Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Безусловно, невозможно не заметить литературную перекличку Ф. Тютчева с А. Пушкиным (параллель со знаменитым «К*** — «Я помню чудное мгновенье»). «Милые черты» — реминисценция, используемая Тютчевым, — вновь свидетельство того, что чувство любви вечно, воспевать его невозможно при помощи обыденных слов, на ум невольно приходят классические строки. Сравним заключительные четверостишия, у Пушкина читаем:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
У Тютчева — те же чувства, те же рифмы:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Несмотря на холодные и пасмурные дни, в жизни встречаются тёплые и светлые мгновения. Они переносят человека в мир прекрасных воспоминаний. И во всём «виновато» чувство, которое дремлет в каждом человеке. Наступает время, и оно просыпается. Как только это происходит, всё в человеке и вокруг него меняется. Ему вспоминаются дни прекрасной молодости, и вновь ему приходится пережить то состояние души, которое он испытывал когда-то прежде.
Получается, что в каком бы безнадёжном положении ни находился человек, в нём всегда живёт настоящее счастье, достаточно только прикоснуться нежной и любящей рукой к этому прекрасному чувству.
5. На примере этого анализа стихотворения проанализируйте одно из предложенных выше стихотворений. (по выбору)
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №3
Тема работы: Лирика А.А. Фета. «Диана», «Шепот, робкое дыханье…», «Облаком волнистым…», «Еще майская ночь…».
Цель: анализировать стихотворение
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.А. Фета
Контрольные вопросы
- Можно ли, читая стихотворения, рассказать что- то о поэте?
- Какое стихотворение Фет написал в 1850 году и с этим стихотворением к нему пришла слава?
- Кто является главным героем стихотворения?
- Назвать особенности поэзии Фета.
Краткие теоретические сведения
А. Фет относился к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература не должна жить гражданскими проблемами, что главной ценностью является красота.
Любовь к Марии Лазич Фет пронес через всю свою жизнь: вспоминал, говорил и пел об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами.
В поздней лирике Фет приходит к выводу, что в любви не может быть душевного спокойствия и благополучия, любовная гармония возможна только за гранью земного. Даже счастливая любовь у него отзывается «чем-то горьким»
Вместе с тем стихотворения о любви пронизаны настроением счастья.
И все – таки Фет – пессимист. Его любимым философом был Шопенгауэр, который считал, что жизнь – череда страданий. Но как преодолеть страдания? Путь один – искусство.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы
Пример анализа стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»
Стихотворение написано в конце 40-х годов.
Из всех ранних стихотворений поэта оно самое необычное и нетрадиционное.
Вечер. В комнатке уютной
Кроткий полусвет
И она, мой гость минутный…
Ласки и привет;
Абрис миленькой головки,
Страстных взоров блеск,
Распускаемой шнуровки судорожный треск…
Все в этом стихотворении было новым, неожиданным. Оно построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим.
Но эти предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся и мерцают. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.
Так, за словами развивается главная тема – чувство любви. Чувство тончайшее, словами не выразимое. Так о любви до Фета никто не писал.
Поэтическую манеру, используемую Фетом, называют импрессионистской.
По данным вопросам написать кратко литанализ стихотворения «Диана»
Литературный анализ стихотворения «Диана»:
- Почему героиней стихотворения стала Диана?
- Какова главная мысль стихотворения?
- Чем достигается в стихотворении ощущение жизненности?
- Какое впечатление создалось у вас при чтении этого стихотворения?
Задание.
Написать литературный анализ стихотворения А.А. Фета (по выбору)
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №4
Тема: Читаем первый том романа. Создание схем опорных положений первого тома.
Цель: создать схему опорных положений
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет Л.Н. Толстого
Контрольные вопросы
- Как возник замысел романа «Война и мир»?
- Как можно определить общение хозяйки салона и ее гостей
- В чем смысл сравнения салона с прядильной мастерской?
- Чем выделяются среди гостей Пьер и Андрей Болконский?
- Чем отличаются молодые Ростовы от петербургской молодежи?
Краткие теоретические сведения
В первых главах романа Толстой описывает светский вечер в салоне Шерер. На первый взгляд это не имеет прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но именно здесь завязываются все нити романа: Пьер впервые видит красавицу Элен, здесь решают женить Анатоля Курагина на княжне Марье, сюда приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить сына на теплое местечко в гвардии, здесь становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену. Все нити романа завязываются здесь, на вечере Шерер.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Ход работы.
Схемы опорных положений наглядно показывают последовательность и логическую «сцепляемость» мыслей.
Работа над опорными положениями начинается с обдумывания конкретной задачи.
| Члены семьи | Основные черты семьи |
Семья Ростовых | | |
Семья Болконских | | |
Семья Курагиных | | |
Задание.
Составить опорные положения темы «Нравственные искания князя Андрея Болконского».
Задание.
Составить опорные положения темы «Нравственные искания Пьера Безухова».
Составить опорные положения военных действий первого тома романа «Война и мир».
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №5
Тема: А.П. Чехов «Маленькая трилогия».
Цель: анализировать эпизод
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.П. Чехова.
Контрольные вопросы:
- Почему три рассказа представляют собой трилогию?
- Какой рассказ открывает трилогию?
- О каком «футляре» идет речь в рассказе «Крыжовник»?
- Какие ложные представления погубили любовь героев в рассказе «О любви»?
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |
Вопросы и задания к рассказу «Человек в футляре»
1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
2. Как он относится к своему рассказу?
3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
— Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
5. Как и почему Беликов терроризировал город?
6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?
— За что осуждает автор Буркина?
Вопросы и задания к рассказу «Крыжовник»
1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?