Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература:
1. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19: учебник для10-11кл. в 2х частях:1ч.+ 2ч./Ю.В.Лебедев-4е изд.стер.-М.:Просвещение,2011 .-362с.
ТЕСТ
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"
Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
Кроме Матрены и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а – сильный одновременный удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.
А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа.
А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?
В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?
В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.
В4. Напишите название любимого растения героини.
В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?
ТЕСТ
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.
– А почему вы коровы не держите, Матрена Васильевна?
– Э-эх, Игнатич, – разъясняла Матрена , стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою' с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...
Так, одной у'тельной козе собрать было сена для Матрены – труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.
А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.
А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)
В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.
В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?
В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так, одной у'тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.
Повесть «Один день Ивана Денисовича»
«И вышла колонна в степь, прямо против ветра и против краснеющего восхода. Голый белый снег лежал до края, направо и налево, и деревца во всей степи не было ни одного.
Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма.
Задание 1
Еще раз прочтите этот или иной фрагмент знаменитой повести Солженицына, опубликованной в 1962 году, на исходе «оттепели», и определите главные особенности повествования этого бывшего узника ГУЛАГа, его волю к концентрации эмоций, сгущенности, уплотнению психологической жизни героев, к монологизму и сжатию временны́х горизонтов жизни. Не кажется ли вам, что язык этой повести и всей прозы Солженицына - это «язык пространства, сжатого до точки» (О. Мандельштам)?
Чем достигается эта концентрация событийности, масштабность на «аршине пространства»? Можно отметить, например, все виды «помощи» автора своему читателю. Сразу все герои - от Ивана Шухова до бригадира Тюрина и Алешки-баптиста - собраны, содвинуты в этой мерзнущей колонне. Мотив холода, беззащитности человека подчеркнут и тем, что снег только ослепительно белый («голая» белизна), и тем, что восход «краснеющий». Одиночество, заброшенность человека в мире подчеркнуты тем, что здесь все «против» него (и ветер, и восход), а сама пустота имеет какой-то абсолютный, предельный характер (ни одного деревца в степи, и всего два письма в год).
Задание 2
На кого же опереться человеку в таких условиях? Где искать тепло, надежду, выход из пустоты?
Не предлагая никаких рецептов спасения, писатель объективно - и через подробности сюжета, быта, портреты соседей Шухова, прежде всего бригадира, кавторанга Буйновского и др., заставляет главного героя оценивать людей, жизнь, свою и чужую, весь мир за пределами лагеря.
Можно ли, учитывая эту постоянную помощь, энергию его исповедальности, во всем не дополняя его, доверять такому признанию автора: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днем... Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел, и как полилось! со страшным напряжением!.. Я невероятно быстро написал „Один день Ивана Денисовича" и долго это скрывал»?
Герой повести – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». Но вопреки всей несправедливости Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений. Этой цельностью во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям.
Написать эссе «Что может правда».
Методические указания по выполнению практической работы №10
Тема: Нравственные проблемы произведения «Царь – рыба».
Цель: анализировать главу – повествование
Оборудование: ПК, проектор, экран, портрет В. Астафьева.
Контрольные вопросы
- Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь – рыба»
- Каким образом показывает автор единство человека и природы?
- Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?
- Как эпиграфы связаны между собой?
Краткие теоретические сведения
Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни в 2002. Таких людей, как он, называют совестью нации. Настоящим событием в литературе стало произведение «Царь-рыба». Многое в повести вызывает восхищение. Природа, красота, дар реалистического описания. Это прямой честный разговор о разумных связях современного человека с природой, о мере нашей активности в покорении природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная: как спасти красоту природы. Очень важно для человека не повредить природу и не истоптать себя. Тупым браконьерством Грохотало, Командора или эгоизм Гоги Герцева. Моральный спор между Гогой и Акимом – это не только спор разных людей, это отношение к природе и ко всему живому. Автор утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот жесток и к человеку. Внимание автора сосредоточено на людях, на судьбах, заботах.
Порядок выполнения работы:
Используя теоретические сведения, выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1. Практическая работа № ___ по теме «_______________________» Выполнил:__________ (ФИО) группа:_____________ Проверил:__________ Оценка:____________ | Лист 2. № задания Текст выполненного задания |