Файл: Факультет психологопедагогического образования кафедра психологии и педагогики организационнопедагогиеские условия профессиональной компетенции педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
противоречие также следует решать в контексте реализации ФГОСов общего и профессионального образования.

Современное образование нацелено на обеспечение адекватных достижениям мирового сообщества уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельного человека, уровня умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности. Рассматриваемые с этой позиции образование носит ярко выраженный социальный аспект. Нам представляется, что с учетом антропологического подхода можно предложить следующее определение: профессиональная педагогика – это педагогическая наука о закономерностях становления и развития компетентно развитой личности в системе профессионально- образовательных общественных отношений.

В предлагаемом определении есть необходимость остановиться на таких характеристиках, как компетентно-развитая личность, законы педагогики и закономерности профессиональной педагогики. Под
педагогикой традиционно понимается наука о законах и закономерностях воспитания, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Под педагогическим законом понимают такую педагогическую категорию, которая служит для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самоорганизации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.

Под закономерностью в учебном процессе понимается объективно существующая, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями и свойствами

объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывают определенные изменения других явлений, характеризующие их поступательное развитие. В данном контексте можно говорить как о связях внутри образовательного, педагогического процесса, так и связях между разными социальными сферами жизни общества. Иными словами, под закономерностью в образовательном процессе следует понимать диалектику взаимодействия экономики, политики, духовной жизни общества и образования в интересах развития всех указанных элементов.

Подводя итог можно резюмировать, что несмотря на интерес науки к рассмотрению данного понятия, сам термин окончательно не устоялся в психологии. Так, под профессиональной компетентностью учителя понимают:

  • соотношение объективно необходимых профессиональных знаний и умений и психологических качеств, которыми обладает педагог (А.К.Маркова);

  • интегральную характеристику педагогического труда учителя (Л.М.Митина);

  • осведомленность педагога, свойство его личности, позволяющее продуктивно решать учебно – воспитательные задачи (Н.В.Кузьмина);

  • совокупность физических, психических, личностных и социальных изменений, происходящих у педагога в процессе овладения и длительного выполнения деятельности (Е.И.Рогов);

  • профессиональные знания, педагогические умения, профессиональную позицию и психологические качества (Н.В.Андронова);

  • сложное индивидуально- психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающие готовность учителя к выполнению педагогической деятельности (Н.Е.Костылева).


В рамках данной работы профессиональная компетентность педагога определяется нами как совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих реализацию содержания государственных образовательных стандартов.


  •   1   2   3   4   5

Структура профессиональной компетентности педагога.


Изучение профессиональной компетентности учителя обусловливает необходимость выделения ее структурных компонентов, а также описания их содержания. Специфика профессиональной компетентности педагогов определяется особенностями педагогического труда, его отличиями от других видов деятельности. Можно выделить несколько таких отличий:

  • Оперативный и систематический характер педагогического труда требует, по словам А.С. Макаренко, «немедленного анализа и немедленного действия».

  • Ограниченные возможности надежного выбора лучшего варианта решения проблемной ситуации.

  • Педагогический труд осуществляется постоянно, изо дня в день, но результаты его сказываются не сразу, проявляется свойство «отдаленной» результативности.

  • Существенной профессиональной особенностью труда педагога является умение прогнозировать дальнейшие возможности развития качеств воспитуемых по первичным результатам воздействия.

  • Каждый педагог трудится индивидуально, но, одновременно, результаты обучения и воспитания складываются из коллективных усилий разных педагогов. Нередко отсутствие единства требований в педагогическом коллективе может существенно снизить эффективность труда отдельных педагогов.

  • Результативный педагогический процесс определяется целостностью усилий каждого из его участников (учителей, учащихся и их родителей, администрации).

  • Труд педагога внутренне противоречив, в нем сочетаются специализированные знания, умения, навыки (по отдельным дисциплинам отраслям науки и производства) и общепрофессиональные психолого- педагогические знания, умения, навыки. Кроме того, такая внутренняя разнородность педагогической профессии существенно затрудняет сопоставление уровня профессиональной компетентности для разных групп педагогов, особенно требуя дифференцированного подхода. В.Я. Адольф выделяет следующие специальные критерии профессиональной компетентности:

  • Избирательность. Характеризуется степенью принятия педагогических целей, профессионально и личностно значимых для индивида. Субъективно это проявляется в дифференцированном отражении целей в педагогической деятельности, что детерминирует стремление личности к реализации себя в качестве педагога уже в период обучения в институте.

  • Осознанность. Имеется ввиду способность педагогов целенаправленно управлять своей умственной деятельностью, овладеть способами грамотного анализа профессиональных ситуаций. Усваиваемые знания должны осмысляться на более широком социальном контексте.

  • Результативность. Проявляется в конкретных итогах деятельности, связанных с педагогическим преобразованием проблемных ситуаций, в степени рассогласования между «должным» и «желаемым».

  • Творческий характер. Определяется умением преобразовывать нестандартные педагогические ситуации в социально и личностно значимых целях, находить оптимальные варианты их решения.

  • Интерес. Необходимо совмещать личные и профессиональные интересы [6].