Файл: Вопервых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются
скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает,
но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.по Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания - это
тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем,
нужно только усилить следы прошлых впечатлений.Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими
свойствами.
Прежде всего содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы,
как в случае с латентными знаниями. Нет, они сильны, и сила их проявляется в
том, что они оказывают влияние на наши действия и состояния. Итак, первое
отличительное свойство бессознательных представлений - это их действенность.
Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание.механизмов вытеснения и сопротивления.Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это
сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки,
оговорки и т. п.) и невротические симптомы.невротические симптомы - это следы
вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере
бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную
работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен - и тогда невроз лишится своей
причины.
"надсознательные" процессы - процессы образования некоего
интегрального продукта большой сознательной работы, который затем
"вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее
течение.Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет
"надсознательный" процесс. Сознательные же процессы предполагают цель
действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится.
Во-вторых, неизвестен момент, когда "надсознательный" процесс закончится;
часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же
действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и
приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.
роцессы творческого мышления,
процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы
чувств, личностные кризисы и т. п.
Прежде всего, неосознаваемое проявляется в сознании, и мы рассмотрели
различные формы его проявлений - иллюзии восприятия, ошибки установки,
фрейдовские феномены, наконец, интегральные результаты надсознательных
процессов.
Пожалуй, еще более информативным оказывается совместное использование
субъективных и объективных данных. Например, при образовании навыка анализ
состава и качества выполнения действия вместе с речевым отчетом позволяет
судить, насколько продвинулся процесс автоматизации, т. е. переход действия
в сферу неосознаваемого.Таким образом, мы встречаемся все с теми же исходными данными: фактами
сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное
использование дает возможность проникать в различные сферы неосознаваемого
психического.
9.СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
В современной психологии принято различать несколько влиятельных направлений.
Бихевиоризм. Основоположник направления -американский ученый Л. Уотсон (1878—1958). В этом направлении принято считать, что психология должна заниматься не сознанием, а поведением человека. По Л. Уотсону, задача бихевиоризма (от англ. behaviour- «поведение») состоит в накоплении наблюдений над поведением с расчетом на то, что человеческую реакцию можно будет предугадать (стимул). Позднее К. Халя и Б. Скиннер пришли к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми.
Гештальтпсихология. Возникла в Германии. Это направление разрабатывали Г. Вертгеймер, В. Копер и К. Левши. Они изучали психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). Понятие о гештальте (отнем. «форма») возникло при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Свои положения гештальтпсихология противопоставила бихевиоризму. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.
Глубинная психология. Это направление возникло в 1896 г. У истоков стоял австрийский психолог 3. Фрейд (1858-1939). Он считал, что физиологический подход недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека - психоанализ. Психика содержит, по 3. Фрейду, три образования: «я», «сверх-я» и «оно». «Оно» - это место сосредоточения
двух групп .влечений:, влечения к жизни, куда входят сексуальные влечения, и влечения к самосохранению «я»; влечения к смерти, к разрушению. «Оно» составляет движущую силу поведения. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. «Сверх-я» проявляется в виде совести.
В произвольном внимании важную роль играет речь. Произвольное и непроизвольное внимание тесно связано с чувствами, прежним опытом человека, его интересами.
Существует еще такой вид памяти, как «послепроизвольный». Этот вид памяти связан с сознательными задачами и целями, следовательно, он не схож с непроизвольным вниманием, но так как здесь не требуются волевые усилия, то нет схожести и с произвольным вниманием.
Важная характерная особенность внимания -устойчивость внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Устойчивость - характеристика внимания во времени. Ее показатели - высокий объем, точность работы в течение некоторого промежутка времени.
Большое значение для устойчивости сосредоточения имеют активность личности, ее деятельность. Активность проявляется в практических действиях с объектами внимания. Важную роль играет и внутренняя мыслительная деятельность, которая связана с решением задач, требующих внимания.
Еще одна особенность - это колебание внимания. Это кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.
Такая особенность, как переключение, проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой.
10.Сознание – высший уровень психического отражения.
форма субъективного отражения объективной реальности
Психикой обладает большое количество живых организмов.
Психика нужна:
1)для адаптации живого организма в изменяющихся условиях
2)для ориентировки живого организма
3) для преобразования этого окружающего мира и для само изменения (доступна только человеку, благодаря тому, что он обладает сознанием)
Сознание – такой уровень отражения окружающего мира, когда человек может дать отчет о своих переживаниях.
Сознание появляется достаточно поздно в историческом становлении человека. Выделяют 2 условия возникновения сознания.
1- кооперативная (совместная) деятельность; 2 – язык.
-
Прогностическая ф. сознания. Биологическая потребность преобразуется в мотив совместной деятельности в рамках которой человек может действовать вопреки биологической потребности (например и отгонять мамонта). Изготовление орудий труда, развитие руки. Опыт который передается. -
Для передачи опыта накопившегося у человека, для совершенствования совместного характера деятельности появляется необходимость в средствах передачи информации т.е. в языке.
Ресурс языка для развития сознания: человек благодаря языку удваивает окружающий его мир. Человек начал означивать окружающие ого предметы (вырабатывать систему значений). Язык Развивает органы говорения, что является физиологической основой вербального обобщения.
2 1
СО --- ЗНАНИЕ
-
Сознание-всегда знание о предметах, явлениях окружающего мира. Однако, сознание не равно знанию. -
Сознание еще и отношение к знанию. Т.е. я знаю что это (предмет, явление), но я знаю еще и для чего это надо, в каких случаях это пригодится и для чего не может. Я знаю, что я знаю. И я знаю, что я не знаю.
Рождаясь у человека нет сознания, есть только предпосылки. Сознание формируется прижизненно
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ) , с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез) , вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов
, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности —речь.ишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией (“превращение во внутреннее”). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Существенной особенностью сознания человека является самосознание.
Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.
Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания —необходимая предпосылка правомерного поведения.
Самосознание —целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности