Файл: Вопервых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, это психическая модель своего Я.
Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я‑концепции, котораяобусловленасоциальнымиусловиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).
самосознание —социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство —стиль поведения данной личности.
Итак, психика человека, его сознание —это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:
1. Категориальность—отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.
2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.
3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.
4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.
5. Самосознание —концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.
Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:
1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;
2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.
Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:
1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций) ;
2) привычно - автоматизированные подсознательные действия;
3) сознательные, волевые действия.
11.сознание как образ.
Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания».сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта, размыкание круга сознания
12.Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой,при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Деятельность представляет собой последовательность действий каждое из которых дробится на действия более низкого порядка.
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна
деятельность всегда носит продуктивный характер,
Мотив – то ради чего совершается действие. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель.видами деятельности являются игра, учение и труд.
«Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство» С.Л. Рубинштейн
13. Потребность предмет мотив деятельность действия операции
| |
(Цель -- условия)
|
Задача
1. Особенные деятельности -совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.
2. Действия - процесс, направленный на реализацию цели.
3. Операции - способ выполнения действия. (техническая сторона: ловкость, сноровка, техника), мало осознаются или вообще не осознаются.
4. Психофизиологические функции - физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, памяти, моторная способность, врожденные механизмы) они составляют предпосылки и средства деятельности. Составляют органический фундамент процессов деятельности.
Внутренняя деятельность
Умственная.
Внутренняя деятельность подготавливает внешние действия, они экономизируют человеческие усилия., дают возможность избежать грубых ошибок.
1)подобная активность есть деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, отличается только по форме протекания
2) внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации.
в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив определяется как предмет потребности. Потребность получает свою конкретизацию. Мотив – опредмеченная потребность.
Потребность- исходная форма активности живых организмов. Состояния объективной нужды в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
И в игре, и в учении деятельность ребенка совершенствуется в плане осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется в первую очередь умение произвольно устанавливать отношения между мотивом, т. е. тем, ради чего выполняется деятельность, и целью, т. е. тем, что должно быть получено в результате деятельности. Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, выбирать способы деятельности.
14.Достижение результата, составляющего цель определённого действия, может в силу своей сложности потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определённым образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. Поскольку их результат не осознаётся как цель, они не являются самостоятельными действиями; но в отличие от движений операции - не просто механизмы,
посредством которых осуществляются действия, а составные части, из которых они состоят.То, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него: именно осуществляющееся в действии отношение к тому, что значимо для субъекта (и что поэтому становится для него переживанием), является источником, порождающим действие - его мотивом и тем, что придаёт ему смысл для субъекта.
Обычно различают: рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.
Инстинктивные действия в собственном смысле слова, т. е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, на
по существу при изучении поведения человека практически приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) - с волевыми и импульсивными действиями.
волевое действие, и собственно лишь волевое действие является действием в специфически человеческом смысле этого слова, т. е. сознательным актом, направленным на осуществление определённой цели.Волевое действие - целенаправленный, сознательно регулируемый акт. Ход действия в нём более или менее сознательно регулируется в соответствии с целью. Переход от побуждения к действию в волевом действии опосредован осознанием цели и предвидением последствий.
Импульсивные действия существенно отличны от волевого действия. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля.Импульсивное действие - это аффективная разрядка. Оно связано с аффективным переживанием.
15. Житейское и научное знание о личности не совпадают. Житейское оценочно, научное всегда безоценочно. Жит. Идет от конкретного человека, научное - наоборот. В научном личность и индивидуальность не равны, в житейском чаще всего равны. В житейском личность – уровень высокого развития человека, результат этого развития.
16 Сравнительная характеристика понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся вними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.
Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я‑концепции, котораяобусловленасоциальнымиусловиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).
самосознание —социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство —стиль поведения данной личности.
Итак, психика человека, его сознание —это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:
1. Категориальность—отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.
2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.
3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.
4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.
