межреспубликанскую службу безопасности «для координации работы республиканских служб безопасности и проведения согласованной с ними контрразведывательной деятельности». В новую структуру вошли все контрразведывательные подразделения КГБ, в том числе и 3-е Главное управление (военной контрразведки).
За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 1.
Рис.1. Структура КГБ СССР
К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:
• 1-е Главное управление— внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;
• 2-е Главное управление— внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;
• Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);
• 8-е Главное управление— разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;
• Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:
• 3-е управление — контрразведка в Вооруженных Силах;
• 4-е управление — охрана и внутренняя безопасность посольств;
• 5-е управление— защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;
• 6-е управление — вопросы экономической безопасности;
• 7-е управление — наружное наблюдение;
• 15-е управление — охрана государственных объектов;
• 16-е управление — радиоперехват и электронная разведка;
• управление строительства военных объектов
Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.
-
США, Канада.
-
Латинская Америка.
-
Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.
-
Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.
-
Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.
-
Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.
-
Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.
-
Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.
-
Англоговорящие страны Африки.
-
Франкоговорящие страны Африки.
-
Контакты с социалистическими странами.
-
Регистрация и архивы.
-
Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.
-
Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.
-
Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.
-
Эмиграция.
-
Контакты с развивающимися странами.
Предложения Госсовета легли в основу Закона № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности», который 3 декабря 1991 г. подписал Президент СССР М.С. Горбачев. Согласно тексту Закона Совет Республик Верховного Совета СССР постановил упразднить Комитет государственной безопасности СССР и на переходный период образовать на его базе на правах центральных органов государственного управления СССР:
-
Межреспубликанскую службу безопасности.
-
Центральную службу разведки СССР.
-
Комитет по охране государственной границы СССР с объединенным командованием пограничных войск.
Вновь образованные органы в пределах своей компетенции являлись правопреемниками Комитета государственной безопасности СССР.
В связи с упразднением Комитета государственной безопасности СССР предлагалось считать органы безопасности республик находящимися в исключительной юрисдикции суверенных республик (государств).
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов государственной безопасности, образованных в соответствии с настоящим Законом, устанавливалось осуществлять за счет средств союзного бюджета и союзных фондов.
Таким образом, в соответствии с Законом № 124-Н от 3 декабря 1991 г. КГБ СССР был упразднен. Один из чиновников, активно участвовавших в данном процессе, — В.В. Бакатин в своей книге «Избавление от КГБ» так определил задачи, которые ставил перед собой: «Я пошел по третьему пути — сделать так, чтобы КГБ не представлял угрозы для общества, не допуская при этом развала системы госбезопасности. Мой вариант был вариантом реформ, а не разрушения...»
Отсюда вытекали основные принципы реформ:
-
Дезинтеграция. Раздробление КГБ на ряд самостоятельных ведомств и лишение его монополии на все виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности. Разорвать Комитет на части, которые, находясь в прямом подчинении главе государства, уравновешивали бы друг друга, конкурировали друг с другом — это уже значило усилить общественную безопасность, ликвидировать КГБ как КГБ.
-
Децентрализация или вертикальная дезинтеграция. Предоставление полной самостоятельности республиканским органам безопасности в сочетании с главным образом координирующей и в относительно небольшой степени оперативной работой межреспубликанских структур. Это определялось не столько моей волей, сколько начавшимися процессами «размежевания» республик Союза.
-
Обеспечение законности и безусловное соблюдение прав и свобод человека в деятельности спецслужб...
-
Деидеологизация, преодоление традиций «чекизма». Избавление от сомнительной славы ведомства как карающего меча партии, организации всеобщего политического сыска и тотальной слежки.
-
Эффективность. Поворот от шпиономании и борьбы с инакомыслием к реальным потребностям общества в условиях кардинально изменившейся политической среды — к безопасности на основе сотрудничества и доверия. Главное внимание — внешнему криминальному влиянию на ниши внутренние дела, борьбе с организованной преступностью, представляющей угрозу безопасности страны.
-
Открытость, насколько это возможно, в деятельности спецслужб. Действия спецслужб должны быть понятны обществу, поддерживаться обществом, а для этого — служить обществу.
