Файл: Актуальность темы. Потребность xxi века заключается в оперативности предоставления информации, ее достоверности, своевременности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для данных категорий потребителей тарифный орган устанавливает соответствующие тарифы для оплаты потребляемой электроэнергии.

Для обслуживания населения компанией организованы отделения в каждом районе города Челябинска, а также филиалы (Центральный, Златоустовский, Магнитогорский, Кыштымский, Метэнерго) в других городах области с разветвленной сетью отделений.

  1. Юридические лица.

Юридические лица - клиенты компании - это крупные промышленные предприятия, предприятия малого и среднего бизнеса, предприятия аграрного комплекса, объекты социального назначения и жилищно-коммунального хозяйства. ОАО «Челябэнергосбыт» обслуживает в целом около 39 тыс. юридических лиц.

На рисунке представлена структура полезного отпуска электроэнергии по группам потребления (в % от общего объема потребления) (рис 2.3.).


Рисунок 2.3 Объем потребления
На рисунке 2.3. видно, что происходит уменьшение доли потребления промышленными предприятиями. Крупные промышленные компании, как правило, имеют собственные энергетические блоки и генерации, которые обеспечивают их электрической энергией. Однако мощностей таких энергетических блоков недостаточно, чтобы в полном объеме удовлетворять спрос промышленных предприятий на электроэнергию. Недостаток восполняется путем покупки электрической энергии (мощности) у сбытовых организаций.

Из рисунка 2.3. также видно, что происходит рост потребления населением электроэнергии. Группа потребителей «население» находится в прямой зависимости от компании ОАО «Челябэнергосбыт», так как не имеет возможности самостоятельно вести энергосбытовую деятельность. Вероятность перехода потребителей данной группы к другому продавцу крайне мала и слабо осуществима.

  • Сила поставщиков

На оптовом рынке электроэнергии функционируют несколько секторов, различающихся условиями заключения сделок и сроками поставки: сектор регулируемых договоров, сектор свободных договоров, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок.

С 2011 года в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа.


Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объемы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включенного в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объема поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определенного в балансовом решении для соответствующего производителя.

Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).

В рамках свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки.

Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ОАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из порядка 8000 узлов обеих ценовых зон.

Индексы цен и объемы торговли РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ОАО «АТС».

На рынке РСВ ОАО «Челябэнергосбыт» осуществляет свою деятельность через посредника – ОАО «АТС». Некоммерческое Партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (НП «АТС») создано в ноябре 2001 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 526 от 11 июля 2001 года «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». ОАО «АТС» предоставляет субъектам оптового рынка услуги по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ), обеспечивая, с учетом особенностей функционирования оптового рынка электроэнергии переходного периода, расчет взаимных обязательств, заключение и исполнение сделок.


ОАО «АТС» действует совместно с другими инфраструктурными организациями, анализируя опыт создания иностранных рынков электроэнергии, опираясь на знание российской специфики и руководствуясь системным подходом в развитии нормативной базы и решении организационных вопросов.

Целями ОАО «АТС» как организатора оптового рынка электроэнергии Российской Федерации являются:

  • построение и обслуживание высокоэффективного оптового рынка электроэнергии, отвечающего потребностям развития электроэнергетической отрасли России;

  • развитие конкурентных отношений на оптовом рынке электроэнергии и участие в формировании эффективной инфраструктуры рынка;

  • защита интересов поставщиков и покупателей электроэнергии и способствование достижению ими более высоких финансовых результатов.

Поставщиками ОАО «Челябэнергосбыт» являются следующие генерирующие и сбытовые компании:

  • ОАО «ОГК-1» (Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии)

  • ОАО «ОГК-2»

  • ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго»

  • ОАО «Фортум»

  • ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация»

  • ОАО «Миасский машиностроительный завод»

  • ООО «ТД Вишневогорский ГОК»

Оценив силу поставщиков ОАО «Челябэнергосбыт», можно сказать следующее:

Поставщики, работающие на рынке регулируемых договоров, связаны с компанией взаимными обязательствами. Заключенные договора четко регламентируют отношения купли-продажи электрической энергии между сторонами, что в рамках действующих договоров практически полностью исключает возможность влияния поставщиков на деятельность организации.

Что касается рынка свободных договоров, рынка на сутки вперед и балансирующего рынка, то специфика деятельности на данных рынках предполагает налаживание договорных отношений через посредника – ОАО «АТС». Поставщик предлагает цену продажи электрической энергии, покупатель определяет свою закупочную цену, а посредник организует деятельность по продаже и покупке электрической энергии, выставляя покупателю счет и передавая оплаченный счет поставщику. При этом поставщик и покупатель не взаимодействуют лично, что исключает возможность взаимного влияния поставщиков и покупателей.