5. Самосознание —концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.
Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:
1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;
2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.
Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:
1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций) ;
2) привычно - автоматизированные подсознательные действия;
3) сознательные, волевые действия.
11.сознание как образ.
Чувственная ткань – образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимую к будущему или даже просто воображаемой. | Эмоции на уровне восприятия |
Значения – общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. | Самый объективный уровень. |
Значение для меня Личностный смысл — субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. | Эмоции на уровне мышления |
Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания».сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта, размыкание круга сознания
12.Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой,при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Деятельность представляет собой последовательность действий каждое из которых дробится на действия более низкого порядка.
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна
деятельность всегда носит продуктивный характер,
Мотив – то ради чего совершается действие. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель.видами деятельности являются игра, учение и труд.
«Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство» С.Л. Рубинштейн
13. Потребность предмет мотив деятельность действия операции
| |
(Цель -- условия)
|
Задача
1. Особенные деятельности -совокупность действий, которые вызываются одним мотивом.
2. Действия - процесс, направленный на реализацию цели.
3. Операции - способ выполнения действия. (техническая сторона: ловкость, сноровка, техника), мало осознаются или вообще не осознаются.
4. Психофизиологические функции - физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, памяти, моторная способность, врожденные механизмы) они составляют предпосылки и средства деятельности. Составляют органический фундамент процессов деятельности.
Внутренняя деятельность
Умственная.
Внутренняя деятельность подготавливает внешние действия, они экономизируют человеческие усилия., дают возможность избежать грубых ошибок.
1)подобная активность есть деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, отличается только по форме протекания
2) внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации.
в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив определяется как предмет потребности. Потребность получает свою конкретизацию. Мотив – опредмеченная потребность.
Потребность- исходная форма активности живых организмов. Состояния объективной нужды в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
И в игре, и в учении деятельность ребенка совершенствуется в плане осознанности, целенаправленности, установления произвольного отношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. В процессе развития у ребенка формируется в первую очередь умение произвольно устанавливать отношения между мотивом, т. е. тем, ради чего выполняется деятельность, и целью, т. е. тем, что должно быть получено в результате деятельности. Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, выбирать способы деятельности.
14.Достижение результата, составляющего цель определённого действия, может в силу своей сложности потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определённым образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. Поскольку их результат не осознаётся как цель, они не являются самостоятельными действиями; но в отличие от движений операции - не просто механизмы,
посредством которых осуществляются действия, а составные части, из которых они состоят.То, что в качестве предмета, становящегося затем целью деятельности, побуждает человека к действию, должно быть значимо для него: именно осуществляющееся в действии отношение к тому, что значимо для субъекта (и что поэтому становится для него переживанием), является источником, порождающим действие - его мотивом и тем, что придаёт ему смысл для субъекта.
Обычно различают: рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.
Инстинктивные действия в собственном смысле слова, т. е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, на
по существу при изучении поведения человека практически приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) - с волевыми и импульсивными действиями.
волевое действие, и собственно лишь волевое действие является действием в специфически человеческом смысле этого слова, т. е. сознательным актом, направленным на осуществление определённой цели.Волевое действие - целенаправленный, сознательно регулируемый акт. Ход действия в нём более или менее сознательно регулируется в соответствии с целью. Переход от побуждения к действию в волевом действии опосредован осознанием цели и предвидением последствий.
Импульсивные действия существенно отличны от волевого действия. Основное отличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом и наличии во втором сознательного контроля.Импульсивное действие - это аффективная разрядка. Оно связано с аффективным переживанием.
15. Житейское и научное знание о личности не совпадают. Житейское оценочно, научное всегда безоценочно. Жит. Идет от конкретного человека, научное - наоборот. В научном личность и индивидуальность не равны, в житейском чаще всего равны. В житейском личность – уровень высокого развития человека, результат этого развития.
16 Сравнительная характеристика понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»
В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся вними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью.