Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Методические указания по выполнению практических работ

по ДИСЦИПЛИНе
ОД.02 литература
(для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих:

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»;

13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»;

15.01.23 «Наладчик станков и оборудования в механообработке»;

23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»)


СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 2

2 Тематика практических работ по литературе 3

3 Методические указания по выполнению практических работ 4

4 Список источников 42

1 Пояснительная записка
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с локальным актом № 23 Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Промышленно-технологический колледж».

Практическая работа имеет важное значение в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Практическая работа реализует следующие этапы:

- учит правильно распознавать с какими объектами приходится работать в каждом конкретном случае выполнения профессиональных обязанностей;

- формирует профессиональные умения работы с каждым объектом;

- формирует современную языковую личность, владеющую системой норм литературного языка.

Дидактическая цель практических работ – формирование у обучающихся профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисц3иплин, а также подготовка к применению этих умений в профессиональной деятельности.
В соответствии с изучаемыми разделами программы курса , направленных на развитие профессиональной речи, особое внимание уделяется: донести до обучающихся слово писателя. Но знание о произведении и писателе – это не главное на уроках литературы. Главная задача – помочь обучающимся увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель.


На практических работах по литературе обучающиеся должны научиться самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей и идеалов, разбираться в основных теоретико-историко-литературных проблемах. Осуществлять это можно только при условии активной деятельности самих обучающихся в процессе чтения и анализа произведений, но нужно помнить о том, что воспитывают человека не нравоучительные выводы из произведений, а художественный образ, потому что он питает активное воображение.
2 Тематика практических работ по литературе

работы

Тема работы

1

Практическая работа № 1. «Анализ эпизода «Смерть Базарова».

2

Практическая работа № 2. Лирика. «Ещё земли печален вид», «О, как убийственно мы любим» «К. Б.», «Silentium».

3

Практическая работа 3. Лирика А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Сияла ночь, Луной был полон сад…»

4

Практическая работа № 4. Создание опорных положений 1 тома романа «Война и мир».

5

Практическая работа № 5. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова.

6

Практическая работа № 6. Чехов – драматург. Пьеса «Вишневый сад».

7

Практическая работа № 7. Пьеса «На дне».

8

Практическая работа № 8. Лирика Блока.

9

Практическая работа № 9. Обзор рассказа «Матренин двор», повести «Один день Ивана Денисовича».

10

Практическая работа № 10. Нравственные проблемы произведения «Царь – рыба» В. Астафьева.


3 Методические указания по выполнению практических работ
Методические указания по выполнению практической работы №1

Тема работы: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Цель: анализировать эпизод
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет И.С. Тургенева


Контрольные вопросы

- С какой целью приезжает Базаров в Никольское последний раз?
- Что чувствует Базаров во время прощания с Базаровым?
- Как объясняет Базаров причину своего приезда к родителям?
- Как ведут себя с ним родители?
- Каким вам представляется Базаров перед смертью? Остался ли он прежним или изменился?
Краткие теоретические сведения

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.» , - писал Д. Писарев.
Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой романтизм, и вот душа героя освобождается от плотин, бурлит и пенится, как полноводная река. Базаров умирает удивительно, как истинно национальный герой, как умирали у Тургенева русские люди в «Записках охотника».

Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу


Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания


Ход работы.

I. Сформулируйте свое суждение о Базарове.

2.Можно ли сказать, что в образе Базарова отразилось общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?

3.Чем обусловлен второй цикл путешествия

Базарова: Марьино, в Никольском и , наконец, опять у родителей?

4.Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой или чужой Базаров для людей из народа?

5.Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей жизни? Что представлял собой базаровский нигилизм? Благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?

6.Смерть Базарова? Случайность ил собственное роковое решение? Правомерна ли интерпретация смерти Базарова как самоубийства?

Задание.

Написать анализ эпизода «Смерть Базарова».

«Мое мнение о Базарове» (Мини – сочинение).
Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.


Методические указания по выполнению практической работы №2

Тема: Лирика . «Silentium!», «Еще земли печален вид», «Природа-сфинкс» и др.

Цель: анализировать стихотворение

Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет И.С. Тургенева
Контрольные вопросы

- Назвать особенности поэзии «чистого искусства»
- Определить основные темы поэзии «чистого искусства»
- Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении?
Краткие теоретические сведения

Ф. Тютчев – поэт трагический и философский. При этом в своих размышлениях он идет от моментального впечатления и личного переживания. Его волновали вопросы: родственны или враждебны друг другу человек и природа? Духовна и разумна ли природа или слепа и бессмысленна в своем грозном могуществе?
Человек перед лицом Мира – одна из важнейших тем творчества Тютчева.

Стихотворения: « Еще земли печален вид», «Природа – сфинкс» ,«Странник», «Silentium», «Два голоса», «Святая ночь на небосклон взошла», «Я встретил вас - и все былое…».
Ход работы

Задания для анализа:

1. Сформулируйте проблемы, которые можно было бы назвать философскими.

2. Сгруппируйте стихотворения. Какой принцип лёг в основу группировки? Озаглавьте и подробно охарактеризуйте каждую группу.

Вспомогательные вопросы:

Что представляет собой человек в поэзии Тютчева?

Однозначны ли образы человека и его пути?

В чём трагедия человеческого бытия?

Каков лирический конфликт стихотворений?

Какие образы противостоят друг другу?

Как решаются конфликты жизни души и “наружного шума” действительности, человека и Вселенной, человека и Бога?
Пример литературного анализа стихотворного произведения.

Любовная лирика занимает важное место в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева. В каждом лирическом стихотворении мы видим женский образ, многосторонний и сложный женский характер.

Стихотворение «Я встретил вас — и всё былое…», имеющее в посвящении таинственные буквы «К.Б.», написано Тютчевым 26 июля 1870 года в Карлсбаде и посвящено графине Амалии Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер, отсюда и название — " К.Б.").

В этом стихотворении описывается чувство человека
, которому посчастливилось вновь встретиться со своим прошлым. Оно представляется герою в образе любимой женщины. С ней он провёл самые прекрасные дни своей юности.

Сейчас герой уже немолод, казалось бы, сердце его пережило многое, но с появлением возлюбленной оно оживает ещё с большей страстью:

Я встретил вас — и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Многообразие ощущений, воскресшие чувства лирического героя при встрече с женщиной передаются с помощью этих слов. Мотив ностальгии сквозит в строках:

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

Давно забытым упоеньем

Гляжу на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне…

В этих строках герой обращается к героине так, как будто она здесь присутствует. Чувства лирического героя обострились:

И вот слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Обращая внимание на эти строки, читатель понимает, что герой по-прежнему испытывает чувства глубокой, нежной симпатии к героине, сердце его бьётся чаще и вот-вот выпрыгнет из груди от волнения, переполняющего душу.

В стихотворении пять строф, каждая из которых несёт в себе переживания, настроения лирического героя. Тютчев использует постоянные эпитеты («душевная полнота», «вековая разлука»), ведь ситуация неожиданной встречи бывших влюбленных, при которой внезапно вспыхивают давно угасшие чувства, – частая ситуация в жизни. Образность стихотворению придают метафоры, олицетворения («время золотое», «дуновенье лет душевной полноты», «тут жизнь заговорила вновь») — традиционные для поэта средства художественной выразительности.

Рифма в стихотворении точная, перекрёстная. Первая и третья строка имеют женскую рифму («былое-золотое», «порою-весною»), вторая и четвёртая – мужскую («ожило-тепло», «час-нас» ).

В стихотворении содержится три предложения с многоточием, которые свидетельствуют о беспорядочности мыслей лирического героя, его смятении. Следует заметить, что в стихотворении всего одно восклицательное предложение, заканчивающееся, кроме того, многоточием: “И та ж в душе моей любовь!..” Во-первых, это предложение является своеобразным подведением итога встречи с любимой женщиной, во-вторых, это указывает на фрагментарность ситуации, на возможное продолжение темы в будущих стихах.