Файл: Факультет психологопедагогического образования кафедра психологии и педагогики организационнопедагогиеские условия профессиональной компетенции педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В. А. Исаев замечает, что с точки зрения компетентностного подхода развитие профессиональной компетентности осуществляется с помощью методических и педагогических подходов, а не за счёт преподавания на предметно-содержательном уровне. Для этого возникает потребность в создании психолого-педагогических условий. К таким условиям относятся:

1. Изменение роли преподавателя. Вначале преподаватель выступает в качестве транслятора знаний, объясняет теоретический материал обучающимся, а затем в роли проектировщика, который способствует личностному развитию каждого из учеников.

2. Введение инновационных способов, стимулирующих учебную деятельность. Это происходит с помощью накопления и обмены опытом, формулирования и креативного разрешения трудностей в работе.

3. Использование методов обучения, которые могут способствовать развитию всех элементов профессиональной компетентности обучающихся в связи с их индивидуальными предрасположенностями. К основным таким методам можно отнести: метод положительного совершения ошибок, творчески-проблемный, различные методы в форме игры, изучение ролевых модификаций, демонстрация идей и метод проектов.

4. Направленность учащихся на многообразие профессиональных и жизненных обстоятельств, осуществление связи целей образования с ситуациями применимости на рынке труда.

5. Использование оценочных операций, которые будут соответствовать отличительным чертам опыта студентов, приобретаемого в процессе обучения и предусматривать индивидуальные, характерные определённому человеку, черты развития [20].

Таким образом, мы можем наблюдать, что развитие профессиональной компетентности выступает в качестве целеполагающего компонента и осуществляется при формировании конкретных психолого-педагогических обстоятельств.


  • 1   2   3   4   5

Модель развития профессиональной компетентности педагога


Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью непрерывного роста профессионального уровня педагога в условиях постоянного возрастания объёма знаний, процесса быстрого устаревания имеющегося профессионального багажа, формирования новых (в первую очередь - информационно-компьютерных) технологий образования. Становление профессиональной компетентности педагога может осуществляться только деятельностно: через владение научными основами профессиональной деятельности, рефлексию деятельности, проектирование деятельности. Для этого необходимо создать такую модель методической работы, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала педагога. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

Модель развития профессиональной компетентности педагога:

  • Мониторинг качества профессионально-личностных потребностей педагога.

  • Дифференциация педагогов по степени профессионального мастерства

  • Подбор форм методической работы

Функционирование модели развития профессиональной компетентности в нашей школе осуществляется на протяжении трёх лет.

В основе модели лежит идея создания атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Цель функционирования модели - непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога.



Задачи методической модели формирования профессиональной компетентности, следующие:

  • создание условий для личностного становления педагога

  • обеспечение инструментарием диагностики процесса и результатов труда

  • формирование и удовлетворение потребностей педагогов, находящихся в зоне их ближайшего профессионального развития.

В педагогической науке существует неоднозначный подход к определению круга профессиональных компетенций педагога. Выделены две группы компетенций:

  • имеющие личностный характер, предопределяющие профессиональный выбор и являющиеся основой (базой) для формирования профессиональной мотивации, мировоззренческой позиции педагога;

  • относящиеся к уровню методической (в т.ч. коммуникативной), предметной, информационной подготовки педагога в рамках его профессиональных компетенций.

В педагогическом коллективе проведён установочный семинар «Понятие профессионализма и профессиональной компетентности педагога», который носил не только информационную, но и мотивационную направленность.

Результатом работы явились карта успешности педагога, в которой сформулированы критерии оценки и уровни развития профессиональных компетенций (репродуктивный, адаптивный, творческий). В качестве критериев успешности учителя выделены:

  • Педагогическая деятельность.

  • Психолого-педагогическое общение.

  • Личность учителя.

Проблемной группой подобран инструментарий диагностики по данным направлениям. Кроме того, разработаны материалы для самоанализа и самодиагностики педагогов. В основе диагностики лежит распределение затруднений по блокам: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, учитель-воспитатель; ранжирование факторов, препятствующих и стимулирующих развитие и саморазвитие педагога; препятствия в освоении новшеств; оценка работы по повышению квалификации педагогов. Формы сбора информации: тесты, анкеты, опросные листы, групповое интервью, «портфолио», методический паспорт, самомониторинг, самоанализ.

В основе планирование лежит развитие следующих компетенций: ценностно-смысловой, социально-педагогической, профессионально-коммуникативной общепедагогической, компетенции в сфере инновационной деятельности, предметной, управленческой, креативной, рефлексивно-регулятивной.


Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа по самообразованию

  • Повышение квалификации: курсовая подготовка, аттестация.

  • Активное участие в методических мероприятиях.

  • Участие в исследовательских работах, создание собственного опыта.

  • Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

В поиске новых механизмов управления методработой мы опирались на изучение современных аспектов менеджмента: миссия школы и информационное обеспечение её деятельности как механизма управления качеством образования (Н.И. Запрудский, Л.В. Емельянчик, О.П. Котикова), создание системы управления методической работой (А.А. Глинский).

Управление развитием профессиональной компетентности осуществляется в три этапа: диагностический (аспекты: деятельностный, рефлексивный), информационно- мотивационный (анализ проблемного поля коллектива), проектно-организационный планирование методического сопровождения), практический (индивидуальное консультирование, работа МО, временных объединениях педагогов, самообразование, заседания педагогических советов, аттестация педагогов, трансляция педагогического опыта). На обобщающем этапе завершающим моментом нашей работы является повторное измерение тех показателей развития профессиональной компетентности, что и во «входной диагностике», сравнительный анализ произошедших изменений, который проводится ежегодно.

Спланирована система мероприятий по каждому направлению. Например, деловая игра «Моделирование личности учителя», методические дни «Современные образовательные технологии» и «Моя педагогическая философия», практический семинар « Потенциал современного урока», методическая разминка «Моделирование программы работы со слабоуспевающими учащимися», теоретический семинар «Способы формирования учебной мотивации и контрольно-оценочной деятельности учителя и учащегося», «Организация совместной проектно-исследовательской деятельности», психологический тренинг «Оптимизация межстилевого взаимодействия участников образовательного процесса», семинар «Обеспечение преемственности в парадигме «урок-факультатив», семинар-презентация «Организация познавательной деятельности как технологический процесс» и др. Создать необходимую развивающую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчёты учителей по темам самообразования, открытые уроки, проведение декад педагогического мастерства, мастер-классов, калейдоскопа педагогических идей. Учителя многих школ активно занимаются самообразованием, разрабатывают рекомендации к урокам, дидактический материал, работают над совершенствованием системы мониторинга результатов УВП. Повышению квалификации педагогов способствует аттестация. С целью пропаганды опыта работы проводится творческий отчёт педагогов перед всем коллективом, представляется квалификационная работа с интересным опытом.


Считаю проблему дифференцированного подхода к повышению квалификации педагогических кадров наиболее актуальной. В каждой школе должен работать опытный и стабильный коллектив. Дифференцированный подход может реализоваться в рамках работы клуба «Педагогический поиск» (педагоги адаптивного уровня), наставничества, мастер-класса (педагоги творческого уровня), декад педагогического мастерства, в работе проблемных групп при подготовке педсоветов.

Планирование заседаний педагогических советов должно вестись по пути поэтапного укрупнения и углубления рассматриваемых проблем: «Повышение качества учебного процесса на основе совершенствования структуры и содержания урока», «Развитие личности в учебной деятельности», «Интеграция традиционного и личностно-ориентированного обучения», «Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности и сохранения её здоровья», «Формирование культуры учебного труда», «Реализация принципов дифференцированного обучения», «Работа над новым качеством образования: запросы, оценки, пути достижения», «Учитель - организатор познавательной деятельности», «Реализация субъектного подхода в организации процесса обучения как основа для последующего саморазвития и самоопределения учащихся». Обязательным условием планирования педсоветов должна являться взаимосвязь тематики с программой развития школы. При разработке тематики педсоветов нужно следовать логике простроенных задач (изучить и разработать - применить и внедрить-оценить и обобщить).

Большую роль в решении проблемы информационного обеспечения играет методический кабинет, где создается банк информационных материалов, способствующих обновлению содержания образования, материалы обобщения опыта. Компьютерный банк мультимедийного сопровождения методической работы. За информационную роль могут отвечать выпуски методических бюллетеней с «изюминками» опыта работы учителей. Должны проводиться выставки современной психолого-педагогической и методической литературы.

Для оценки результативности функционирования модели можно предложить модель рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагогов, которая включает все стороны учительского труда.

Методическая работа должна удовлетворять запросы педагогов по совершенствованию научно-методической подготовки. Эффективность методической работы обеспечивает соответствие формы преподавания и направленности учебного предмета требованиям учебного плана, стабильный рост качества знаний учащихся.