-
Ненанесение своими действиями ущерба безопасности страны.
Тем не менее «ущерб безопасности страны» был нанесен. Перманентные кадровые «чистки», выдавливание профессионалов дилетантами, компрометация в средствах массовой информации института агентуры, практически ежегодные ликвидации и реорганизации органов госбезопасности привели к серьезнейшим нарушениям системы обеспечения безопасности государства, оттоку квалифицированных кадров, падению имиджа спецслужбы в глазах общественности, резкому росту преступности.
После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.
5.3. Межреспубликанская служба безопасности СССР
В связи с ликвидацией в октябре 1991 г. КГБ СССР из подразделений, оставшихся в составе некогда мощнейшей спецслужбы, была образована Межреспубликанская служба безопасности. 28 ноября 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ «Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности».
МСБ в соответствии с функциональными обязанностями:
1) осуществляет выработку общих принципов в деятельности органов безопасности республик и координацию их деятельности с целью наиболее эффективного использования имеющихся возможностей в интересах безопасности Союза и республик;
2) обеспечивает взаимодействие с Центральной службой разведки СССР, Комитетом по охране государственной границы СССР, Комитетом правительственной связи при Президенте СССР, Управлением охраны при Аппарате Президента СССР в целях использования их возможностей в решении вопросов, представляющих взаимный интерес;
3) оказывает содействие органам безопасности республик в проведении контрразведывательной работы на территории Союза и — по согласованию или во взаимодействии с Центральной службой разведки СССР — за рубежом, а также разведывательной деятельности с территории Союза по добыванию важной для общих интересов информации; предоставляет им необходимые для этого оперативно-технические средства;
4) устанавливает и поддерживает во взаимодействии с Центральной службой разведки СССР контакты с иностранными специальными службами в интересах республик и Союза в целом; содействует органам безопасности республик в установлении непосредственных контактов с ними;
5) осуществляет по просьбе или по согласованию с Центральной службой разведки СССР мероприятия по обеспечению безопасности официальных учреждений и граждан республик за рубежом;
6) осуществляет нормативно-методическую помощь в обеспечении деятельности органов безопасности республик по защите государственных секторов;
7) разрабатывает и осуществляет совместно с органами безопасности республик меры по обеспечению безопасности объектов оборонной промышленности, атомной энергетики, космоса, транспорта, связи, других военных и стратегических объектов, находящихся на территории республик;
8) взаимодействует с органами безопасности и внутренних дел республик, Министерством внутренних дел СССР в организации и осуществлении розыска лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, расследование которых отнесено к ведению органов безопасности; ведет учет таких лиц;
9) разрабатывает и осуществляет во взаимодействии с органами безопасности республик мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности дислоцированных на территории республик пунктов управления Вооруженными Силами СССР и страной; осуществляет координационно-методические функции по вопроам мобилизационной готовности республиканских органов безопасности;
10) организует и осуществляет в координации с органами безопасности республик оперативно-розыскную деятельность и ведет дознание, предварительное следствие по наиболее сложным делам, а также по делам о преступлениях, совершенных на территории нескольких республик и за пределами СССР, в случаях, когда расследование таких дел отнесено законом к ведению органов безопасности;
11) разрабатывает, изготовляет и поставляет органам безопасности республик по их заявкам специальные технические средства; оказывает методическую помощь в их использовании;
12) осуществляет координацию информационно-аналитической работы органов безопасности республик в общих интересах обеспечения безопасности, а также в целях информирования по этим вопросам органов государственной власти и управления: взаимодействует с ними, в проведении этой работы, совместно с органами безопасности республик осуществляет эксплуатацию автоматизированных информационно-аналитических систем, Единой системы информационного обеспечения контрразведки; реализует договорные обязательства по разработке аналитических систем;
13) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для органов безопасности Союза ССР и республик;
14) осуществляет централизованное материально-техническое снабжение органов безопасности республик по согласованной номенклатуре и при долевом финансировании заказов республиками; совместно с органами безопасности республик разрабатывает и реализует мероприятия по развитию материально-технической базы органов безопасности республик;