ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2021
Просмотров: 835
Скачиваний: 3
Таблица 1
Нормативные документы |
Цели |
Задачи |
Функции |
|
Устав
службы безопасности |
|
|
|
Примечания:
-
в должностных инструкциях цели не формулируются;
-
при составлении таблицы приводится исчерпывающий перечень всех групп (секторов) и должностей.
Внесение корректив в Устав службы безопасности допускается только по согласованию с руководителем предприятия и органов внутренних дел по месту своего учреждения. Другие нормативные акты рекомендуется систематически обновлять (по крайней мере, один раз в год) и утверждать у начальника службы безопасности (в некоторых случаях у руководителя предприятия).
Вторая группа внутренних нормативных актов, обеспечивающих деятельность других сотрудников и служб подразделений предприятия-учредителя, включает в себя:
-
договор предприятия с партнером об обеспечении им мер безопасности коммерческой информации;
-
инструкцию для исполнителей работ и документов, содержащих коммерческую тайну;
-
обязательство о неразглашении коммерческой тайны;
-
перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и основные требования к сотрудникам по ее защите;
-
перечень сведений, которые не должны разглашаться посторонним лицам в целях личной безопасности сотрудников, предприятия;
-
перечень должностных лиц, уполномоченных относить информацию к коммерческой тайне;
-
правила отнесения информации к коммерческой тайне и снятия с их носителей грифа конфиденциальности;
-
правила ведения секретного делопроизводства;
-
памятку работнику (служащему) о сохранении коммерческой тайны предприятия;
-
правила приема посетителей на предприятии;
-
правила внутреннего трудового распорядка и т.д.
Разумеется, все эти нормативные акты разрабатываются сотрудниками службы безопасности совместно с соответствующими службами предприятия, и после их утверждения руководством подлежат также совместному контролю за их исполнением. (Примечание редакции И-г: Перечень образцов документов, рекомендуемых для использования в деятельности службы безопасности, будет опубликован позднее).
Однако оптимальное оргструктурное построение и полное правовое обеспечение службы безопасности сами по себе не приведут к ее эффективному функционированию, если она не будет обеспечена соответствующими ресурсами. Продолжая образные сравнения, можно утверждать, что после того, как «кость» (оргструктура) обросла «мясом» (внутренние нормативные документы), следует позаботиться о «пище» (ресурсах).
Среди них первостепенное значение имеют финансовые ресурсы. Без финансового обеспечения деятельности службы безопасности бессмысленно вообще говорить о ее функционировании. Между тем, на практике эта истина подвергается иногда ненужной проверке (несвоевременная выдача зарплаты сотрудникам, задержка с оплатой заказа и т.д.), причем всегда с отрицательным результатом для предприятия - учредителя.
Поскольку служба безопасности не вправе самостоятельно зарабатывать деньги путем заключения договоров с другими клиентами, именно на предприятии-учредителе лежит обязанность финансирования ее деятельности. Но это не означает, что руководство службы безопасности должно занимать в этом вопросе пассивную позицию. Напротив, обоснованные текущие и прогнозные оценки в финансовых потребностях службы безопасности и основанные на них точные расчеты должны стать правилом, а не исключением. Финансовую политику службы безопасности определяют, конечно, ее руководители, но при этом активную помощь им должна оказывать бухгалтерская служба.
В функции этой службы входит:
-
ведение табеля, учета рабочего времени;
-
начисление зарплаты, премий и т.д.;
-
учет выплат за различные услуги;
-
перечисление денег;
-
выдача сотрудникам их денежного содержания;
-
оплата счетов и т.д.
Поскольку руководители службы безопасности не являются, как правило, специалистами в финансовых вопросах, наиболее целесообразно свое внимание сосредоточить им на некоторых ключевых моментах.
Во-первых, периодически проверять финансовое состояние службы безопасности с помощью приглашенных специалистов.
Во-вторых, открывать расчетные и текущие счета только в надежных банках.
В-третьих, добиваться такого уровня минимальной зарплаты персонала службы безопасности, чтобы у него не возникало соблазна увольняться (можно порекомендовать в связи с этим устанавливать в контрактах сумму зарплаты в иностранной валюте по курсу Центрального банка России на день его выдачи).
