Файл: Экономика и организация предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме международного предпринимательства, связанного с основными формами международных экономических отношений (мировой торговлей, вывозом капитала, международной миграцией рабочей силы), в
рамках мирового хозяйства функционируют и развиваются отдельные
формы общего предпринимательства. К ним принадлежат, прежде всего,
свободные экономические зоны, технополисы, оффшорные компании и
совместные предприятия. .
Свободная экономическая зона (СЭЗ) – форма организации предпринимательской деятельности на определенной части территории страны, в границах которой устанавливаются особые правила экономической деятельности.
Целями создания СЭЗ являются:
– привлечение иностранных инвестиций;
– создание новых рабочих мест;
– освоение и внедрение в производство прогрессивных технологий;
– увеличение производства товаров, как на экспорт, так и на внутренний рынок;
– развитие рыночной инфраструктуры;
– обмен передовым управленческим опытом и др.
На территории СЭЗ действуют льготные налоги, таможенные, валютно-финансовые и прочие соответствующие условия деятельности как национальных, так и зарубежных субъектов предпринимательства. Составными элементами таких зон являются: свободные порты, беспошлинные составы, транзитные зоны и т. п.
Для предпринимателей-инвесторов выгода от СЭЗ состоит в уменьшении затрат на рабочую силу, сырье, энергоносители и др.
Наиболее развитым типом СЭЗ являются технополисы.
Технополис – самая высокая форма интеграции производительных сил (в частности, человека, науки, техники, информации), венчурного капитала, финансово-кредитных институтов и государства в процессе международного предпринимательства с целью ускоренного развития, как экономики регионов, так и отдельных стран на основе эффективного внедрения достижений научно-технического прогресса.
Основные структурные элементы технополисов: научно-исследовательские
институты, крупные компании, инвестиционные банки, венчурные предприятия, консультационные фирмы по проблемам управления, числительные центры, государственные органы. В узком значении тем
полисы – это центры новейших технологий.
Оффшорный бизнес (от англ. off-shore – за берегом) – предпринимательство вне юрисдикции страны регистрации на территориях с льготным механизмом налогообложения для проведения финансово-кредитных операций с зарубежными партнёрами в иностранной валюте.
Оффшорный бизнес получил распространение в середине 70-х гол прошлого века. К числу особенностей «оффшорных зон», делающих привлекательными для зарубежных предпринимателей, относятся:
– налог на прибыль в «оффшорных зонах» (так называемых «налогов
гаванях») составляет всего 1-2%. Иногда вместо него обычно взимается ежегодный сбор, установленный в разных странах от 150 до 1000 долларов в год. Он не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз
доходов, дивиденды, банковский процент, платежи «роялти» и др. отсутствуют;
– в «налоговых гаванях» максимально упрощена процедура регистрации.
Минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается.
Личности владельцев фирм не подлежат разглашению. Раскрытие имен может быть потребовано лишь в случае начала расследования по факту совершения уголовного преступления (мошенничества, незаконной торговли наркотиками и т. п.), однако и в этом случае имеются определенные гарантий – в некоторых «гаванях» акции могут выпускаться на предъявителя;
– в «оффшорных зонах» отсутствуют ограничения на вывоз валюты.
Фирмы могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых
зарубежных банках. Они имеют право осуществлять и получать платежи в любой валюте без каких-либо ограничений;
– либеральность в отношении процедур управления фирмой. Управление зачастую осуществляется секретарской фирмой по доверенности
владельца;
– большинство стран, использующих оффшорные технологии для привлечения капиталов, не считают нарушение налогового и таможенного законодательства уголовным преступлением. От фирм в налоговых
гаванях» не требуется предоставления отчета по ведению счетов, налоговых деклараций, внешний аудит не всегда требуется.
В современных условиях наиболее быстрой формой выхода предпринимательской структуры на международный уровень является создание совместного предприятия – предприятия, основанного на объединении ресурсного потенциала отечественного и зарубежного партнеров, а также на общем управлении производством и собственностью, в том числе распределении прибылей.
Такие предприятия создают с целью извлечения больших прибылей путем кооперации их производственной, сбытовой, научной деятельности, привлечения ресурсов из-за рубежа при изготовлении товаров и оказании услуг.
Дополнительными мотивами их создания являются:
– расширение действующих производственных мощностей и снижение
на этой основе производственных затрат, а следовательно, укрепление
конкурентоспособности продукции;
– достижение этой цели на основе углубления специализации и кооперации производства, ускоренного обновления ассортимента товаров и
услуг;
– экономия капиталовложений по всему комплексу ресурсов (природных, материальных, трудовых, информационных) при создании новых
мощностей;
– улучшение организационно-экономических отношений за счет обмена управленческим опытом и совершенствования маркетинговых исследований;
– ослабление рисков (производственных, сбытовых, инвестиционных и
т.' п.) в период ухудшения экономической конъюнктуры в своей стране;
– проникновение на новые рынки сбыта, доступ к новым источникам
сырья, энергии и др.
Организационно-правовой формой СП являются: акционерные товарищества, общества с ограниченной ответственностью и прочие хозяйственные общества, а также предприятия, основанные на собственности физических лиц двух или нескольких стран. При этом предприятия-партнеры сохраняют свою юридическую самостоятельность.
6. Порядок регистрации, реорганизации и ликвидации предприятия
Нормативное регулирование вопросов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ и следующих нормативных актов:
1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
2. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению».
3. Постановление Правительства РФ от 26 феврали 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4. Приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя»
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.
Пакет документов, которые необходимы для государственной регистрации юридического лица при его создании, включает:
1. Заявление, представляемое в регистрирующий орган
, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика — ИНН (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителем - уполномоченным может быть:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, которое может действовать от имени юридического лица без доверенности;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии для ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного указанным Федеральным законом или актом органа местного самоуправления.
2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
3. Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии).
4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного лица - учредителя.
5. Документ об уплате государственной пошлины.
Цель и задачи создания предприятия
Факторы, влияющие на образование новых и расширение действующих предприятий
Цели
наличие неудовлетворенного спроса на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение.
увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители, и получение дохода за счет ее реализации
наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции
вовлечение в производство имеющихся дополнительных природных ресурсов
уровень развития науки, техники и технологии в соответствующей отрасли производства
изготовление принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники;
удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия для индивидуальной или совместной деятельности
Рис. 2 – Цель и порядок создания предприятия
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган предоставляются:
заявление, подписанное заявителем;
копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для граждан РФ общегражданский паспорт);
документ об уплате государственной пошлины.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает либо направляет заявителю по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ.