Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
Профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
Методические указания по выполнению практических работ
по ДИСЦИПЛИНе
ОД.02 литература
(для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»;
13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»;
15.01.23 «Наладчик станков и оборудования в механообработке»;
23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 2
2 Тематика практических работ по литературе 3
3 Методические указания по выполнению практических работ 4
4 Список источников 42
1 Пояснительная записка
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с локальным актом № 23 Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Промышленно-технологический колледж».
Практическая работа имеет важное значение в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Практическая работа реализует следующие этапы:
- учит правильно распознавать с какими объектами приходится работать в каждом конкретном случае выполнения профессиональных обязанностей;
- формирует профессиональные умения работы с каждым объектом;
- формирует современную языковую личность, владеющую системой норм литературного языка.
Дидактическая цель практических работ – формирование у обучающихся профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисц3иплин, а также подготовка к применению этих умений в профессиональной деятельности.
В соответствии с изучаемыми разделами программы курса , направленных на развитие профессиональной речи, особое внимание уделяется: донести до обучающихся слово писателя. Но знание о произведении и писателе – это не главное на уроках литературы. Главная задача – помочь обучающимся увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель.
На практических работах по литературе обучающиеся должны научиться самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей и идеалов, разбираться в основных теоретико-историко-литературных проблемах. Осуществлять это можно только при условии активной деятельности самих обучающихся в процессе чтения и анализа произведений, но нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что он питает активное воображение.
2 Тематика практических работ по литературе
№ работы | Тема работы |
1 | Практическая работа № 1. «Анализ эпизода «Смерть Базарова». |
2 | Практическая работа № 2. Лирика. «Ещё земли печален вид», «О, как убийственно мы любим» «К. Б.», «Silentium». |
3 | Практическая работа 3. Лирика А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Сияла ночь, Луной был полон сад…» |
4 | Практическая работа № 4. Создание опорных положений 1 тома романа «Война и мир». |
5 | Практическая работа № 5. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова. |
6 | Практическая работа № 6. Чехов – драматург. Пьеса «Вишневый сад». |
7 | Практическая работа № 7. Пьеса «На дне». |
8 | Практическая работа № 8. Лирика Блока. |
9 | Практическая работа № 9. Обзор рассказа «Матренин двор», повести «Один день Ивана Денисовича». |
10 | Практическая работа № 10. Нравственные проблемы произведения «Царь – рыба» В. Астафьева. |
3 Методические указания по выполнению практических работ
Методические указания по выполнению практической работы №1
Тема работы: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Цель: анализировать эпизод
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет И.С. Тургенева
Контрольные вопросы
- С какой целью приезжает Базаров в Никольское последний раз?
- Что чувствует Базаров во время прощания с Базаровым?
- Как объясняет Базаров причину своего приезда к родителям?
- Как ведут себя с ним родители?
- Каким вам представляется Базаров перед смертью? Остался ли он прежним или изменился?
Краткие теоретические сведения
«Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.» , - писал Д. Писарев.
Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой романтизм, и вот душа героя освобождается от плотин, бурлит и пенится, как полноводная река. Базаров умирает удивительно, как истинно национальный герой, как умирали у Тургенева русские люди в «Записках охотника».
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
I. Сформулируйте свое суждение о Базарове.
2.Можно ли сказать, что в образе Базарова отразилось общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?
3.Чем обусловлен второй цикл путешествия
Базарова: Марьино, в Никольском и , наконец, опять у родителей?
4.Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой или чужой Базаров для людей из народа?
5.Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей жизни? Что представлял собой базаровский нигилизм? Благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?
6.Смерть Базарова? Случайность ил собственное роковое решение? Правомерна ли интерпретация смерти Базарова как самоубийства?
Задание.
Написать анализ эпизода «Смерть Базарова».
«Мое мнение о Базарове» (Мини – сочинение).
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №2
Тема: Лирика . «Silentium!», «Еще земли печален вид», «Природа-сфинкс» и др.
