ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2021
Просмотров: 838
Скачиваний: 3
Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями службы безопасности, определение порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения сил и средств для достижения поставленных целей. Такой процесс состоит из следующих элементов:
-
Определение рациональных форм разделения труда.
В сфере управления существует следующее технологическое раз-деление труда: технические исполнители (секретари, машинистки, операторы ЭВМ), специалисты (юристы, аналитики и т.д.) и руководители службы безопасности и его подразделений. -
Распределение работ среди работников, групп работников и подразделений. В первую очередь, такое обязательное распределение происходит между такими группами работников, как детективы и охранники (в рамках соответствующих подразделений). Во вторую очередь, работа распределяется между отделениями, секторами и группами, являющимися структурными единицами подразделений (отделов) службы безопасности. И лишь в третью очередь, работа распределяется между самими работниками. Материальное выражение такого распределения работ находит в разработке положений о подразделениях, его структурных единицах и должностных инструкциях.
-
Разработка структуры органов управления.
В службе безопасности орган управления состоит из трех уровней. Высший уровень представлен начальником службы безопасности и его заместителями. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности руководителей предприятия-учредителя, вырабатывает политику службы безопасности и способствует ее практической реализации. Руководители среднего уровня управления (начальники подразделений) обеспечивают реализацию политики функционирования службы безопасности, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до своих подчиненных, а также за их выполнение. Низший уровень управления представлен младшими руководителями (начальниками отделений, групп, секторов), которые отвечают за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей, а также за их выполнение. -
Регламентация функций, подфункций, работ, операций. Такую регламентацию следует проводить, начиная последовательно с функций и заканчивая операциями. Отражать их необходимо в Уставе, положениях об отделах, отделениях, группах и секторах (функции), должностных и служебных инструкциях (работы, операции). При этом очень важно обеспечить эту регламентацию таким образом, чтобы соблюдалась определенная соподчиненность между функциями, подфункциями, работами и операциями.
-
Установление прав и обязанностей органов управления и их сотрудников.
Правами и обязанностями наделяются как структурные подразделения службы безопасности, так и её сотрудники. При этом важно таким образом установить обязанности, чтобы для их реализации были предоставлены соответствующие права (совпадение объема прав и обязанностей). Отражаются права и обязанности в Уставе службы безопасности, положениях и должностных инструкциях. Следует при этом избегать отождествления прав и обязанностей сотрудников с правами и обязанностями службы безопасности и ее подразделений. -
Подбор и расстановка кадров.
Подбор кандидатов для работы в службе безопасности происходит в соответствии с требованиями, предусмотренными в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Но, в отличие от процедуры подбора кадров, где практически все вопросы жестко регламентированы, руководителям службы безопасности предоставлены определенные возможности в расстановке кадров. Такая расстановка возможна как по горизонтали, так и по вертикали.
Регулирование представляет собой «наладку» системы, приведение ее в нормальное рабочее состояние и необходимость в ней возникает в силу изменения внешних условий, либо из-за возникновения каких-то нарушений, «сбоев» в функционировании самой системы. Посредством этой функции достигается поддержание управляемых процессов в рамках, заданных программой, регламентом, планом. Орган управления службы безопасности через эту функцию должен обеспечить сохранение заданных параметров следующими приемами:
-
Выравнивание отклонений. Например, если в сравнении с аналогичным периодом прошлого года резко возросло количество краж с охраняемого объекта, то проводится комплекс мероприятий по значительному их снижению (профилактические беседы, рейды, операции и т.д.). В результате применения этого приема управляемая подсистема приводится к некой норме, удовлетворяющей руководство службы безопасности и предприятия-учредителя.
-
Компенсация возмущений. Возмущающее воздействие внешней среды на деятельность сотрудников службы безопасности выражается, иногда, в отрицательном воздействии на их поведение. Такое воздействие может выражаться, например, в отказе руководства повысить им зарплату в условиях высокой инфляции, резком увеличении нагрузки и т.д. В таком случае необходимо включить так называемые компенсаторные механизмы, к примеру, предоставить сотрудникам ряд материальных льгот (бесплатные питание и проезд в общественном транспорте и т.д.), увеличить количество отгулов и т.д. Реакция на возмущающее воздействие должна быть своевременной и эффективной.
