Файл: Актуальность темы. Потребность xxi века заключается в оперативности предоставления информации, ее достоверности, своевременности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание



Введение

Глава I. Современный отечественный и зарубежный опыт в сфере энергетики с помощью информационный технологий и решений

1.1 Общие понятия биллинга и его функции

1.2 Отечественные информационные системы

1.3 Зарубежные информационные системы

Глава II. Определение и обоснование требований менеджмента к информационному обеспечению управления

2.1 Миссия, видение, стратегия и цели (стратегическая карта)

2.2 Ключевые показатели эффективности - KPI

2.3 Анализ внешней среды

2.3.1 Анализ дальнего окружения

2.3.2 Анализ ближнего окружения

2.3 Анализ внутренней среды

2.4 Интегральный анализ

Глава III. Проект информационной системы

3.1 Цели проекта

3.1.1 Матрица Захмана

3.1.2 Реестр требований к внедряемой информационной системе

3.1.3 Тип информационной системы по Макфарлану

3.2 Оптимизация бизнес-процесса

3.3 Анализ рынка информационных продуктов и обоснование выбора программного обеспечения

3.4 Синтез информационной системы

3.5 Техническая реализация информационной системы

3.6 Анализ готовности предприятия к внедрению информационной системы

Глава IV. Внедрение информационной систем, оценка эффективности проекта

4.1 Календарный план

4.2 Оценка рисков проекта, мероприятия по минимизации рисков

4.2.1 Идентификация рисков

4.3 Экономическая эффективность реализации проекта

Заключение

Список используемой литературы

Приложения



Введение
Актуальность темы. Потребность XXI века заключается в оперативности предоставления информации, ее достоверности, своевременности. Для высшего руководства необходимо своевременно получать достоверную информацию, чтобы принимать управленческие решения, управлять бюджетом и компании. В этой связи компаниям для повышения конкурентособности, внутренней управляемости, устойчивости к внешним воздействиям, а, в конечном счете – прибыльности, следует рассмотреть возможность внедрения комплексной информационной системы управления, чтобы позволить предприятию начать процесс совершенствования бизнес-процессов. Данная работа освящена актуальной проблеме - внедрение информационной системы абонентского учета и биллинга в ОАО «Челябэнергосбыт».

Цель проекта – создание единого информационного пространства для планирования бюджета, для расчета потребителей, управления ресурсами компании.

Задачи проекта:

  • Определить требования менеджмента к информационной системе;

  • Разработать проект информационной системы;

  • Оценить эффективность проекта.

Объект работы – Открытое Акционерное Общество «Челябэнергосбыт».

Предмет исследования – проект внедрения информационной системы абонентского учета и биллинга.

Содержания исследования.

Проект представлен четырьмя главами.

В первой главе рассказывается о зарубежном и отечественном опыте информационных систем абонентского учета и биллинга.

Во второй главе анализируются факторы, определяющие требования к системе. Представлены такие анализы, как SWOT- анализ, STEEP- анализ, SNW- анализ. В конце главы подведены итоги, определена проблема исследования.

В третьей главе описываются цели проекта, описывается информационная архитектура организации, определяются альтернативы решения выделенной проблемы во второй главе. Проводится анализ рынка информационных продуктов и выбирается система, которая больше всего подходит компании. Также описывается техническая архитектура системы, характеристики программного и аппаратного обеспечения для внедрения информационной системы. Подведены итоги.

В четвертой главе составляется календарный план проекта. Проводится как качественный, так и количественный анализ рисков. Определяются первоначальные затраты на внедрение, рассчитывается экономический эффект.




Глава 1. Современный отечественный и зарубежный опыт в сфере энергетики с помощью информационный технологий и решений
1.1 Общие понятия биллинга и его функции
Биллинг в электросвязи (англ. billing — составление счёта) — это совокупность решений и процессов в организации, которые ответственны за сбор информации об использовании телекоммуникационных систем, а также их тарификацию, обработку платежей и выставление счетов потребителям.

Биллинговая система — это прикладное программное обеспечение для поддержки бизнес-процессов биллинга в компании. 1

Функции биллинга:

  1. Расчетные операции. Рассмотрим подфункции, функции расчетные операции:

  • определение потребления

  • оценка потребителя

  • агрегация оценок и формирование начислений абонентам

  • расчет налогов и скидок

  • дополнительные начисления

  • корректировки

  • выпуск счетов к оплате

Расчетный блок может отличаться в зависимости от вида коммуникаций, так как существует разные модели взаимоотношений с абонентами.

  1. Информационное обслуживание

Данная функция включает в себя поддержку операционной информации о клиентах, о продуктах и услугах, информацию о тарификации и т.д.

  1. Финансовое обслуживание

В данной функции главное – это обработка платежей, оплата по выставленным счетам и услугам, обработка данных, управление дебиторской задолженность и т.д.

Также, в более широком смысле при рассмотрении биллинга в интеграции с управлением доходами дополнительно выделяют функции:

  • Гарантированное получение дохода;

  • Управление прибыльностью клиентов;

  • Контроль мошенничества абонентов.

Рынок биллинговых систем подразделяется на два направления:

  1. Биллинговые системы, используемые операторами связи, телевидения и провайдерами.

  2. Биллинговые системы, использующиеся в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Рассмотрим только биллинговые системы, использующиеся в сфере ЖКХ.



1.2 Отечественные информационные системы

1.2.1 Расчетно-аналитическая система «Биллинг-Онлайн»

Компания «РЦ «ОНЛАЙН » 2 разработала систему «Биллинг Онлайн»:

  • как программное решение для автоматизации ЖКХ, проста и эффективна в работе;

  • как специализированный программный комплекс для ЖКХ позволяет поддерживать в актуальном состоянии базу данных по жилому фонду, делать необходимые выборки;

  • как расчетная программа для ЖКХ обладает широким функционалом по начислениям жилищных и коммунальных услуг, соблюдает Законодательство по начислениям ЖКХ;

  • как расчетно-аналитическая интернет-система позволяет оперативно делать различные аналитики, формировать в онлайн-режиме различную сводную отчетность (по дому, району, муниципалитету, региону);

  • как инновационное технологическое решение для ЖКХ позволяет организовать децентрализованную работу с данными при централизованном хранении и контроле;

  • как SaaS-решение для ЖКХ (сервер по расчету квартплаты) – доступна в любое время суток с любого компьютера, при наличии выхода во всемирную паутину Интернет;

  • как интернет-система для расчетов в ЖКХ имеет оперативную Службу сопровождения.

Достоинства данной биллинговой системы:

  • Гибкость расчетов для ЖКХ, простота в использовании;

  • Сервисы онлайн-обмена и взаимодействие с другими системами;

  • Упрощение работы с базами данных по жилищному фонду и по оплате жилищно-коммунальных услуг;

  • Оптимизация бизнес-процессы в ЖКХ.

Недостатки:

Данная система предназначена для автоматизации расчетов с количеством приборов учета не превышающих 50 тыс. штук.

Многофункциональность расчетно-аналитической интернет-системы для ЖКХ позволяет свести к минимуму затраты на эффективную организацию рабочих процессов в расчетных центрах ЖКХ, энергоснабжающих компаниях, управляющих компаниях ЖКХ.

При работе с системой автоматизации ЖКХ «Биллинг Онлайн», процесс начисления и расчетов в сфере ЖКХ становится более простым и эффективным.

Данная система была внедрена и использована в таких компаниях как «Газпромэнерго», ОАО «РИЦ», «Почта России».




1.2.2 Оперативно–информационный комплекс «СБЫТ»

Компания «Техносбыт» разработала ОИК «Сбыт». Система предназначена для автоматизации следующих процессов:

  • Учет и контроль договоров, лицевых счетов населения;

  • Учет объектов снабжения, в том числе границы и расчетные схемы;

  • Учет измерительных комплексов и показаний;

  • Индивидуальный и пакетный расчет объемов и стоимости потребления;

  • Предъявление счет-платежных документов;

  • Учет оплат и разнесение по назначению;

  • Управление дебиторской задолженностью;

  • Отключения и ограничения по договору;

  • Расчеты с поставщиками и принципалами;

  • Расчеты со сборщиками платежей и организациями, компенсирующими льготы;

  • Формирование управленческой, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Функции, характерные для всех модулей ОИК "Сбыт":

  • Раздельный учет в одной базе хозяйственной деятельности нескольких предприятий;

  • Ретроспективное хранение изменяющихся данных;

  • Принцип сторнирования при корректировке данных прошлых отчетных периодов;

  • Настраиваемая схема выставления авансовых счетов;

  • Настройка комплекса под учетную политику предприятия;

  • Расчет пени ;

  • Печать отчетов, документов, договоров;

Архитектура внедрения:

  • Удаленная работа с центральной базой данных;

  • Распределение баз данных по подразделениям (участок, отделение, управление).

Данная ОИК3 «СБЫТ» была внедрена более 10 крупнейших сбытовых компаний и в нескольких сетевых организациях. Например, ОАО «НЭСК», ООО «Магнитогорская энергетическая компания», ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания», ОАО Металлэнергосбыт», ОАО «ЯСК», ОАО «ОренбурЭнергосбыт», ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» и т.д.


1.3 Зарубежные информационные системы



1.3.1 SAP Utilities (SAP IS-U) 4

Обособленный модуль информационной системы SAP ERP, который объединяет прикладные модули SAP R/3 и дополнительную функциональность, специфичную для отрасли. Данная система поддерживает все бизнес-процессы и коммунальные услуги. Данную систему можно использовать для управления биллинга, коммерческих, промышленных клиентов. Система позволяет управлять счетами клиентов, которые получают услуги, вести абонентский учет. Новая версия продукта содержит в себе более 150 новых функциональных возможностей и позиционируется, как рентабельный инструмент в условиях экономического кризиса.

