Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ход работы.

- Столкновение добра и зла. Кончается «Царь-рыба» трагическим вопросом автора6 «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? – нет мне ответа».

- В этих вопросах - боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между природой и человеком.

IV. Анализ отдельных глав с опорой на текст.

(Здесь и далее цитаты по книге В.Астафьева Повести. [Текст]; М.: Художественная литература, 1984г.)

1. Работа с текстом главы “Поминки” [Текст, стр. 525].

Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения.

(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету”, [стр. 544].)

Как ведут себя люди после трагедии?

(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но не-надолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.)

Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга”

(Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее вечными великими законами.)

2. Работа с текстом главы “Дамка” [Текст, стр. 382]

Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого поселка и его жителях?

(Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей
, в которую жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”, “принюхивающиеся таежные парни”.) Комментарий учителя.

Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу.

По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в главе “Дамка”

(На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.)

Зачитывается текст от слов “Я простоял всю дорогу... до интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..” [стр. 385]

Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения?

(Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.)

Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)

В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните, кто из них носит клички?

(Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.)

Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина?

(Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей.)



Чтение внутреннего монолога Утробина от слов “И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек!...до... Его не достанешь.” [гл. “Царь-рыба”, стр.457–458].

Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель Утробина?

(Да. Вина за смерть Тайки ложится на весь связанный с браконьерством уклад. Утробин погибает, попав вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. Человек раскаивается, вспоминает грехи.) Автор восклицает:

“Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!” Комментарий учителя.

Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.

Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что наказан Гога Герцев?

(Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.)

Можно ли считать Акима положительным героем?

(Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.)

Что умеет Гога Герцев?

(Ответ дан в тексте: “В его молодые годы... до... он и не нуждался”. С детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в благополучной семье. Он никого не любил.) [гл. “Сон в белых горах”, стр.583]

Как относятся артельщики к старикам и детям?

(Всякий народ перебывал в Боганиде... до... утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо– ганиде”, стр. 495-496] Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие,
чувство ответственности, уважение к старшим, потребность творить добро.) 3. Обращение к тексту главы “Капля”, [стр. 359]

Какова авторская позиция в этой главе?

(Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и природы открыто заявлена в главе “Капля”.) Комментарий учителя.

Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:

“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.

– Как вы понимаете эти слова В.Астафьева?

Размышления учащихся.
Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.

4. Список источников.
Основная литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы:

1) Публичная электронная библиотека [электронный ресурс], режим доступа: www.online.ru/sp/eel/russian/Pushkin.Alexander

2) “Первое сентября” [электронный ресурс], режим доступа:www.1 september.ru-

3) Рубрики: свежие номера газет, [электронный ресурс], режим доступа: www.litera.ru