Файл: Вопервых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, то есть по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. То есть в понятии индивид человек воплощен как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens. А.Н.Леонтьев к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки.
Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Б.Г.Ананьевым, который разделял их на два больших класса: «индивидуально-типические свойства» и «возрастно-половые свойства». Индивидуально-типические свойства в свою очередь делятся на три группы: особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией больших полушарий (левое полушарие - преобладание рациональности, правое - эмоциональности, соответственно мыслители и художники, по И.П.Павлову); конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека. Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Интегрируясь, индивидные свойства в конечном итоге воплощаются в темпераменте и задатках.
Рождаясь индивидом, ребенок постепенно осваивает (переводит из внешнего плана во внутренний или интериоризирует) то, что ему предлагает общество, те отношения и связи, в которые вступают взрослые люди во время их общения и деятельности. Даже развиваясь в обществе, он так или иначе овладевает какой-то частью этих отношений, совокупность и переплетение которых образуют его личность. Личностью в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Это социальное качество приобретается не сразу. Взрослые, вовлекая ребенка в свои взаимоотношения, первоначально делают его объектом своей активности. Однако далее, постепенно овладевая составом деятельности, предложенной ребенку в качестве ведущей для его развития, он становится субъектом этих взаимоотношений.
Кроме социальной типичности, свойства личности обладают еще и своеобразием, индивидуальными особенностями, отличающими одного человека от другого. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно-обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.
17. Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание
потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте
опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет
потребности. Полимотивированность
человеческих действий - типичное явление
Перейду к проблеме соотношения мотивов и сознания. Я говорила, что мотивы
порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как
известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В
результате все мотивы можно разбить на два больших класса: к первому
относятся осознаваемые мотивы, ко второму - неосознаваемые. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели,
которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его
жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых
личностей.неосознаваемые мотивы. Этот
класс значительно больше, и до определенного возраста в нем оказываются
практически все мотивы. Если мотивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представлены в
сознании? Нет, не значит. Они проявляются в сознании, но в особой форме.
Таких форм по крайней мере две. Это эмоции и личностные смыслы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата
деятельности к ее мотиву. Что же такое личностный смысл?
Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или
события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.что превращение цели в мотив может произойти, только если
накапливаются положительные эмоции:
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминации его психики.
Эмоции – отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
Личностный смысл – переживание повышенной субъективности значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива.
18.По теме: «Характеристика самооценки, механизмы и условия ее формирования»
1.Что такое самооценка?
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.
2.Какие главные функции выполняются самооценкой?
Главными функциями, которые выполняются самооценкой, являются: регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
3.В каких формах функционирует самооценка?
Самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах: общей и частной. Первая отражает обобщенно-интегральные знания субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая — оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств.
4.Какова структура самооценки?
Структура самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности — от элементарных представлений до концептуально-понятийных. Эмоциональный — отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намечаемых целей.
5.Когда проявляется?
Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.
19. Ориентировочная основа
По теме: «Характеристика уровня притязания»
1.Где и для чего был введён термин «уровень притязания»?
Термин "уровень притязаний" был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина (на основе работ Т. Дембо) для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
2.Когда формируется УП?
УП формируется только в определенном интервале сложности: это средний сектор, очерчиваемый рамками "очень легко - очень трудно" ("зона средней субъективной сложности").
3.Когда наблюдается повышение и понижение УП?
Повышение УП имело место после полного успеха, понижение - почти исключительно после ряда неудач.
4.На какие группы К.Левин разделил УП?
К. Левин сделал попытку первичной классификации детерминант УП, разделив их условно на ситуационные или временные и стабильные.
5.Что является важнейшей детерминантой формирования притязаний?
К. Левин всячески подчеркивает роль в этом процессе социальных влияний, считая их важнейшей детерминантой формирования притязаний, начиная с самых ранних этапов их становления, показывает статистически значимое повышение зрелости притязаний, определяемое по характеристике целевого отклонения.
6.Что представляет УП?
УП способен представить собственно уровень трудности намечаемых человеком задач, подход к их решению, реакцию на успех и неуспех, коррекцию выбора в зависимости от уровня достижения, адекватность линии поведения, отраженной в стратегии выбора, а, следовательно, продуктивность отработанной тактики, наконец, степень ее лабильности или устойчивости.
20. Ориентировочная основа
По теме: «Особенности взаимосвязи самооценки и уровня притязания»
1.Чем самооценка связана с УП?
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека — степенью трудности целей, которые он себе ставит.
Нередко оба конструкта объединяют в одно стержневое образование личности, где на первый план выдвигается либо УП, самооценка же выступает как одна из его сторон, либо доминирует самооценка, а УП считается ее выражением.
2.Что продуцирует соответствие и несоответствие самооценки и УП?
Соответствие самооценки и УП по высоте продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся приятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция высотных показателей самооценки и притязаний, когда человек при скромном представлении о своих наличных достижениях избирает высокие цели, вызывает внутренний дискомфорт, напряженность, имеющую эквивалентом подъем уровня тревожности, фрустрированность, снижение толерантности, рост агрессивности, т.е. обнаруживает картину личностного неблагополучия.
3.Как отражаются самооценки и УП в человеке?
При реалистичном сознании человек встречает конфликт между осторожностью и самолюбием спокойно, соблюдая среднюю линию.
Неуклонное падение УП под влиянием внешних условий свидетельствует о нетвердости характера и недостатке смелости перед реальностью - в противном случае испытуемый полностью прекратил бы действия.
Стабильная самооценка продуцирует сформированный УП, мало подверженный ситуационным влияниям успеха и неудачи.
4.Что необходимо человеку для сохранения уважения?
Человеку для сохранения самоуваже¬ния в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь — снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.