Власть поставщиков проявляется в определение цены продажи электрической энергии на оптовом рынке. В случае роста цен на энергоносители, уходы с рынка генерирующего предприятия и иных экономических преобразований цена продажи электроэнергии может возрасти, что приведет к росту цен для конечных потребителей.


  • Сила существующих конкурентов

В 2012 году наряду с ОАО «Челябэнергосбыт» на территории Челябинской области осуществляли энергосбытовую деятельность следующие компании, которые могут быть разделены на две группы.

Первая группа – субъекты оптового рынка электрической энергии (мощности), для которых ФСТ принимает тарифно-балансовое решение:

  • Гарантирующие поставщики – ООО «Русэнергосбыт», ООО «МЭК»;

  • Энергосбытовые компании – ООО «Русэнергоресурс», ООО «Мечел–энерго»;

  • Предприятие ОАО «ЧЭМК», выступающее самостоятельным субъектом оптового рынка;

Вторая группа – субъекты оптового рынка электрической энергии (мощности), для которых ФСТ не принимает тарифно-балансовое решение:

  • Энергосбытовые компании – ООО «Русэнерготрейд» и ЗАО «Челябинское управление энерготрейдинга».

На рисунке обозначена доля компаний-конкурентов на рынке Челябинской области в 2012 году. (рис 2.4).

Полная либерализация российского оптового рынка электроэнергии (мощности) привела к усилению конкуренции. По сравнению с 2011 годом, компания потеряла почти 8% рынка.

ОАО «Челябэнергосбыт» выделяет наиболее сильных конкурентов, которые могут оказать влияние на розничный рынок нашего региона:

  1. Сбытовая компания ООО МЭК

С 1 сентября 2006 года гарантирующий поставщик, обеспечивающий энергоснабжением потребителей города Магнитогорска.




Рисунок 2.4 Долевое участие
На сегодняшний день компания обеспечивает электроэнергией 175000 граждан и более 4500 юридических лиц, самым крупным из которых является ОАО «ММК».

Для полноценного и эффективного участия в торгах на оптовом рынке электроэнергии Магнитогорская энергетическая компания периодически проводит аттестацию своей автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), по окончании которой устанавливается ее соответствие техническим требованиям договора о присоединении к торговой системе. По результатам аттестации подписывается соответствующий Акт. Последняя аттестация прошла в 2012 году.

Компания принимает активное участие в реализации городской программы по замене устаревших и несоответствующих действующим ГОСТам средств учета электроэнергии в муниципальных жилых домах.

ООО «МЭК» разработана и утверждена программа развития АСКУЭ в г. Магнитогорске.

В настоящий момент инвестирует средства на строительство современной автоматизированной газопоршневой электростанции (ГПЭС) с установленной электрической мощностью 24 МВт. Станция является генерирующим источником электроэнергии и частично покрывает дефицит в электрической мощности и тепловой энергии, а также обеспечивает повышение надежности теплоснабжения северного блока прокатных цехов ОАО «ММК».14

  1. ОАО «ЧЭМК»

Челябинский электрометаллургический комбинат - крупнейший производитель ферросплавов в России. Ассортимент выпускаемой продукции включает в себя более 120 наименований ферросплавов и лигатур, более 40 изделий электродного производства. Ферросплавы выплавляются в 33 электродуговых печах мощностью от 3,5 до 33 МВА. Ежесуточно комбинат потребляет свыше 9 млн кВт.ч электрической энергии. 15

  1. С 1.01.2007 г. ОАО «Русэнергосбыт», субъект ОРЭ

Русэнергосбыт — российская энергосбытовая компания. Согласно рейтингу журнала «Энергорынок», является одной из крупнейших в России. Поставляет электроэнергию 200 тысячам клиентов, в том числе крупным предприятиям. Компания осуществляет деятельность в 60 регионах Российской Федерации — от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. В Челябинской области гарантирующим поставщиком не является.

Анализ существующих конкурентов ОАО «Челябэнергосбыт» позволяет выделить следующее:

  • На рынке Челябинской области ОАО «Челябэнергосбыт» является крупнейшим гарантирующим поставщиком электрической энергии. Второй по величине гарантирующий поставщик – ОАО «МЭК» - работает в г. Магнитогорск. Оценивая текущие производственные показатели конкурентов, можно сделать вывод, что существенной конкуренции для ОАО «Челябэнергосбыт» они не представляют.

  • Однако за последние несколько лет доля рынка сбыта электроэнергии ОАО «Челябэнергосбыт» сократилась с 60,6% в 2009 году до 46,1% в 2012 году. Потерянную долю рынка занимают другие поставщики (в том числе и непрофильные). Компании необходимо укреплять и поддерживать свою лидирующую позицию.

Для этого необходимо:

  • сохранение и приумножение клиентской базы, которая является основным активом компании;

  • клиентоориентированность, в том числе работа с потребителями в части оптимальных прогнозов объемов и режимов потребления электрической энергии;

  • проведение мониторинга розничного рынка региона с целью определения оптимальных сценариев по удержанию квалифицированных потребителей;

  • расширение спектра услуг, связанных с процессом энергоснабжения;

  • повышение качества обслуживания клиентов, в том числе за счет реорганизации системы обслуживания;

  • проведение гибкой ценовой политики и формирование выгодных тарифных предложений для потребителей компании;

  • повышение качества планирования цен и объемов покупки электрической энергии с учетом динамики рынка.

  • Сила потенциальных конкурентов

Угроза появления новых конкурентов на рынке сбыта электрической энергии Челябинской области крайне мала. Существующие сбытовые предприятия полностью обеспечивают потребителей электроэнергией. К тому же электроэнергетика – довольно специфическая отрасль экономики.

Появление новых поставщиков электроэнергии в Челябинской области маловероятно. Для того чтобы стать участником оптового рынка электроэнергии, необходимо соблюсти определенные требования, установленные законодательством (статья 35 ФЗ №35 «Об электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (ред. от 18.02.2014) "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" и другие НПА). Эти требования касаются следующих параметров:

  1. соответствие установленным количественным характеристикам, применяемым в группах точек поставки, с использованием которых организация планирует участие в торговле на оптовом рынке.

  2. проведение определенных мероприятий технического характера.

  3. согласование с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке.

Также предприятие обязано вступить в Совет рынка и подписать договор о присоединении к торговой системе оптового рынка. При вступлении в НП Совет рынка предприятие обязано оплатить вступительный взнос в размере 1 млн. рублей и ежеквартально оплачивать текущие взносы (в установленном размере, за первый квартал 2014 года это 1091 тыс. рублей). Если принять во внимание также большое количество документов, которое необходимо будет оформить, государственные и муниципальные инстанции, которые необходимо посетить, проверки, которые необходимо выдержать, то возможность появление нового конкурентоспособного поставщика сводится к минимуму.

  • Сила товаров-заменителей

На сегодняшний день полноценных товаров-заменителей электрической энергии нет. Поставщики ОАО «Челябэнергосбыт» используют для производства электроэнергии невосполнимые природные ресурсы (уголь, вода, нефть и т.д.).

В последнее время приобретает все большую популярность использование альтернативных источников энергии, в частности, солнечной энергии и солнечных батарей. На рынке Челябинской области существует несколько компаний, предоставляющих услуги по продаже и установке солнечных батарей. Следует отметить, что такой источник энергии способен удовлетворять небольшую потребность в электрической энергии. В основном солнечные батареи устанавливают на жилые дома в частном секторе. Это не сулит ОАО «Челябэнергосбыт» серьезных потерь потребителей среди населения и не является угрозой деятельности компании.

Проанализировав все 5 факторов ближнего окружения, получим следующее соотношение степеней влияния рассмотренных факторов (рис 2.5):


Рисунок 2. 5 Степень влияния факторов внешней среды
Проведенный анализ ближнего окружения позволяет выделить следующие возможности и угрозы ОАО «Челябэнергосбыт»:

Возможности:

  • Установление долгосрочных договорных отношений с поставщиками электрической энергии

  • Усиление конкурентных преимуществ

  • Рост числа потребителей группы «население»

Угрозы:

  • Уменьшение занимаемой доли рынка

  • Переход отдельных промышленных потребителей на самообеспечение
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


2.3 Анализ внутренней среды



Проведем анализ внутренней среды организации, оценив поочередно ее основные «срезы» - организационный, кадровый, маркетинговый, производственный и финансовый.

  • Организационный срез

В компании представлен линейный тип организационной структуры. В приложении Г представлена организационная структура исполнительного аппарата ОАО «Челябэнергосбыт». Преимуществами данного типа организационной структуры является четкая иерархия подчинения, оперативность принятия решений, возможность прямого контроля исполнения заданий. Недостатками данной структуры являются большое количество сотрудников-управленцев и малая степень гибкости и приспособляемости.

Система коммуникаций в компании представлена электронной почтой и телефонной связью. Также для организации эффективной работы по проектам используется программа Redmine.

Нормативная база компании представлена Уставом компании, Положениями, Правилами и Инструкциями, регламентирующими деятельность структурных подразделений и сотрудников компании.

  • Кадровый срез

Инвестиции в квалифицированные кадры составляют основу долгосрочного успеха, поэтому ОАО «Челябэнергосбыт» формирует команду профессионалов, непрерывно заботиться о повышении их квалификации, мотивации, социальной защищенности и преданности корпоративным ценностям.

Кадровая политика ОАО «Челябэнергосбыт» — это сознательная целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом бы способствовал совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Кадровая политика компании обеспечивает:

  • своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства;

  • формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации и т.д.)

  • стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставление возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;

  • формирование более высокой мотивации к производительному труду;

  • рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой.