Файл: Факультет психологопедагогического образования кафедра психологии и педагогики организационнопедагогиеские условия профессиональной компетенции педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
её место в современной педагогической науке, выявить специфику по сравнению с другими отраслями педагогического знания. Обратимся к немногим трудам, где признается особый статус профессиональной педагогики.

В отличие от педагогики общего образования, вопросы профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической дисциплины, самостоятельной педагогической отрасли начали разрабатываться в нашей стране сравнительно недавно, и список литературы по этой отрасли педагогической науки пока невелик. Одно из наиболее ранних определений профессиональной педагогики можно обнаружить в монографии А.А. Кыверялга: «Профессиональная педагогика – это наука, которая занимается изучением профессионально – педагогических явлений, т.е. явлений, связанных с проблемами обучения и воспитания в области профессиональной деятельности людей». Профессиональная педагогика, стала интенсивно развиваться в связи с индустриализацией производства. На сегодняшний день следовало бы добавить: в связи с новыми мировыми реалиями в сфере профессионального образования, с постепенной сменой образовательных парадигм. Автор данного определения выделял особые признаки профессиональной педагогики:

  • понятия и закономерности, входящие в состав данной науки, систематизированы;

  • используются конкретные методы науки;

  • оперирует теми гипотезами, которые поддаются контролю.

Он отмечал, что «такие понятия, как профессиональное обучение и воспитание, профессиональная ориентация, производственное обучение и т.д., являются специфическими понятиями научной профессиональной педагогики».

Основоположником современной профессиональной педагогики в России

справедливо называют академика С. Я. Батышева, который так определял


сущность профессиональной педагогики: «Профессиональная педагогика изучает закономерности образования, воспитания, обучения и развития учащегося, разрабатывает принципы обучения, воспитания, информационные и педагогические технологии, обосновывает типы профессиональных учебных заведений и систему их управления» [4].

В другом, более позднем источнике, профессиональная педагогика определяется как наука о подготовке человека к профессиональной деятельности, профессиональном воспитании нового поколения рабочих и специалистов, о воспроизводстве квалифицированной рабочей силы [7]. Авторы делают акцент на периоде допрофессиональной подготовки учащихся общеобразовательной школы и обучающихся в организациях системы начального профессионального образования. На мой взгляд, здесь предмет профессиональной педагогики как науки сужен, так как в него не включаются и другие категории обучающихся всей системы профессионального образования и категория людей, занимающихся профессиональным самообразованием.

Авторы некоторых определений либо сужают предмет исследования профессиональной педагогики, ограничивая его подготовкой рабочего, либо не обозначают его специфику по сравнению с общей педагогикой, что, на мой взгляд, очень важно. А. М. Новиков в этой связи отмечает, что стадию зарождения в рамках общей педагогики профессиональная педагогика уже прошла, сегодня ускоренными темпами идет её развитие, становление. Нередко представители данной точки зрения делают акцент на периоде допрофессиональной подготовки учащихся общеобразовательной школы и обучении в организациях системы начального профессионального образования. На мой взгляд, предмет профессиональной педагогики как науки в рамках представленных подходов определён недостаточно четко.

Я считаю, что профессиональная педагогика (как педагогика профессионального образования) на эмпирическом уровне изначально зарождалась и эволюционировала как самостоятельная педагогическая наука,

поскольку всегда имела цели и задачи, отличные от целей и задач педагогики общего образования, выполняя свою миссию; но очевидным это становится только в настоящее время.

И. П. Смирнов в монографии, посвященной проблемам современного профессионального образования и науки о нём, обосновывает самостоятельное научное направление «теорию профессионального образования». Автор полагает, что она «шире профессиональной педагогики и включает в себя помимо содержания и педагогических технологий вопросы управления, финансирования, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации». И. П. Смирнов справедливо считает, что теория профессионального образования предполагает создание новой педагогики. «Это обусловлено двумя основными факторами: новым (межпредметным) содержанием и новыми педагогическими технологиями (дидактикой) обучения».

Действительно, современная ситуация, сложившаяся в сфере профессионального образования, предполагает иное понимание сущности и содержания профессиональной педагогики, и поэтому необходима новая теория профессиональной педагогики. Только вряд ли нужно менять само
название теории, термин «профессиональной педагогики», а достаточно её обосновать и наполнить необходимым смыслом.

Профессиональная педагогика в настоящее время всё в большей степени приобретает статус самостоятельной педагогической науки, отражающей все аспекты профессионального образования, самообразования и развития обучающейся личности в конкретной системе общественных отношений. На мой взгляд, её главная цель – разработка теории формирования компетентно развитой личности, обладающей профессиональными, общекультурными и иными компетенциями; то есть формирование личности не только знающей, образованной, но и умеющей трудиться, творить, созидать и развиваться.

Профессиональная компетентность специалиста любого профиля включает следующие разновидности:

  • практическая (специальная) компетентность – высокий уровень знаний, освоения техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

  • социальная компетентность способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать проблемные ситуации путем договоров, мирным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур;

  • психологическая компетентность, обусловленная пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализации профессионализм остается частичным, неполным;

  • информационная компетентность, включающая в себя владение новым информационными технологиями;

  • коммуникативная компетентность, предполагающая знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;

  • экологическая компетентность, основывающаяся на знании общих

  • законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;

  • валеологическая компетентность, означающая наличие знаний умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни.


Профессиональная компетентность основывается на владении специалистом всей совокупностью культурных образцов, известных к настоящему времени в данной области человеческой деятельности. По мере их освоения в процессе профессионального становления личности задачи профессиональной деятельности следует рассматривать как часть производства культуры, а субъекта, реализующего эти задачи, - как работника, обладающего профессиональной культурой. В литературе анализируется инверсионный подход применительно к педагогике, включающий основные подходы к определению и сущности образования как процесса, как результата, как ценности и как системы (Б. С. Гершунский). Сегодня важно рассматривать образование именно как важнейшую ценность, социальное благо, компонент культуры человека, как накопленный человеческий капитал.

Наиболее сложным является рассмотрение образования с точки зрения ценностного подхода. Под воздействием времени и иных объективных процессов, происходящих в мире, стране и образовании, меняются функции образования и воспитания в обществе: они становятся значительно шире, чем просто трудовое воспитание и подготовка человека к какому-либо конкретному виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно-ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние личности. Образование, как общее, так и профессиональное, становится одной из важнейших составляющих общей культуры человека и одной из главных ценностей. С другой стороны, всё меньше внимания стали уделять трудовому воспитанию подрастающего поколения, что в немалой степени затрудняет осуществление профессионального воспитания в образовательных организациях общего и профессионального образования. Данное