Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Безусловно, невозможно не заметить литературную перекличку Ф. Тютчева с А. Пушкиным (параллель со знаменитым «К*** — «Я помню чудное мгновенье»). «Милые черты» — реминисценция, используемая Тютчевым, — вновь свидетельство того, что чувство любви вечно, воспевать его невозможно при помощи обыденных слов, на ум невольно приходят классические строки. Сравним заключительные четверостишия, у Пушкина читаем:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

У Тютчева — те же чувства, те же рифмы:

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Несмотря на холодные и пасмурные дни, в жизни встречаются тёплые и светлые мгновения. Они переносят человека в мир прекрасных воспоминаний. И во всём «виновато» чувство, которое дремлет в каждом человеке. Наступает время, и оно просыпается. Как только это происходит, всё в человеке и вокруг него меняется. Ему вспоминаются дни прекрасной молодости, и вновь ему приходится пережить то состояние души, которое он испытывал когда-то прежде.

Получается, что в каком бы безнадёжном положении ни находился человек, в нём всегда живёт настоящее счастье, достаточно только прикоснуться нежной и любящей рукой к этому прекрасному чувству.

5. На примере этого анализа стихотворения  проанализируйте одно из предложенных выше стихотворений. (по выбору)

Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания

Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №3

Тема работы: Лирика А.А. Фета. «Диана», «Шепот, робкое дыханье…», «Облаком волнистым…», «Еще майская ночь…».


Цель: анализировать стихотворение

Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.А. Фета
Контрольные вопросы

- Можно ли, читая стихотворения, рассказать что- то о поэте?
- Какое стихотворение Фет написал в 1850 году и с этим стихотворением к нему пришла слава?
- Кто является главным героем стихотворения?
- Назвать особенности поэзии Фета.

Краткие теоретические сведения

А. Фет относился к сторонникам «чистого искусства» и считал, что литература не должна жить гражданскими проблемами, что главной ценностью является красота.
Любовь к Марии Лазич Фет пронес через всю свою жизнь: вспоминал, говорил и пел об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами.
В поздней лирике Фет приходит к выводу, что в любви не может быть душевного спокойствия и благополучия, любовная гармония возможна только за гранью земного. Даже счастливая любовь у него отзывается «чем-то горьким»
Вместе с тем стихотворения о любви пронизаны настроением счастья.

И все – таки Фет – пессимист. Его любимым философом был Шопенгауэр, который считал, что жизнь – череда страданий. Но как преодолеть страдания? Путь один – искусство.

Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу


Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания


Ход работы

Пример анализа стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»
Стихотворение написано в конце 40-х годов.
Из всех ранних стихотворений поэта оно самое необычное и нетрадиционное.
Вечер. В комнатке уютной
Кроткий полусвет
И она, мой гость минутный…
Ласки и привет;
Абрис миленькой головки,
Страстных взоров блеск,
Распускаемой шнуровки судорожный треск…
Все в этом стихотворении было новым, неожиданным. Оно построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим.
Но эти предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся и мерцают. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.


Так, за словами развивается главная тема – чувство любви. Чувство тончайшее, словами не выразимое. Так о любви до Фета никто не писал.
Поэтическую манеру, используемую Фетом, называют импрессионистской.
По данным вопросам написать кратко литанализ стихотворения «Диана»

Литературный анализ стихотворения «Диана»:
- Почему героиней стихотворения стала Диана?
- Какова главная мысль стихотворения?
- Чем достигается в стихотворении ощущение жизненности?
- Какое впечатление создалось у вас при чтении этого стихотворения?

Задание.

Написать литературный анализ стихотворения А.А. Фета (по выбору)
Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
Методические указания по выполнению практической работы №4


Тема: Читаем первый том романа. Создание схем опорных положений первого тома.

Цель: создать схему опорных положений

Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет Л.Н. Толстого
Контрольные вопросы

- Как возник замысел романа «Война и мир»?
- Как можно определить общение хозяйки салона и ее гостей
- В чем смысл сравнения салона с прядильной мастерской?
- Чем выделяются среди гостей Пьер и Андрей Болконский?
- Чем отличаются молодые Ростовы от петербургской молодежи?

Краткие теоретические сведения

В первых главах романа Толстой описывает светский вечер в салоне Шерер. На первый взгляд это не имеет прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но именно здесь завязываются все нити романа: Пьер впервые видит красавицу Элен, здесь решают женить Анатоля Курагина на княжне Марье, сюда приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить сына на теплое местечко в гвардии, здесь становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену. Все нити романа завязываются здесь, на вечере Шерер.

Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу


Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания

Ход работы.

Схемы опорных положений наглядно показывают последовательность и логическую «сцепляемость» мыслей.

Работа над опорными положениями начинается с обдумывания конкретной задачи.





Члены семьи

Основные черты семьи

Семья Ростовых







Семья Болконских







Семья Курагиных








Задание.

Составить опорные положения темы «Нравственные искания князя Андрея Болконского».

Задание.

Составить опорные положения темы «Нравственные искания Пьера Безухова».

Составить опорные положения военных действий первого тома романа «Война и мир».
Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.


Методические указания по выполнению практической работы №5
Тема: А.П. Чехов «Маленькая трилогия».

Цель: анализировать эпизод

Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет А.П. Чехова.
Контрольные вопросы:
- Почему три рассказа представляют собой трилогию?
- Какой рассказ открывает трилогию?
- О каком «футляре» идет речь в рассказе «Крыжовник»?
- Какие ложные представления погубили любовь героев в рассказе «О любви»?

Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу


Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания

Вопросы и задания к рассказу «Человек в футляре»

1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

2. Как он относится к своему рассказу?

3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?

— Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?

5. Как и почему Беликов терроризировал город?

6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей... большое удовольствие»?

— За что осуждает автор Буркина?
Вопросы и задания к рассказу «Крыжовник»

1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?