-
Устранение воздействия помех. Помехи в деятельности службы безопасности могут быть как естественные (землетрясения, наводне-ния и т.д.), так искусственные (нападения на охраняемый объект, дискредитация руководства предприятия в средствах массовой информации, поджоги помещений и т.д.). Необходимо предварительно составить перечень (каталог) таких возможных помех и отработать систему противодействия по каждому их виду. Такое противодействие включает в себя комплекс мероприятий по уничтожению (или нейтрализации) причин и факторов, способствующих их появлению. Если такие мероприятия реализуются на практике, то можно утверждать об устранении помех.
Мотивация - это процесс побуждения сотрудников службы безопасности к деятельности для достижения целей самой службы и ее подразделений. Мотивация представляет собой совокупность сил, побуждающих сотрудника осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенных целей.
В основе любой теории мотивации лежат потребности человека, которые можно удовлетворить вознаграждениями. Причем выделяют внешние вознаграждения (заработная плата, премии и т.д.) и внутренние - чувство успеха при достижении цели, получаемое от самой работы.
Для практических целей достаточна типология с использованием трех типов мотивации: I тип - сотрудники, ориентированные преимущественно на содержательность и общественную значимость труда; II тип - преимущественно ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности; III тип - сотрудники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Среди потребностей, которые обладают конкретными мотивационно-трудовыми значениями, можно выделить следующие:
-
потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного собственного мнения о себе как о человеке и работнике);
-
потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительное отношение со стороны коллектива и руководства);
-
потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей);
-
потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней);
-
потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель, стремление к поддержанию через активность здоровья и самочувствия, целостности личности);
-
потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, достигнутого достатка);
-
потребность в общении (установка на трудовую деятельность вообще и частные фрагменты работы как условия и повод для человеческих контактов и знакомств; хорошая работа как основа и тема общения).
Перечисленные моральные потребности как мотивы к труду не могут заменить собой материальные планы и ожидания. Вот почему руководители службы безопасности должны использовать в своей деятельности все формы материального и морального стимулирования своих подчиненных, добиваясь высокой мотивации их труда.
Контроль состоит в процессе соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Эффективная система контроля должна соответствовать следующим требованиям:
-
контроль должен быть всеобъемлющим;
-
контроль следует сосредоточить на результате;
-
система контроля должна быть простой;
-
контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным;
-
контроль должен быть постоянным.
Субъектами контрольной деятельности в службе безопасности являются: руководитель предприятия-учредителя, члены совета (комитета) безопасности предприятия, руководители службы безопасности и его подразделений (в рамках своей компетенции). Кроме этого, внешними субъектами контроля могут быть сотрудники лицензионно-раз-решительных подразделений органов внутренних дел и прокуратуры.
Подконтрольными объектами могут быть - деятельность подразделений, состояние технической укрепленности охраняемого объекта, защищенность коммерческой тайны, система профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников службы безопасности и т.д. Выбор объекта контроля определяется его способностью влиять (положительно или отрицательно) на деятельность службы безопасности в целом. В рамках подконтрольного объекта очень важны его составные элементы, после определения которых можно непосредственно приступить к контролю. Например, в рамках проверки состояния защиты коммерческой тайны на предприятии должны быть изучены:
-
соблюдение норм, правил хранения и охраны в помещениях, спецхранилищах, на рабочих местах носителей информации;
-
ведение учета и обеспечение личной ответственности за выполнение данной функции;
-
соблюдение порядка хранения и уничтожения засекреченных сведений;
-
соблюдение требований порядка обращения с носителями коммерческой тайны;
-
меры по предотвращению несанкционированного выноса носителей коммерческой тайны за территорию предприятия;
-
соблюдение режима и охраны их при транспортировке, рассылке, переносе, доставке;
-
организация доступа командированных, приглашенных лиц к информации предприятия;
-
организация совещаний, выставок, переговоров и т.п.;
-
уровень знания требований режима лиц, допущенных к закрытым работам и документам;
-
степень обеспеченности службы безопасности надежными хранилищами, запирающими устройствами, средствами опечатывания;
-
уровень обеспеченности сотрудников предприятия соответствующими рабочими местами для работы с носителями секретов;
-
состояние пропускного и внутреннего режима в зданиях, помещениях, в целом на предприятии;
-
механизм распределения носителей коммерческой тайны по уровням исполнения и управления;
-
обоснованность доступа к различным видам носителей конкретных групп сотрудников;
-
порядок обращения с носителями на рабочих местах;
-
порядок пользования средствами получения, обработки, Хранения, отображения, передачи информации;
-
порядок обмена сведениями внутри предприятия и с внешними партнерами;
-
своевременность и правильность засекречивания и раскрытия сведений;
-
организация и проведение выставок, конференций, симпозиумов и т.д.;
-
качество разработки организационно-методических документов, выполнение планов работ и специальных мероприятий по защите информации;
-
уровень и полнота выполнения требований руководства предприятия;
-
состояние профилактической работы с сотрудниками;
-
уровень организационно-методического обеспечения взаимодействия между подразделениями;
-
время поиска и доведения информации до исполнителей (Зубик В.Б. и др. Экономическая безопасность предприятия (фирмы) Мн.: Выш. ШК., 1998 г., стр. 97-98)
Различают три вида контроля:
-
предварительный (осуществляется до фактического начала работ);
-
текущий (осуществляется в ходе осуществления работ) и
-
заключительный (осуществляется после выполнения работ).
С учетом специфики деятельности службы безопасности преимущественное внимание следует уделить предварительному и текущему контролю.
Механизм управления
В механизме управления цель является системообразующим элементом. Вначале формулируется цель, а затем другие элементы механизма управления службой безопасности. В известной автору литературе, цель службы безопасности формулируется как обеспечение безопасности предприятия-учредителя (Фастенков А.А., Жиляев В. И. Организационно-правовые основы частной охранной деятельности: практические советы деловым людям. М.: РНСЭБ, 1993, стр. 48) или как обеспечение безопасности и защита интересов учредителя (Частный сыск и частная охрана. Нормативные документы. М.: «Записки криминалиста», 1993 г., стр. 100).
Совершенно очевидно, что формулировка цели перенесена из ст. 14 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Правомерность такого переноса вызывает сомнение. Дело в том, что в числе обязательных требований к формулированию цели должны быть конкретность и измеримость цели. С учетом этого и других требований автор предлагает следующую формулировку цели деятельности службы безопасности - своевременное пресечение (нейтрализация) противоправных посягательств на экономические интересы и персонал предприятия. Возможны и другие варианты - предотвращение материального и физического вреда; предотвращение и пресечение преступлений, административных проступков и гражданско-правовых деликтов и т.д.
Формулирование цели зависит от многих факторов: финансовых возможностей предприятия-учредителя, его географического месторасположения, возможности набрать из числа жителей данной территории квалифицированный состав сотрудников службы безопасности и т.д.
На основе сформулированной цели проектируется и создается оргструктура службы безопасности. Анализ изученных документов служб безопасности свидетельствует, что наибольшее распространение получили линейная и линейно-штабная структура. Линей-ная структура характеризуется четким единоначалием - каждый начальник, каждый сотрудник подчинен только одному вышестоящему лицу.
Начальник службы безопасности
Но1
Но2
Но3
Начальники
отделов
НОГС1,НОГС1,НОГС1,
НОГС2,НОГС2,НОГС2, НОГС3,НОГС3,НОГС3,
Начальники отделений,
групп,секторов
Рядовые сотрудники службы безопасности
Линейно-штабная структура представляет собой линейную структуру, дополненную штабным органом (штабом), на который возлагаются дополнительные функции управления. Такая структура создается обычно тогда, когда большое количество сотрудников или их территориальная разобщенность не позволяют начальнику службы безопасности эффективно управлять.
Анализ работ различных авторов свидетельствует о том, что их взгляды на количество и названия структурных подразделений служб безопасности не всегда совпадают (см. приложение 2).
Не вызывает сомнений целесообразность создания охранных и сыскных подразделений, поскольку это является требованием ст. 14 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Правда, детективные подразделения иногда называют разведывательными и контрразведывательными. Представляется, что такое разделение детективных подразделений на разведку и контрразведку является обоснованным, чему свидетельствуют и работы других авторов. Следует отметить при этом, что если термин «контрразведка» не вызывает особых возражений, то применение термина «разведка» со стороны некоторых исследователей и практиков вызывает некоторое сомнение. Связано это, по-видимому, с неправомерным отождествлением разведки с экономическим (промышленным, коммерческим и т.д.) шпионажем.