Файл: Факультет психологопедагогического образования кафедра психологии и педагогики организационнопедагогиеские условия профессиональной компетенции педагога.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Курсовая работа по дисциплине: спецкурс по курсовой работе (педагогика)
Выполнил студент группы 3.071.51.20
Яшунина Алена Сергеевна _______________ 2023 г.
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология образования
Форма обучения: заочная
Руководитель:
канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики Олеся Ивановна Мезенцева
__________________
__________________
__ _________ 2023 г.
Куйбышев 2023
ВВЕДЕНИЕ
Потребность населения нашей страны в преподавателях, которые способны реализовать гуманную позицию к ученикам и к себе, позволяет привести к актуальному состоянию проблему повышения компетентности учителя. Задача учителя – организовывать учебно-воспитательный процесс, в котором предстоит решать цикл педагогических вопросов: осознавать особенности учебной деятельности; характеристики учащихся, как субъектов учебной деятельности; взаимодействие участников в процессе учебной деятельности; помогать ученикам развивать способности и навыки. В данном случае актуальное значение имеют слова Л.С. Выготского: «…так как процесс воспитания есть процесс психологический, то знание общих основ психологии помогает … научной постановке этого дела» [22].
В связи с этим благополучие профессиональной деятельности педагога в большой мере определяется его педагогической компетентностью. Педагогическая компетентность – это объединение профессиональных, коммуникативных, личностных характеристик педагога, которое позволяет достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Повышение компетентности предполагает проведение ряда мер просвещения, направленных на повышение профессионально-значимых характеристик личности педагогов. К ним могут относиться посещение курсов повышения квалификации; семинаров, лекций и конференций, связанных с педагогической деятельностью; участие в различных олимпиадах; руководство научных работ и прочее.
К теме профессиональной компетентности педагогов обращались такие учёные, как Макарова А.К., Лебедев О.Е., Тряпицына А.П., Сластенин В.А., Кузьмина Н.В., Митина Л.М., Эльконин Б.Д. и другие.
В.М. Пугачёв писал, что профессиональная компетентность может рассматриваться как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [23]. Чем выше уровень профессиональных теоретических и практических знаний работника, тем выше его компетентность. О.Е. Лебедев и А.П. Тряпицына рассматривали профессиональную компетентность как накопленную характеристику профессионала, которая устанавливает его умение разрешать высококлассные задачи и характерные высококлассные проблемы, которые появляются в действительно имеющихся ситуациях профессиональной деятельности с применением познаний и актуального навыка, ценностей и возможностей.
К сожалению, нам часто приходится сталкиваться с некомпетентными педагогами, которые неспособны объяснить материал ученикам, дать задание, поделиться своим опытом или ответить на вопросы учащихся. Такой учитель может не понять, что ученик не знает ответа, что его контрольные работы или домашние задания списаны, или попросту не будет проверять работу учащегося. И это приводит к плачевным последствиям. После обучения у такого преподавателя учащийся остается без знаний, которые были ему необходимы, например, для поступления в ВУЗ, ещё хуже, когда обучаемый получает неверные знания, которые выдаются за правдивые.
Человек, который выбирает профессию педагога, берёт на себя огромную ответственность как за каждого отдельно взятого ученика, так и за класс, школу, общество. На мой взгляд, педагог – это одна из самых значимых профессий, которая в большей мере влияет на развитие, обучение и воспитание учащегося. Особенно важной является ответственность для учителя начальных классов. Придя в первый класс, у ребенка перестраивается система отношений с действительностью. В жизни ребёнка появляется такая сфера социальных отношений, как «ребёнок – учитель».
Такие новые взаимоотношения выступают для ребенка центральными, так как появляется оценочная система, которая исходит от учителя: хорошие и плохие отметки, положительное и отрицательное поведение. От того, какие оценки ребёнок будет получать, зависят его отношения с одноклассниками и родителями. Система взаимоотношений «ребенок – педагог» со временем преобразуется в систему «ребенок – общество», так как в учителе оказываются воплощенными требования общества. Д.Б. Эльконин полагал, что дети очень внимательны к тому, как учитель относится к их сверстникам. В случае, если ребенок замечает, что учитель акцентирует внимание на ком-то из класса, то уважение к нему снижается. По этой причине немаловажно относится ко всем ученикам в классе одинаково, не следует выделять или принижать кого-то. Так же, в первое время учёбы (первый – второй класс) дети строго следуют указаниям учителя, выполняют его поручения, опасаясь того, что сделают что-то не правильно или неграмотно, но если учитель проявляет лояльность по отношению к правилу, то правило начинает «рушиться», причём изнутри. Каковыми станут итоги работы педагога сегодня – таким будет наше общество завтра.
В связи с этой проблемой очень важно иметь квалифицированных, компетентных педагогов в учебных заведениях. Таких учителей, у которых можно чему-то научиться, с помощью которых можно открыть в себе новые способности, а не просто высидеть урок ради оценки или ради того, чтобы не было пропуска.
Исходя из темы курсовой работы, которая называется «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога», мною были выделены объект, предмет, цель и задачи работы.
Объект исследования – профессиональная компетентность педагога.
Предмет исследования – организационно - педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога.
Цель исследования – выявить организационно – педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога.
Задачи исследования:
-
Проанализировать современные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога» в научной литературе. -
Охарактеризовать структуру профессиональной компетентности педагога. -
Обосновать технологии развития профессиональной компетентности педагога. -
Разработать модель развития профессиональной компетентности педагога.
Методы исследования: анализ развития личности педагога в его
профессиональной компетенции и деятельности.
Теоретическая значимость: полученные знания могут способствовать более качественному исполнению своих профессиональных качеств учителя.
В заключении сделаны общие выводы по курсовой работе. Библиографический список содержит 36 источников.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
-
Современные подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога» в научной литературе
В процессе анализа многочисленных исследований, посвященных истории профессионального образования, становится очевидным, что возникновение профессиональной педагогики напрямую связано с возникновением не только собственно профессионального образования, а ещё и профессионально - педагогического образования, поскольку рабочего, специалиста, бакалавра, магистра должен учить высококвалифицированный преподаватель-профессионал, педагог профессионального образования. Проанализируем само понятие и сущность профессиональной педагогики на современном этапе.
Продолжая анализ периодизации профессиональной педагогики, современный этап её развития следует обозначить как постиндустриальный (научный) этап, а саму профессиональную педагогику – как педагогическую науку, как самостоятельную отрасль педагогики, отличную от педагогики общего образования.
Сегодня в научной литературе
всё чаще употребляется понятие «профессиональная педагогика». И, так как это понятие было включено в научный лексикон не так давно, до сих пор отсутствует чёткое, единое понимание смысла этого понятия, его определение. Ряд современных авторов делали попытки вывести данное определение, но эти попытки, как правило, предпринимались исключительно в контексте профессионального образования; профессиональная педагогика определялась предельно обобщенно, как педагогика профессионального образования, и поэтому чёткой убедительной дефиниции понятия до сих пор не существует. Попытка проанализировать имеющиеся подходы к определению понятия «профессиональная педагогика» и выведение на этой основе некой квинтэссенции является основной задачей.
В области философского познания – логике как науке о правильном мышлении. Операция определения, с точки зрения формальной логики, является одной из наиболее важных операций в процессе познания. Она связана с основной проблемой, фиксирующей роль языка как средства коммуникации и познания. Операция определения связана с проблемой формирования предметных значений языка, а вместе с этим и смысловых значений выражений языка. Таким образом, от определений зависит точность нашего мышления. Английский естествоиспытатель XIX в. Д. Гершель отметил, что «нельзя внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определения». Поэтому весьма важным представляется сформулировать искомое определение.
Некоторые современные учёные обращают пристальное внимание на сущность, предназначение профессиональной педагогики, пытаются определить