Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход работы.
1. История создания стихотворения “Незнакомка”.
“Незнакомка” (1906 г.) - один из шедевров русской литературы. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от поездки в дачный поселок Озерки. Многое прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы - все убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, что Незнакомку он видел на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового”. Синий цвет у Блока - звездное, высокое, непостижимое; лиловый-тревожный.
2. 3адание. Прочитать стихотворение “Незнакомка”, выделить две части. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге.
3. Практическая работа
Роль символов в стихотворении А.Блока “Незнакомка”
1) Поделите лист бумаги на две части (реальный мир - мир иллюзий).
2) Подумайте, какое слово объединяет две части, два мира. Определите его значение, символ.
(Вино - символ откровения)
Два разных качества вина:
А) вино, опьяняющее человека (алкогольный налиток);
Б) вино как символ чуда, невозможного в реальной жизни, которая создается воображением.
3) Реальный мир (1 часть) предстает во времени и пространстве.
Пространство (загородные дачи, пыльный переулок, золотой крендель булочной, шлагбаум, канавы, ресторан).
Изобразите символ пошлости, мещанства (крендель булочной, женский визг, бессмысленный диск луны, пошлые прогулки среди канав).
Пошлая обыденность:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг...
Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг.
Тлетворный - гибельный, порожденный тлением.
Дух -
воздух,
бесплотное сверхъестественное существо.
4) Время действия - весенний вечер (изобразите вечер).
Весна - это символ... (чего?)
(Символ молодости, обновления жизни)
Луна - вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ.
5) Мир иллюзий (2 часть). Изобразите предмет, определите назначение.
А) Солнце - символ радости и счастья, познание прекрасной тайны.
Б) Незнакомка - символ красоты.
Что можно отнести к символам красоты, таинственности, чистоты? (Запах духов, туманов, очарованная даль, очи синие бездонные)
В) Изобразите символы тревоги, опасности. (Шляпа с траурными перьями, узкая рука, пьяницы с глазами кроликов (красными глазами)
6) Заполните два мира звуками:
Реальный мир - крик, плач, визг, скрип.
Мир иллюзий - тишина, беззвучие, ощущение воздушности.
И каждый вечер, в час назначенный
Девичий стон, шелками схваченный,
В туманном движется окне... - ассонанс.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка... - “у” (утонченность образа Незнакомки).
Задание. Письменно объясните смысл заключительной строфы.
Строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала.
Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни “на дальнем берегу”, вдали от пошлой действительности, принимается как обретенное “сокровище”. Вино - символ откровения, ключа к тайнам прекрасного, красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №9
Тема: Обзор рассказа: «Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича».
Цель: ответить на вопросы, используя элементы литературного анализа.
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А. И. Солженицына, произведения писателя.
Контрольные вопросы
- В каком году был написан рассказ «Матренин двор»?
- Какова тема рассказа?
- Как раскрывается характер героини в рассказе?
- Как родился замысел «Одного дня…»?
- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?
- Какие события происходят с героем одного дня?
Краткие теоретические сведения
Рассказ «Матренин двор» - автобиографический, это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Но «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой.
Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». Его образ сложился из солдата Шухова. В лице героя автор воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, непримиримость к нравственным порокам.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Прочитайте предложения
- Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!
- Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества.
- Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.
Задание.
Вопросы для обсуждения.
Почему же трагична жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?
“Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье “Раскаяние и самоограничение” писатель, характеризуя Матрену,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности ? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.
В невозможности соотнесения праведности, т.е. жизни не по лжи, и “обреченной глубины” советской реальности и скрывается трагизм жизни “простого человека”.
Какими мучениями и заботами жила Матрена в новое время (середина 50-х годов)?
Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы “не деньги, а слезы”! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. “В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три”…
Сена не накосить - на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать - нет паспортов.
Как раскрывается характер героини в этой “обреченной глубине”?
В чем она видела смысл своей жизни?
По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…” Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие “одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”.
Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена
раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: “Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала”… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. “Совсем по-новому увидел Матрену” Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. “Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором”.
Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.
Что в нравах соседей, родственников Матрены удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрены?
Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей – нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Они способны только на осуждение. Картины разрушения избы из-за “горницы”, страшная гибель людей во мраке на железной дороге, “страшные” сцены поминок – все эти непредсказуемые события усиливают трагизм не только жизни Матрены, но и ее смерти. Оказалось, что и после смерти ей нет покоя: кому-то что-то должна и перед всеми виновата.
Невостребованными остались лишь ее лучшие качества (и в своей деревне, и в родном государстве): отзывчивость, сердечность, сострадание к ближнему, бескорыстие. Бесчеловечная система не нуждается в таких людях, а значит, что-то сместилось в представлении о нравственности за годы советской власти, что-то изменилось в отношениях между людьми и в понимании ими совести, правды, труда.