Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Литература:

1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

 

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

 

Так  и  поселился я у  Матрены  Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик.  Электричество же в деревне  было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может,  кому из  деревни,  кто  побогаче,  изба Матрены  и не  казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень  и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала  и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

 Кроме Матрены и  меня, жили в избе еще – кошка, мыши  и тараканы. Кошка была  немолода,  а главное – колченога.  Она  из  жалости  была  Матреной   подобрана  и   прижилась. Хотя она   и ходила на  четырех  ногах,  но сильно прихрамывала: одну ногу она  берегла, больная была  нога. Когда кошка прыгала  с печи на пол,  звук касания ее о пол не  был кошаче-мягок, как  у всех, а – сильный одновременный  удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу  привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.

 

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?  А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа. 

А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.


 

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

 

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?

В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

В4. Напишите название любимого растения героини.

В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

 

 

 

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

 

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

 

 Вообще,   приглядываясь    к  Матрене, я  замечал,  что,  помимо  стряпни и хозяйства,  на  каждый день у  нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело,  закономерный порядок  этих  дел она  держала в голове и,  проснувшись поутру,  всегда знала, чем сегодня день  ее  будет занят. Кроме торфа, кроме сбора  старых пеньков,  вывороченных трактором  на  болоте, кроме  брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

     – А почему вы коровы не держите,  Матрена Васильевна?

     – Э-эх,  Игнатич, –  разъясняла   Матрена ,  стоя  в нечистом фартуке в кухонном  дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит.  А корову заведи, так она меня  самою' с  ногами съест. У полотна не скоси –  там свои хозява, и  в лесу косить  нету –  лесничество хозяин, и в колхозе мне  не велят – не колхозница, мол,  теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух  всё в  колхоз, а  себе уж из-под снегу – что  за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...

     Так,  одной  у'тельной козе  собрать  было  сена  для  Матрены   –  труд великий. Брала она с утра мешок  и серп и уходила в  места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге,  по островкам среди  болота. Набив мешок  свежей  тяжелой травой,  она  тащила ее  домой  и  во дворике  у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.



 

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?  А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.

А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.

 

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

 

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)

В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?

В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так,  одной  у'тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.

 

 

  

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

«И вышла колонна в степь, прямо против ветра и против краснеющего восхода. Голый белый снег лежал до края, направо и налево, и деревца во всей степи не было ни одного.

Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма.

Задание 1

Еще раз прочтите этот или иной фрагмент знаменитой повести Солженицына, опубликованной в 1962 году, на исходе «оттепели», и определите главные особенности повествования этого бывшего узника ГУЛАГа, его волю к концентрации эмоций, сгущенности, уплотнению психологической жизни героев, к монологизму и сжатию временны́х горизонтов жизни. Не кажется ли вам, что язык этой повести и всей прозы Солженицына - это «язык пространства, сжатого до точки» (О. Мандельштам)?


Чем достигается эта концентрация событийности, масштабность на «аршине пространства»? Можно отметить, например, все виды «помощи» автора своему читателю. Сразу все герои - от Ивана Шухова до бригадира Тюрина и Алешки-баптиста - собраны, содвинуты в этой мерзнущей колонне. Мотив холода, беззащитности человека подчеркнут и тем, что снег только ослепительно белый («голая» белизна), и тем, что восход «краснеющий». Одиночество, заброшенность человека в мире подчеркнуты тем, что здесь все «против» него (и ветер, и восход), а сама пустота имеет какой-то абсолютный, предельный характер (ни одного деревца в степи, и всего два письма в год).

Задание 2

На кого же опереться человеку в таких условиях? Где искать тепло, надежду, выход из пустоты?

Не предлагая никаких рецептов спасения, писатель объективно - и через подробности сюжета, быта, портреты соседей Шухова, прежде всего бригадира, кавторанга Буйновского и др., заставляет главного героя оценивать людей, жизнь, свою и чужую, весь мир за пределами лагеря.

Можно ли, учитывая эту постоянную помощь, энергию его исповедальности, во всем не дополняя его, доверять такому признанию автора: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днем... Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел, и как полилось! со страшным напряжением!.. Я невероятно быстро написал „Один день Ивана Денисовича" и долго это скрывал»?

Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». Но вопреки всей несправедливости Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений. Этой цельностью во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям.

Написать эссе «Что может правда».

Методические указания по выполнению практической работы №10

Тема: Нравственные проблемы произведения «Царь – рыба».

Цель: анализировать главу – повествование

Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет В. Астафьева.
Контрольные вопросы

- Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь – рыба»

- Каким образом показывает автор единство человека и природы?


- Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?

- Как эпиграфы связаны между собой?

Краткие теоретические сведения

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни в 2002. Таких людей, как он, называют совестью нации. Настоящим событием в литературе стало произведение «Царь-рыба». Многое в повести вызывает восхищение. Природа, красота, дар реалистического описания. Это прямой честный разговор о разумных связях современного человека с природой, о мере нашей активности в покорении природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная: как спасти красоту природы. Очень важно для человека не повредить природу и не истоптать себя. Тупым браконьерством Грохотало, Командора или эгоизм Гоги Герцева. Моральный спор между Гогой и Акимом – это не только спор разных людей, это отношение к природе и ко всему живому. Автор утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот жесток и к человеку. Внимание автора сосредоточено на людях, на судьбах, заботах.

Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание

Соответствующим образом оформить работу


Лист 1.


Практическая работа № ___ по теме

«_______________________»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________

Лист 2.
№ задания
Текст выполненного задания