Достоинства:

  1. Создание единого информационного пространства и использование единого формата и базы данных, что обеспечивает значительное сокращение времени на обработку и передачу информации;

  2. Открытость и интегрируемость, возможность переноса и обмена данными с другими системами;

  3. Данная система является масштабируемой и гибкой, и может быть адаптирована с учетом конкретных потребностей любого предприятия.

Срок внедрения: 1-5 лет.

Стоимость владения на 50 рабочих мест стоит около 350 тыс. долларов.

Совсем недавно главным недостатком данного продукта являлось отсутствие русифицированной версии продукта, но на сегодняшний момент ситуация изменилась, и главным недостатком стала высокая стоимость проекта, сложность и длительность внедрения.

Примеры внедрения в России:

Омский НПЗ, Ярославский НПЗ, группа «Мечел», ТНК-ВР, «Белгородэнерго», «Сургунефтегаз», «ЕвразХолдинг».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

1.3.2 Oracle Utilities Customer Care & Billing (CC&B)5


CC&B - система абонентского учета и биллинга предлагает полный выбор функциональных возможностей, для энергокомпаний и предприятий коммунальных услуг.

Данное приложение состоит из набора функциональных блоков и модулей. Энерго компании и предприятия коммунальных услуг есть возможность изменять функциональные возможности системы путем создания пользовательских модификаций.

Достоинства:

  1. Масштабируемость, высокая производительность работы;

  2. Мультисервисность;

  3. Многоязычность;

  4. Открытые стандарты;

  5. Использование трехуровневой архитектуры сетевых вычислений с выделением сервера приложений и обеспечением доступа клиентов к нему через сеть Интернет (интрасеть) при помощи обычного Web-браузера позволяет использовать в качестве клиентских мест любые компьютеры, аппаратные платформы и ОС6.

Основным недостатком, как и у продукта SAP является высокая стоимость, длительное внедрение.

Стоимость решения на одно рабочее место составляет около $5 тыс. Полная стоимость существенно зависит от требуемой функциональности и сложности внедрения.

Примеры внедрений в России: «Объединенная металлургическая компания», Магнитогорский металлургический комбинат, Западно-Сибирский металлургический комбинат, Северо-Западный Телеком", "ВымпелКом", "ЕвроХим", РАО ЕЭС.
Вывод главе I
На рынке существует 2 крупных поставщика биллинговых информационных систем для энергокомпаний, так и для предприятий коммунальных услуг – это SAP IS-U и Oracle.

Среди отечественных компаний можно выделить решение ИС «СБЫТ» компании из Екатеринбурга «Техностыт».

биллинг информационный программный менеджмент



Глава II. Определение и обоснование требований менеджмента к информационному обеспечению управления
2.1 Миссия, видение, стратегия и цели (стратегическая карта)
Компания ОАО «Челябэнергосбыт»7 является гарантирующим поставщиком электроэнергии на Южном Урале. Территория обслуживает 87,9 тыс.

Основными видами деятельности являются:

  • покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности);

  • реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам);

  • оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги;

  • диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической и тепловой энергии;

  • оказание услуг по организации коммерческого учета;

  • предоставление коммунальных услуг населению;

  • разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий;

  • выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов;

  • оказание консалтинговых и иных услуг, связанных с реализацией электрической энергии юридическим и физическим лицам;

  • организация и проведение работы с кадрами, включая подготовку и переподготовку, проверку знаний персоналом правил технической эксплуатации, правил пожарной безопасности, техники безопасности и других;

  • обеспечение в пределах компетенции режима экономической, физической и информационной безопасности ОАО «Челябэнергосбыт».

Компания ОАО «ЧелябЭнергоСбыт» осуществляет обслуживание 1 млн.293 тыс. физ. Лиц и 69 тыс. юр. лиц. Основной задачей гарантирующего поставщика ОАО «Челябэнергосбыт» является сделать энергоснабжение максимально надежным, а расчеты точными для своих клиентов.

В компании создан высокотехнологичный центр биллинговой печати, где обрабатывается и хранится, абсолютно, вся информация об абонентах ОАО «Челябэнергосбыт». Компания старается преуспеть за всеми информационными технологиями, соответствующими современными требованиями, и наращивать свои конкурентные преимущества: SMS-сервис, Личный кабинет на корпоративном сайте, оплата банковской картой. Данные условия позволяют оперативно и своевременно оплачивать квитанции за электроэнергию. В области ОАО «Челябэнергосбыт» представляют 6 филиалов, для населения открыты более 40 расчетно-информационных центров. Штат предприятия 1409 человек. На рис.1 показана структура предприятия.


Рисунок 2.1. Структура предприятия