Файл: Имущество предприятия и пути повышения эффективности его использования.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 2482
Скачиваний: 76
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.Оценка и пути ее повышения эффективности использования имущества предприятия
3.1. Оценка состава, структуры и обеспеченности предприятия имуществом
Оценка имущественного состояния сводится к определению стоимости имущества предприятия, его структуры, источников его формирования.
Имущество предприятия – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности.
Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов, паев). Имущество предприятия увеличивается в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Оно может являться объектом сделок, отчуждаться, закладываться и т.п.
Обычно имущество предприятия обособлено от имущества его учредителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам, принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредиторов в случае невыполнения предприятием каких-либо обязательств перед ними.
При признании предприятия несостоятельным (банкротом) его имущество в соответствии с установленными законами процедурами может использоваться для удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после этого имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим на это имущество вещные права или обязательственные права в отношении предприятия. По российскому законодательству учредители и участники предприятия имеют обязательственные права в отношении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. На имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также дочерних обществ учредители имеют право собственности или иные вещные права.
Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.
К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.
Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы.
Имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования. В курсе экономики предприятия имущество рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает успешную деятельность предприятия. Основные элементы имущества предприятия будут рассмотрены в данной и последующих главах учебника.
В бухгалтерском учете капитал (имущество) как бы условно подразделяют на активный капитал, т.е. действующий (функционирующий) в виде имущества и обязательств, и пассивный капитал, отражающий источники формирования и оплаты действующего капитала. Несмотря на различный порядок учета активного и пассивного капитала, они представляют собой единство, являются различными характеристиками общего капитала, обеспечивающего хозяйственную деятельность организации. В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно капитал меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы (в виде продукции, товара и др.) в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, наконец, вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот. В бухгалтерском учете находит отражение кругооборот капитала отдельно взятой организации и формируется информация о состоянии и размещении капитала предприятия на различных фазах его кругооборота, а также приращении (изменении) величины капитала в результате хозяйственной деятельности. Активный капитал состоит из имущества и обязательств организации, т.е. в него входит то, чем владеет данная организация как обособленный объект хозяйствования. Активный капитал – это стоимость всего имущества организации. По отношению к скорости оборота различают имущество длительного пользования, которое более года находиться в обороте организации и имущество, предназначенное для текущего (одноразового) использования в процессе хозяйственной деятельности или находящееся в обороте организации не более одного года. Таким образом, активный капитал предприятия подразделяется на основной (долгосрочный) капитал, или внеоборотные активы, и оборотный (текущий) капитал, или оборотные активы. Пассивный капитал характеризует источники имущества (активного капитала) обособленной организации и включает собственный и заемный капитал. Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации; это так называемые чистые активы организации.
В процессе анализа может быть использована такая классификация имущества по категориям риска:
- минимальный риск - наличные денежные средства, легко реализуемые краткосрочные ценные бумаги;
- малый риск - дебиторская задолженность предприятия с устойчивым финансовым положением, запасы товаров материальной ценности, готовая продукция, пользующаяся спросом;
- средний риск - продукция производственно - технического назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов;
- высокий риск - дебиторские задолженности предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, вышедшей из употребления, неликвиды.
Наиболее простая и доступная следующая классификация имущества (активов):
- текущие оборотные мобильные:
1) оборотные средства;
2) затраты;
3) запасы;
4) денежные средства;
5) готовая продукция;
6) дебиторская задолженность;
7) расходы будущих периодов;
- иммобилизованные необоротные активы:
1) основные фонды;
2) нематериальные активы;
3) долгосрочные вложения.
Основными характеристиками оборотных средств являются их стоимость, состав и структура. Стоимость оборотных средств зависит от характера и объема выпускаемой продукции, технико-организационного уровня производства (в частности, качества материально-технического снабжения) и ряда других факторов. Состав же оборотных средств по классификационным группам практически одинаков для всех отраслей промышленности.
Изучение структуры имущества позволяет судить о расширении или сокращении деятельности предприятия. Увеличение доли необоротных активов, сокращение удельного веса оборотных средств, как правило, свидетельствуют о сокращении деятельности предприятия.
В рамках анализа имущества следует проанализировать:
-
структуру активов (вертикальный анализ) -
необоротные активы и их состав -
оборотные активы и их состав -
динамику активов (горизонтальный анализ) -
структуру пассивов (вертикальный анализ) -
собственный капитал и его составляющие -
заемный капитал и его составляющие (финансовый заемный капитал и коммерческая кредиторская задолженность) -
динамику пассивов (горизонтальный анализ)
При анализе структуры активов оценивается:
-
валюта баланса предприятия (чем больше валюта баланса, тем надежнее предприятие. Однако особое внимание надо уделить убыткам, которые не являются имуществом и для целей дальнейшего анализа переносятся в собственный капитал (пассив) со знаком минус); -
имеет ли предприятие «тяжелую» (с высокой долей необоротных активов) или «легкую» структуру активов. Предприятия с «тяжелой» структурой активов имеют высокую долю накладных расходов (за счет амортизационных отчислений и расходов по содержанию имущества) и являются особо чувствительными к изменению выручки. Однако такие предприятия за счет высоких амортизационных отчислений могут иметь деньги, не имея прибыли; -
обладает ли предприятие реальным имуществом. Предприятия с высокой долей «бумажных» активов (нематериальных, дебиторской задолженности) обладают повышенным риском; -
имеет ли предприятие «замороженные» средства. Для этого следует проанализировать динамику остатков по элементам оборотных средств параллельно с динамикой оборачиваемости; -
вложены ли средства предприятия в основную деятельность или отвлечены в финансовые операции. Высокая доля долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений свидетельствует об отвлечении средств;
При анализе структуры пассивов оценивается:
-
размер собственного и заемного капитала. Высокий удельный вес заемных средств характеризует большой объем «прошлых» обязательств предприятия и, соответственно, возможные проблемы по выполнению новых обязательств; -
составляющие собственного капитала. Большая доля добавочного капитала свидетельствует об инфляционном характере его роста. Положительным фактом является высокий удельный вес тех составляющих собственного капитала, которые были наработаны в результате производственной деятельности: резервов, фондов, нераспределенной прибыли; -
соотношение финансовой и коммерческой кредиторской задолженностей. «Бесплатная» коммерческая задолженность является менее рисковой (за исключением неплатежей в бюджет); -
задолженность по оплате труда. Как правило, большой удельный вес задолженности по оплате труда говорит о невыплате заработной платы; -
задолженность перед бюджетом. Как правило, большая доля задолженности перед бюджетом является негативным симптомом и может привести к принудительным действиям налоговых органов, вплоть до возбуждения дела о признании предприятия банкротом.
Для структурного анализа рассчитываются показатели, характеризующие структуру (доли, удельные веса), для анализа динамики рассчитываются темпы роста и прироста. Динамические характеристики дают представление об изменении структуры и развитии негативных или позитивных изменений.
В условиях действительной макроэкономической ситуации главным в планах предприятия является сохранение уже достигнутых объемов производства и продаж, закрепление и рост объемов реализации на рынках СНГ, а также рост объемов поставок на рынки дальнего зарубежья.