Файл: СБ Предприятия (на печать).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2021

Просмотров: 837

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • организационные документы (устав, положение, должностные инструкции, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка);

  • правовые документы (законы, подзаконные акты, методические рекомендации по проблемам безопасности и т.д.);

  • распорядительные документы (приказы, инструкции, указания, графики работы персонала и т.д.);

  • информационно-справочные документы (протоколы, акты, справки, письма, докладные и объяснительные записки, телефонограммы, телеграммы, досье и т.д.);

  • договоры, трудовые соглашения;

  • документы по личному составу (приказы по личному составу, трудовые книжки, материалы проверок по жалобам, графики отпусков и т.д.).

В результате правильно организованного документального отражения необходимых сведений достигается эффективное информационное обеспечение деятельности службы безопасности.

Разумеется, предоставление службе безопасности необходимых ресурсов осознается и его руководителями, и руководством предприятия-учредителя. Однако определение этих необходимых ресурсов на практике встречает значительные трудности. Связано это с отсутствием соответствующей методики расчета этих ресурсов.

В связи с этим, автор предлагает поэтапный подход к определению необходимых ресурсов в деятельности службы безопасности. Схематично она может быть изображена следующим образом.

1 этап ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

2 этап КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

3 этап МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

4 этап ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

На первом этапе определяются те функции, реализация которых возлагается на службу безопасности. Такая работа проводится на уровне руководителей предприятия при помощи будущего начальника службы безопасности. В итоге составляется перечень четко сформулированных функций.

На втором этапе решаются одновременно две задачи. Во-первых, определяется необходимое количество детективов и охранников для реализации каждой отдельной функции, их оргструктурное построение, целесообразность обучения и повышения квалификации и т.д. Во-вторых, определяется объем, структура и содержание сведений, необходимых для реализации каждой функции.

Материально-технические потребности (3-й этап) рассчитываются на основе уже установленных и утвержденных кадровых и информационных ресурсов. Финансовые же ресурсы определяются на 4-м (заключительном) этапе и с таким расчетом, чтобы они «покрывали» ранее определенные необходимые ресурсы.

Автор прекрасно сознает, что такая методика, даже если она будет признана оптимальной, не найдет широкого распространения ввиду финансовых затруднений предприятия-учредителя. В связи с этим, перед будущими руководителями служб безопасности неизбежно встанет вопрос о расчете необходимых ресурсов при заранее зафиксированной сумме денег, выделяемых для обеспечения безопасности предприятия.


В таком случае, как представляется, необходимо вначале определить кадровые и информационные ресурсы, затем материально-технические средства и лишь потом составить перечень функций, которые могут быть обеспечены необходимыми ресурсами. Причем, производить такой расчет необходимо несколько раз, добиваясь полного одновременного расходования выделенных финансовых средств и максимального (при всех ограничениях) расширения перечня функций.

В деятельности некоторых служб безопасности получила распространение практика маневрирования ресурсами. Например, в случае нехватки финансовых средств и с целью удержания на необходимом уровне количества охранников, их труд на некоторое время становится мало оплачиваемым. Наоборот, если финансовых средств у предприятия хватает, то за счет внедрения охранно-пожарной сигнализации, других технических средств, происходит снижение (уменьшение) числа охранников. Подобные комбинации в распределении ресурсов могут помочь службе безопасности на некоторое время (поскольку носят вынужденный характер), однако признать их оптимальными нельзя.


ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Параллельно с созданием службы безопасности ее руководителям приходится решать вопросы управленческого характера. Причем, в процессе функционирования службы эти вопросы приобретают все большую актуальность. Связано это с тем, что управление службой безопасности должно быть эффективным, ибо в противном случае ей грозит ликвидация, поскольку предприятие-учредитель не потерпит неудовлетворительных (или посредственных) результатов такой деятельности.

В этой связи на первый план выступают вопросы создания и поддержания на соответствующем уровне основных элементов системы, механизма и процесса управления. Рассмотрим их подробнее.



Система управления

Такая система состоит из субъекта, объекта управления, прямой и обратной связи. Субъектом управления службой безопасности выступают руководитель предприятия, совет (комитет) безопасности предприятия и начальник службы безопасности. Успешно выполнять свои задачи эти субъекты могут только в том случае, если компетенция каждого из них будет строго определена в правовых актах таким образом, чтобы не возникала почва для конфликтов. Если это сделано достаточно успешно, то можно говорить о сформированной управляющей подсистеме.

Объектом управления (управляемой подсистемой) в службе безопасности выступают ее отдельные сотрудники и подразделения. Сотрудниками могут быть не только детективы и охранники, но и другие граждане, работающие во вспомогательных подразделениях. Подразделений в службе безопасности должно быть не менее двух (детективное и охранное), однако законодательством не запрещено образование других подразделений, которые, естественно, охранные и сыскные функции не выполняют.

Объект управления соединен с субъектом управления каналами прямой и обратной связи (информационными каналами). По каналу прямой связи информация в виде управленческих решений поступает от субъекта управления к объекту, а по каналам обратной связи - в обратном направлении, сигнализируя о состоянии объекта управления, его реакции на управленческие воздействия.

Само управленческое воздействие, в свою очередь, реализуется в форме таких функций управления, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, мотивация и контроль. В системе управления все эти функции объединены в целостный процесс, хотя из методических соображений целесообразно рассматривать их отдельно. Рассмотрим вышеуказанные функции с учетом специфики деятельности службы безопасности.

Прогнозирование предполагает составление заключения (прогноза) о будущем событии, тенденции развития службы безопасности. Прогнозные оценки бывают оперативными (с упреждением не более одного месяца), краткосрочными (от 1 месяца до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет). Составляются они как привлеченными со стороны специалистами, так и сотрудниками службы безопасности (в первую очередь сотрудниками штаба).


Качество прогнозных оценок повышается, если они составляются сотрудниками службы безопасности с помощью приглашенных экспертов-специалистов в той или иной области.

Представляется, что наиболее целесообразным было бы составление следующих видов прогнозных оценок:

  1. криминологические;

  2. риски (коммерческий, финансовый и т.д.) в предпринимательской деятельности;

  3. экономическая, физическая, информационная и т.д. безопасность предприятия.

Приведем несколько примеров составления таких прогнозных оценок. В сфере информационной безопасности Шаваев А.Г. (Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. М.: ИНФРА-М, 1995, стр. 72) разработал следующую блок-схему алгоритма прогнозирования промышленного шпионажа.

ВВОД ИСХОДНЫХ ДАННЫХ (ЗАЩИЩАЕМЫХ СВЕДЕНИЙ)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ ЗАЩИЩАЕМОГО СВЕДЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ТОЧНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАЩИЩАЕМОГО СВЕДЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ТОЧНО РАССЧИТЫВАЕМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ НЕДОСТАЮЩИХ ДЛЯ ТОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК

ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ШПИОНАЖА

КОНЕЦ

Журавлев С.Ю. (Частная охрана. Ч. I. М.: Изд-во «Здоровье народа», 1994 г., стр. 152) разработал следующие прогнозные признаки создания условий для реализации преступного замысла в отношении охраняемого объекта:

  1. выявление на объекте или на прилегающей территории тайников, приспособленных преступниками для сохранения похищенного; приспособлений, с помощью которых можно проникнуть на объект; смесей, отбивающих у собаки желание работать и т.д.;

  2. обнаружение охраной или сотрудниками объекта подготовленных, но замаскированных мест возможного проникновения на объект, например, в районе прохождения коммуникаций через капитальные перекрытия и стены, возле неиспользуемых длительное время «черных» ходов и запасных выходов с объекта;

  3. обнаружение оторванных и приставленных к забору досок, выпиленных или выдолбленных камней, кирпичей или плит в ограждении или стене объекта;

  4. информация о случаях кражи с объектов дефицитного портативного сварочного оборудования, а также установленные службой безопасности факты приобретения такого рода оборудования лицами с сомнительным прошлым, ранее судимыми, теми, о ком имеется информация, подтверждающая их связь с преступным миром;

  5. информация об участившихся встречах криминальных элементов с бывшими сотрудниками фирмы или ее охраны;

  6. факты краж или нападений преступников на конструктивно схожие объекты, но не охраняемые;

  7. факты угроз в адрес собственника объекта, которые могут быть как бы последней попыткой склонения фирмы (ее руководителя) к выплате преступникам определенного процента от прибыли;

  8. фиксируемые охраной факты появления возле объекта лиц, действия которых напоминают тренировочные занятия по ознакомлению с местностью, проникновению на объект или по отработке иных специальных навыков и приемов;

  9. случаи «хулиганского» разбивания стекол на объекте, стуков в двери и окна, телефонные звонки от имени людей, «ошибшихся» номером;

  10. участившиеся случаи задержания посторонних на территории объекта, а также попытки неизвестных лиц проникнуть на территорию объекта без определенных намерений;

  11. обнаружение охраной внутри объекта переброшенных снаружи мотков проволоки, досок, крупных камней, которые могут использоваться преступниками для провоцирования срабатывания сигнализации и отвлечения охраны;

  12. случаи возникновения драк и хулиганских проявлений возле объекта, повреждение автомашины сотрудников охраны, факты неожиданного отключения света на объекте;

  13. попытки криминальных элементов устроиться на работу в фирму;

  14. возникновение повышенного интереса и внимания к фирме со стороны коммерческих структур непосредственно перед прибытием на объект ценных грузов (если это обстоятельство ранее не рекламировалось);

  15. признаки возможной связи сотрудников фирмы с криминальными элементами.


Планирование предполагает определение целей, задач службы безопасности на предстоящий период деятельности, средств и времени на их достижение. Наиболее распространенными в деятельности служб безопасности являются комплексные и специальные планы.

Комплексные планы охватывают все сферы деятельности службы безопасности и включают в себя, как правило, такие разделы, как организационные вопросы, обеспечения всех видов безопасности предприятия (в рамках компетенции службы безопасности), работа с кадрами, ресурсное обеспечение, контроль и т.д. Наиболее приемлемая форма составления такого плана:

пп

Содержание планируемого мероприятия

Срок исп.

Ответст. за исп.

Форма предст. результ. выполненого мероприятия

Отметка об исполнении

I

II

III

IV

V

VI









Существуют и другие подходы к формированию комплексных планов. Например, Олейников В.В. («Делайте бизнес надежным и безопасным». Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 1997, стр. 299-300) предлагает следующую структуру плана организации системы безопасности и защиты предприятия:

  1. Задачи службы безопасности.

  2. Выводы и оценки обстановки:

    1. положение на рынке услуг (производство);

    2. основные группировки сил конкурентов, преступных элементов (их построение, способы действий, возможности);

    3. основная угроза фирме;

    4. силы СБ фирмы, ее состав, возможности;

    5. особенности ситуации в стране, городе (месте дислокации фирмы) и ее влияние на рынок услуг и производства, положение фирмы.

  3. Задачи, решаемые службами безопасности соседних предприятий в интересах фирмы.

  4. Задачи, решаемые силами и средствами МВД в интересах фирмы.

  5. Указания по взаимодействию с МВД и другими службами безопасности.

  6. Организация развертывания и усиления сил СБ фирмы, техническое и материальное обеспечение их деятельности.

  7. Указание (план) по организации управления силами СБ фирмы в экстремальных ситуациях (по вариантам).

  8. Срок готовности сил к выполнению функциональных обязанностей в полном объеме.

  9. отрицая возможности такой структуры плана, отметим, что его реализация требует согласования с органами внутренних дел и службами безопасности соседних предприятий, что в современных условиях маловероятно.

Специальные планы разрабатываются на случай возникновения чрезвычайных происшествий и чрезвычайных ситуаций (нападения на объект, угроза взрыва бомбы, захват заложников, наводнение, пожар и т.д.).

Соответственно, структура планов также должна быть различной при условии адекватного реагирования на эти события. Например, 0'Брайен (В вашем магазине мошенники! СПб.: Питер, 1998, стр. 199-202) предлагает следующую структуру плана действий в экстремальной ситуации: А. Общие положения. Б. Эвакуация, В. Обязанности. Г. Типы тревоги. Д. Центр контроля. Е. Место сбора. Ж. Обеспечение безопасности. 3. Планы помещений.