В-четвертых, установить поэтапное финансирование закупленных (приобретенных) материально-технических средств, от наиболее необходимых (например, оружие, спецсредства) до менее необходимых (например, канцелярские принадлежности и т.д.).
Наконец, рационально и обоснованно использовать деньги из фонда поощрения и материальной помощи персоналу.
Не менее важное значение для руководителей службы безопасности имеет вопрос кадрового обеспечения ее деятельности. Работу эту условно можно разделить на два этапа.
На первом этапе происходит отбор кандидатов для работы в службе безопасности, их проверка, прохождение ими специальной подготовки и стажировка в должности. При отборе кандидатов особое внимание должно уделяться их образованию (помимо юристов, целесообразно приглашать на работу экономистов, финансистов и т.д.). Помимо проверки органами внутренних дел, не помешает и выяснение биографических и других, характеризующих личность кандидата, данных. Разумеется, это необходимо делать не во всех случаях (излишней будет такая проверка, например, кандидата, которого хорошо и давно знает руководитель службы безопасности) и с письменного согласия кандидатов. Однако письменное согласие на проверку такого рода после зачисления кандидата в службе безопасности необходимо получать в любом случае.
Если в процессе проверки установлена пригодность кандидата для работы в службе безопасности, то его направляют на учебу в негосударственное образовательное учреждение (за исключением лиц, имеющих стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет). При этом особое внимание обращается на наличие лицензии у этого учреждения и качество программы обучения. После прохождения специальной подготовки и получения лицензии охранника или детектива, целесообразно организовать стажировку его в соответствующей должности (от 1 до 6 мес.) и лишь после этого решать вопрос об его зачислении на постоянную работу в службе безопасности или увольнении. Разумеется, такая возможность должна быть предусмотрена в контракте, который подписывается после отбора кандидата.
После зачисления сотрудника на постоянную работу наступает этап закрепления его на работе в службе безопасности. Он состоит из повышения его профессионального уровня, проведения работы по укреплению трудовой дисциплины и законности, обеспечения правовой и социальной защиты.
Известно, что полученные специальные знания (даже если они превосходные) не всегда подкреплены соответствующими умениями и навыками. Поэтому закреплению и совершенствованию этих навыков у детективов и охранников на занятиях (при отсутствии организованной учебы в службе безопасности необходимо направлять их на курсы повышения квалификации) должно уделяться первостепенное внимание.
Весьма актуальными являются также вопросы о соблюдении трудовой дисциплины и законности, укрепления физического развития, здоровья, повышения культуры. К сожалению, на практике, иногда, наблюдается обратная картина. Определенная часть сотрудников совершает правонарушения, в т.ч. преступления, перестает уделять внимание спорту, в общении между собой, персоналом предприятия и его посетителями проявляет грубость и т.д. Можно в связи с этим с уверенностью утверждать, что в таких службах безопасности кропотливая работа по кадровому обеспечению сводится, по сути, к поспешному и формальному отбору кандидатов, проведению только инструктажей вместо систематического обучения и полному безразличию к их поведению после работы.
В основе такого поверхностного (вместо комплексного, ныне забытого) подхода к кадрам, по наблюдению автора, лежат следующие причины:
-
безразличие к судьбам сотрудников, нежелание части руководителей службы безопасности предметно заниматься воспитательной работой с подчиненными, которая, к тому же, если заниматься ею добросовестно, занимает много времени;
-
отсутствие у некоторой части руководителей навыков работы с кадрами и т.д.
Устранение или нейтрализация этих причин возможна на основе внесения в должностные инструкции руководителей всех степеней конкретных обязанностей по работе с кадрами и установлению жесткого контроля за их соблюдением.
В сфере социальной защиты персонала службы безопасности необходимо соблюдать требование ст. 19 Закона по вопросам зачета трудового стажа и страхованию за счет средств предприятия-учредителя. С целью повышения эффективности правовой защиты сотрудников службы безопасности следует неукоснительно добиваться привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством за оказание им сопротивления, угрозы или насилия в связи с исполнением ими своих обязанностей. Заметим в связи с этим, что в соответствии с ч.3 Закона такого рода ответственность наступает только в отношении лиц, занимающихся оказанием исключительно охранных (но не детективных) услуг. Этот пробел легко устраним, если правильно применять уголовное и административное законодательство.
Полное и качественное обеспечение деятельности службы безопасности материально-техническими ресурсами - не только средство, но и условие повышения эффективности работы его сотрудников. Эти ресурсы условно подразделяются на следующие группы:
-
оружие и боеприпасы;
-
специальные средства;
-
служебные помещения различного характера (кабинеты, караульные помещения, оружейные комнаты, стрелковые тиры, комнаты досмотра);
-
вспомогательная техника (автотранспорт, видео-, кино-, фото-техника, средства оперативной радио- и телефонной связи, компьютеры и т.д.);
-
средства предупреждения и защиты (охранно-пожарная сигнализация, сторожевые собаки, охранное освещение, телевидение т.д.);
-
средства обеспечения нормальной деятельности сотрудников (форменное обмундирование, мебель, канцелярские принадлежности, медикаменты, бланки документов, юридическая и специальная литература и т.д.).
Обеспечение оружием, боеприпасами, спецсредствами сотрудников службы безопасности регламентировано Законом и нормативными актами Правительства, МВД и Министерства финансов России. В отношении обеспечения некоторых средств целесообразно использовать нормативы, имеющиеся в различных министерствах и ведомствах (количество служебных собак, оборудование и размеры стрелкового тира, наличие медикаментов, расчет различных видов охранно-пожарной сигнализации и т.д.).
Сложнее решить вопрос о необходимом количестве автотранспорта, целесообразности выделения охранникам обмундирования и т.д. Следует только помнить, что без обеспечения персонала службы безопасности этими средствами эффективность его работы значительно снижается. Кроме того, необходимо знать способы приобретения материально-технических средств. Часть из них можно получить только через органы внутренних дел (спецсредства, оружие, боеприпасы), другую часть самостоятельно, (средства связи, мебель и т.д.), а оставшуюся часть непосредственно от предприятия-учредителя (служебные помещения, охранное телевидение и освещение и т.д.).
Наконец, последнее по счету, но не по важности, обеспечение деятельности службы безопасности информационными ресурсами.
Прежде всего, следует определить потребность и объемы минимума информации, без которых функционирование службы безопасности вообще невозможно. Такую информацию можно условно разделить на три блока («Среда функционирования предприятия», «Состояние безопасности внутри предприятия» и «Внутриорганизационная деятельность службы безопасности»), после чего в рамках каждого блока разработать перечень необходимых сведений. Этот перечень не будет носить произвольный характер, если при его составлении руководствоваться одним принципом: любая информация реально должна «обслуживать», «работать» на реализацию, как минимум, одной функции службы безопасности. Можно рекомендовать в этой связи включать в вышеуказанные блоки следующие сведения, которые, разумеется, не могут быть исчерпывающими.
В 1-й блок «Среда функционирования предприятия» возможно включение сведений о предприятиях-конкурентах, правоохранительных и контрольно-надзорных органах, рыночной конъюнктуре, криминогенной ситуации в районе месторасположения предприятия, нормативных актах, регулирующих деятельность предприятия-учредителя и т.д.
Во 2-й блок «Состояние безопасности внутри предприятия» целесообразно включить следующие сведения:
-
состояние преступности среди персонала,
-
наличие или отсутствие коммерческой тайны,
-
источники (каналы) и суммы материального ущерба, наносимого предприятию,
-
анализ насильственных преступлений, совершенных против его персонала,
-
эффективность работы юрисконсульта (юридической службы),
-
о сотрудниках предприятия, имеющих доступ к конфиденциальной информации, с корыстно-насильственной мотивацией, связанных с сохранностью товарно-материальных ценностей;
-
о местонахождении и правилах работы с документацией, содержащей коммерческую тайну;
-
о месторасположении и состоянии сохранности изделий (описания процесса), составляющих секрет предприятия и т.д.
Наконец, в 3-м блоке «Внутриорганизационная деятельность службы безопасности» желательно иметь сведения о составе и структуре службы безопасности, перемещениях сотрудников, дисциплинарной практике, результатах проверок, состоянии законности и т.д.
Совершенно очевидно, что без надлежащей организации такого массива информации, удобной и практичной для использования, не обойтись. Идеальным вариантом в этом случае было бы создание информационной системы на базе компьютерной техники, однако, его создание требует определенных финансовых затрат. Поэтому на практике чаще всего встречается отражение и систематизация необходимой информации в письменных документах. К документам, составляемым в службе безопасности, относятся: