Файл: Психологическое консультирование людей, переживающих личностный кризис.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(АНО ВО МГЭУ)

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ у вас название университета занимает половину страницы – оно слишком большое

КУРСОВАЯ РАБОТА пробелы между названием универа и тестом

по учебной дисциплине «Психологическое консультирование и психокоррекция»

Тема: «Психологическое консультирование людей, переживающих личностный кризис»

Научный Руководитель Савинков Станислав Николавевич (!)

Выполнил:

обучающийся группы ПЗ-4

Анненкова Мария Сергеевна

эта часть обычным шрифтом, а не жирным

Оценка ____________

Защищена

«__» ___________2023 г.

Москва 2023

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностного кризиса

в психологии. 3

1.1. Понятие личностный кризис. Его суть и структура. 3

1.2. Нормативные кризисы личности. 13

1.3. Ненормативные кризисы личности. 29

Глава 2. Особенности психологического

консультирования людей, переживающих личностный кризис. 38

2.1. Основные направления современной практики

психологического консультирования. 38

2.2. Анализ эффективности психологического консультирования

как средства помощи преодоления личностного кризиса. 42

Заключение. 45

Библиографический список. 46

Введение

отступ первой строки – 1. исправить во всем тексте

Психологическое консультирование людей, переживающих личностный кризис представляет собой не только интересную для изучения тему, но и тему, актуальность которой сложно переоценить. опишите почему эта проблема актуальна, нужно обоснование!

К вопросу кризисных состояний личности обращались в течении истории как психологи, так и философы и писатели. Так, в древнегреческой, римской мифологии или в Библии впервые раскрываются сложности жизненного пути, упоминаются возможные потрясения, тревоги и неожиданности, подстерегающие человека. Кроме описания жизненных ситуаций, там же приводятся и возможные варианты выхода из затруднений через язык мифов и метафор. К непсихологическим источникам, раскрывающим данную тему, также можно отнести произведения российских писателей (например, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова), и зарубежных классиков литературы (Э. Хэммингуэй, Э.М. Ремарк). Более тонкий анализ кризиса личности можно увидеть в работах знаменитых психологов 20 века, таких как К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм и другие. (вы их указываете тут, но почему все эти авторы отсутствуют в теоретической главе?)


В наше время, разумеется, тема личностного кризиса не утратила своей актуальности. (в чем она заключеается?)

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей психологического консультирования людей, переживающих личностный кризис.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

1) Дать характеристику понятию «личностный кризис»;

2) Классифицировать кризисы личности;

3) Рассмотреть стадии кризиса;

4) Изучить методы выхода из кризисной ситуации;

5) Изучить основные этапы психологического консультирования, структуру психологической проблемы и инструментарий психолога для консультирования человека, переживающего личностный кризис.

вторая глава курсовой – это проведение эмпирического (у вас теоретического) исследования – это нужно указать в задачах

где гипотеза исследования? объект? предмет?

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностного кризиса в психологии (названия глав – прописными буквами)

1.1. Понятие личностный кризис: сущность и структура

Термин «кризис» происходит от греческого слова krisis (решение или исход) и означает переломный момент, тяжёлое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое положение.

С точки зрения психологии, кризис — это не только неизбежное явление в жизни каждого человека, но и необходимый этап для формирования личности. – где ссылки?

В основе кризисного состояния лежит наличие критической ситуации. Критическая ситуация – это ситуация, при которой субъект сталкивается с реальной или потенциальной невозможностью удовлетворения своих фундаментальных потребностей и реализацией мотивов. Сталкиваясь с критической ситуацией, личность более не имеет возможности разрешить возникшую проблему привычным для личности способом. Таким образом кризис возникает как результат неспособности личности реализовать свой жизненный замысел из-за какой-либо критической ситуации, которую личность не может разрешить с помощью своего волевого усилия и оказывается бессильной перед этой ситуацией [2].

Личностный кризис – это психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадоптации (грамматические ошибки исправить) личности, выражающийся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, Я-концепции) и возникновению в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта, что приводит к девиантному поведению, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам [14].



Кризис является тяжелым испытанием для личности и возникает в жизни каждого человека вне зависимости от его желаний. Переживания личности на этом этапе может привести к изменениям.

В процессе прохождения кризиса жизнь человека меняется по четырем основным измерениям:

  1. Внутреннее ощущение себя в мире;

  2. Чувство безопасности;

  3. Течение времени (и его субъективная характеристика);

  4. Физическое состояние [4];

Таким образом, кризис задевает различные структуры существования личности:

  1. внешние аспекты жизни (работа, профессиональная деятельность, положение в обществе, семья, социальные роли, социальные нормы, коммуникации как характер взаимодействия с другими и пр.), все то, что можно выразить следующим образом: как я себя ощущаю среди других людей;

  2. внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные вопросы - кто я, что я, куда я, зачем я), все то, что можно выразить словами следующим образом: как я себя ощущаю в мире. [14]

Условно кризисы личности можно разделить на нормативные и ненормативные.

  1. К нормативным кризисам следует отнести кризисы, которые вызваны естественным развитием личности. Такие кризисы имеют выраженный возрастной или хронологический характер.

Их в свою очередь можно разделить на две категории:

  1. Кризисы, вызванные переходом на новую ступень развития (возрастные кризисы, профессиональные кризисы)

  2. Кризисы, вызванные переходом на новый этап в индивидуальном развитии личности (экзистенциальные кризисы)



  1. К ненормативным кризисам относятся состояния, причиной которых стали внешние травматические события. К этим событиям можно отнести экстремальные жизненные ситуации, которые несут в себе мощные негативные последствия. Такие ситуации чаще всего случайны и возникают в следствие стечения обстоятельств. пробелов между абзацами не должно быть

Протекание личностных кризисов имеет свою закономерность. Как в нормативных, так и в ненормативных кризисах можно выделить стадии развития.

Так, согласно Выготскому (инициалы?), нормативные кризисы имеют следующие фазы:

  • предкритическая фаза (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);

  • критическая фаза (это противоречие начинает проявляться в поведении);

  • посткритическая фаза (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития)


Ненормативные кризисы так же можно разделить на стадии (по В.Г. Ромеку):

  1. Развитие кризисной проблематики.

Может протекать по двум вариантам: а) накопление нерешенных, второстепенных проблем в конце концов достигает кризисной точки; б) человек ожидает важного, центрального события, которого невозможно избежать на самом деле или по его представлениям. В процессе приближения этого события развивается кризис.

  1. Пик проблемы.

Страх перед тяжестью проблемы может быть настолько сильным, что, когда она достигает своего пика, у человека не остается психологических ресурсов.

  1. Кризис.

  1. Поскольку для кризиса характерно ощущение невыносимости происходящего, человек напрягает все свои силы, чтобы каким-то образом изменить ситуацию, разрешить проблему. Если кризисная ситуация приобретает травмирующий характер, последующий кризис приобретает характер травматического. пробелов между абзацами не должно быть

В случае, если проблемную ситуацию не удалось успешно разрешить, за кризисом последуют четыре фазы травматического кризиса:

  1. рост напряжения, стимулирующий привычные для данной личности способы преодолевающего поведения;

  2. дальнейший рост напряжения, возбуждения, агрессивности, уровня тревоги в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

  3. еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних психологических и физических ресурсов. Предпринимаются попытки использовать не характерные для личности способы преодоления;

  4. нарастание тревоги и депрессии, чувства беспомощности и безнадежности, дезорганизации поведения, истощение и декомпенсация [14].

Рассмотрим способы выхода из кризиса.

Их можно разделить на конструктивные (то есть приводящие к успешному выходу из кризисной ситуации) и неконструктивные (то есть малоэффективные для выхода из конкретной кризисной ситуации)

К конструктивным способам можно отнести следующие стратегии преодолевающего поведения:

  1. Активная стратегия

Такая стратегия направлена на разрешение кризисной ситуации. Она характерна для оптимистичных и целеустремленных людей с устойчивой положительной самооценкой.

Такая стратегия может включать в себя:

- Поиск информации и ресурсов, которые помогут решить проблему или справиться с вызовом. Человек может обратиться к специалистам, прочитать книги или статьи, посетить тренинги или семинары.


- Разработка плана действий и постановка целей. Человек может определить конкретные шаги, которые нужно предпринять, чтобы достичь желаемого результата, и разработать план действий для их выполнения.

- Активное решение проблем и поиск альтернативных решений. Человек может использовать свой творческий потенциал для поиска новых и эффективных способов решения проблемы. пробелов между абзацами не должно быть

- Поддержка близких людей и общение с ними. Человек может обратиться к друзьям, родственникам или коллегам за поддержкой и помощью в решении проблемы.

- Физическая активность и забота о своем здоровье. Человек может заниматься спортом, следить за своим питанием и сном, чтобы улучшить свое физическое и психическое состояние.

  1. Пассивная стратегия

Такая стратегия направлена на адаптацию к новым условиям, вызванным кризисной ситуацией. Она характерна для адаптивных и неконфликтных личностей. Является куда менее эффективной стратегией, в отличии от активной, но может быть полезна в случае, если разрешение кризисной ситауции не зависит от человека, переживающего кризис.

Эта стратегия может включать в себя следующие действия:

- Избегание ситуаций, которые вызывают тревогу или стресс, например, отказ от участия в социальных событиях или заданий, которые кажутся сложными или не выполнимыми.

- Пассивное ожидание, что проблема решится сама по себе, без необходимости предпринимать активные действия.

- Подавление своих чувств и эмоций вместо того, чтобы выразить их открыто. Человек может бояться конфликтов или негативных реакций со стороны других людей.

- Полагание на других людей, чтобы решить проблему или справиться с вызовом. Человек может ожидать, что другие люди предложат ему решение проблемы или помогут ему ее решить.

- Потеря мотивации и интереса к жизни. Человек может чувствовать, что не может контролировать свою жизнь или достичь своих целей, и потерять мотивацию для действий. – где ссылки?

К неконструктивным способам преодолевающего поведения относятся депрессивная стратегия и аффективно-агрессивная стратегия.

Депрессивная стратегия преодолевающего поведения — это стратегия, которую используют люди, страдающие депрессией, чтобы справляться с трудностями и вызовами в жизни. Она может включать в себя следующие действия:

- Избегание ситуаций, которые вызывают тревогу или стресс, например, избегание социальных событий или заданий, которые кажутся сложными или не выполнимыми.