Цель: анализировать стихотворение
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет И.С. Тургенева
Контрольные вопросы
- Назвать особенности поэзии «чистого искусства»
- Определить основные темы поэзии «чистого искусства»
- Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении?
Краткие теоретические сведения
Ф. Тютчев – поэт трагический и философский. При этом в своих размышлениях он идет от моментального впечатления и личного переживания. Его волновали вопросы: родственны или враждебны друг другу человек и природа? Духовна и разумна ли природа или слепа и бессмысленна в своем грозном могуществе?
Человек перед лицом Мира – одна из важнейших тем творчества Тютчева.
Стихотворения: « Еще земли печален вид», «Природа – сфинкс» ,«Странник», «Silentium», «Два голоса», «Святая ночь на небосклон взошла», «Я встретил вас - и все былое…».
Ход работы
Задания для анализа:
1. Сформулируйте проблемы, которые можно было бы назвать философскими.
2. Сгруппируйте стихотворения. Какой принцип лёг в основу группировки? Озаглавьте и подробно охарактеризуйте каждую группу.
Вспомогательные вопросы:
Что представляет собой человек в поэзии Тютчева?
Однозначны ли образы человека и его пути?
В чём трагедия человеческого бытия?
Каков лирический конфликт стихотворений?
Какие образы противостоят друг другу?
Как решаются конфликты жизни души и “наружного шума” действительности, человека и Вселенной, человека и Бога?
Пример литературного анализа стихотворного произведения.
Любовная лирика занимает важное место в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева. В каждом лирическом стихотворении мы видим женский образ, многосторонний и сложный женский характер.
Стихотворение «Я встретил вас — и всё былое…», имеющее в посвящении таинственные буквы «К.Б.», написано Тютчевым 26 июля 1870 года в Карлсбаде и посвящено графине Амалии Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер, отсюда и название — " К.Б.").
В этом стихотворении описывается чувство человека
, которому посчастливилось вновь встретиться со своим прошлым. Оно представляется герою в образе любимой женщины. С ней он провёл самые прекрасные дни своей юности.
Сейчас герой уже немолод, казалось бы, сердце его пережило многое, но с появлением возлюбленной оно оживает ещё с большей страстью:
Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Многообразие ощущений, воскресшие чувства лирического героя при встрече с женщиной передаются с помощью этих слов. Мотив ностальгии сквозит в строках:
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
Давно забытым упоеньем
Гляжу на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне…
В этих строках герой обращается к героине так, как будто она здесь присутствует. Чувства лирического героя обострились:
И вот слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Обращая внимание на эти строки, читатель понимает, что герой по-прежнему испытывает чувства глубокой, нежной симпатии к героине, сердце его бьётся чаще и вот-вот выпрыгнет из груди от волнения, переполняющего душу.
В стихотворении пять строф, каждая из которых несёт в себе переживания, настроения лирического героя. Тютчев использует постоянные эпитеты («душевная полнота», «вековая разлука»), ведь ситуация неожиданной встречи бывших влюбленных, при которой внезапно вспыхивают давно угасшие чувства, – частая ситуация в жизни. Образность стихотворению придают метафоры, олицетворения («время золотое», «дуновенье лет душевной полноты», «тут жизнь заговорила вновь») — традиционные для поэта средства художественной выразительности.
Рифма в стихотворении точная, перекрёстная. Первая и третья строка имеют женскую рифму («былое-золотое», «порою-весною»), вторая и четвёртая – мужскую («ожило-тепло», «час-нас» ).
В стихотворении содержится три предложения с многоточием, которые свидетельствуют о беспорядочности мыслей лирического героя, его смятении. Следует заметить, что в стихотворении всего одно восклицательное предложение, заканчивающееся, кроме того, многоточием: “И та ж в душе моей любовь!..” Во-первых, это предложение является своеобразным подведением итога встречи с любимой женщиной, во-вторых, это указывает на фрагментарность ситуации, на возможное продолжение темы в будущих стихах.