ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 917
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
1.4. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИКА
1.5. НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ РАЗРАБОТЧИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
1.5.2. Требования к пользователям
1.5.3. Использование методик специалистамисмежниками
ГЛАВА 2 ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
2.1. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
2.2. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО МЕТОДА
Классификация видов проекции по Холмсу
2.3. ИЗ ИСТОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА КАК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ
3.1. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТОВЫХ НОРМ
Рис. 1.Соотношение индивидуальной и общей вариации тестовых баллов
3.4. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И АДАПТАЦИИ МЕТОДИК
3.5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
Рис. 16. Зависимость вероятности критериального события р и диагностических параметров X1 и Х2
3.6. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГА
ГЛАВА 4 ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Рис. 18. Концептуальный куб, иллюстрирующий континуальную модель черты личности
Рис. 21. «Четырехполюсное» описание черт «экстраверсия-нтроверсия» при ортогональных параметрах
Рис. 28. Образец задания из субтеста «Абстрактное мышление» (DAT)
Рис. 29 Образец задания из субтеста «Пространственные отношения» (DAT)
Рис. 30. Образец задания из субтеста «Техническое мышление» (DAT)
5.4. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ
6.2. ИЗМЕРЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Рис. 31. Зависимость Та от силы мотивов Мs и MAf и от субъективной вероятности успеха Ps
6.3. ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ
Таблица 9 Результаты кроссвалидизации тест-опросника
Образец матрицы поведения ребенка
Матрица игры «Дилеммы узников» Выбор игрока Б
7.2. СОВМЕСТНЫЙ ТЕСТ РОРШАХА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ
Обработка данных СТР (на поведенческом уровне)
ГЛАВА 8 ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
Рис. 32. Способ последовательного вызывания конструктов и элементов
Рис. 35. Монолитная —(а), артикулированная - (б) и фрагментарная - (в) системы конструктов
ГЛАВА 9 ПСИХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ
9.2. МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ САМОСОЗНАНИЯ
9.4. МЕТОДИКА УПРАВЛЯЕМОЙ ПРОЕКЦИИ
9.6. МЕТОДИКА КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕМЫ САМООЦЕНОК (КИСС)
Рис. 37. Параметры методики КИСС
Рис. 38. Графическое изображение индивидуальной обработки КИСС
Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.
ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440 стр. ISBN 5-9268-0026-1
ISBN 5-9268-0015-3 СПб.: Изд-во «Речь», 2006
Общая психодиагностика.
Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С.
В учебнике известных отечественных психологов представлены различные школы и направления мировой психодиагностики. Книга изобилует научными фактами, описаниями экспериментов и лабораторных работ, богата иллюстрирована практическими и методическими материалами.
Авторы: А. А. Бодалев - предисловие, введение, заключение. В. В. Столин - предисловие, введение, глава 1, глава 9 (§§ 9.1, 9.2,9.3, 9.4, 9.5), заключение. В. С. Аванесов - глава2 (§2.1). В. С. Бабина – глава 6(§ 6.4). Е. М. Борисова -глава5. В. Б. Быстрицкас - глава 7 (§ 7.1). А. В. Визгина - глава 9 (§ 9.4). А. И. Зеличенко - глава 3 (§ 3.5). М. Ш. Магомед-Эминов - глава 6 (§§
6.1, 6.2). Ю. М. Орлов - глава 6 (§ 6.3). С. Р. Пантилеев - глава 9 (§ 9.5). В. И. Похилько - глава 4, глава 8. В. Е. Семенов - глава 2 (§ 2.3). Е. Т. Соколова - глава 2 (§ 2.2), глава 7 (§ 7.2), глава 9 (§ 9.6), Е. О. Федотова - глава 9 (§ 9.6). Г. Т. Хоментаускас - глава 7 (§§ 7.1, 7.3). А. Г. Шмелев - глава 1, глава 3 (§§ 3.1, 3,2, 3.3, 3.4, 3,5, 3.6), глава 4, глава 6 (§ 6.4). А. М, Эткинд - глава 7 (§ 7.4).
© Бодалев А.А., Столин В. А., 2000.
© Издательство «Речь», 2000. © Борозенец П. В. (оформление), 2000 СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
Глава 1. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика
1.2. Классификации психодиагностических методик
1.3. Психодиагностические задачи
1.4. Дифференциальная психометрика
1.5. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик
1.5.1. Требования к методикам
1.5.2. Требования к пользователям
1.5.3. Использование методик специалистами-смежниками
Глава 2. Из истории психодиагностики
2.1. Из истории психологических тестов
2.2. Из истории проективного метода
2.3. Из истории контент-анализа как психодиагностической процедуры
Глава 3. Психометрические основы психодиагностики
3.1. Репрезентативность тестовых норм
3.2. Надежность теста
3.3. Валидность тестов
3.4. Технология создания и адаптации методик
3.5. Прогнозирование и распознавание образов
3.6. Требования к психометрической подготовке психолога.
Глава 4 Психодиагностика черт личности Глава 5. Психодиагностика способностей
5.1. Объект и методы
5.2. Тест Амтхауэра
5.3. Тест «Штур»
5.4. Области применения тестов способностей
Глава 6. Психодиагностика мотивации
6.1. Объект и методы
6.2. Измерение мотивации достижения
6.3. Опросник для измерения потребности в достижении 6.4. Тест юмористических фраз
Глава 7. Психодиагностика межличностных отношений
7.1. Объект и методы
7.2. «Совметный тест Роршаха» для диагностики нарушений семейного общения
7.3. Методика «Рисунок семьи»
7.3.1. Диагностическая процедура
7.3.2. Интерпретация методики «Рисунок семьи»
7.4. Цветовой тест отношений
Глава 8. Психодиагностика индивидуального сознания
Глава 9. Психодиагностика самосознания
9.1. Самосознание как объект психодиагностики
9.2. Методики психодиагностики самосознания
9.3. Опросник самоотношения
9.4. Методика управляемой проекции
9.5. Методы измерения локуса контроля
9.6. Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС)
Заключение
Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Психология наших дней - не только теоретическая дисциплина, изучающая человека, но и система прикладного знания, позволяющая и психологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру, врачу) совершенствовать свою работу с людьми.
Предлагаемая читателю книга посвящена психодиагностике - разделу психологического знания, формирующемуся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами жизни.
Современная психодиагностика все шире используется в таких областях социальной практики, как: 1) расстановка кадров, профподбор и профориентация; 2) прогнозирование социального поведения, например стабильности брака, законопослушности; 3) оптимизация обучения и воспитания; 4) консультативная и психотерапевтическая помощь; 5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза; 6) прогнозирование психологических последствий изменения среды. Помимо этого, психодиагностические методики – один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений.
Конкретная практическая польза от применения психодиагностики зависит от уровня социально-экономического развития общества и связанной с ним степени влиятельности субъективного, человеческого фактора в сфере производства и экономики в целом. В современном мире психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащихся, пациентов здравоохранительных органов, клиентов психологических консультаций и
т. д.). Еще одно важнейшее условие полезности использования психодиагностики – это ее научность, основанная на знании принципов формирования и природы диагностируемых качеств, на знании закономерностей процесса психодиагностики и характеристик ее инструментов.
Психодиагностика, как уже отмечалось, используется в конкретных областях жизнедеятельности людей: в здравоохранении, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и т. д. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик (профессиональной, спортивной, клинической и т. д.). Помимо этих частных вопросов в психодиагностике существуют и более общие, универсальные вопросы, решение которых составляют предмет общей психодиагностики, К ним относятся: 1) методологические, теоретические и конкретнометодические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений; 2) методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения; 3) дифференциальная психометрика как математизированная методология обнаружения межиндивидуальных различий; 4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.
Этим вопросам и посвящена предлагаемая вниманию читателя книга. По своему жанру она обладает одновременно характеристиками монографического исследования и руководства для специалистов и студентов-психологов. С монографией ее сближает достаточно подробное освещение истории психодиагностики, включение дискуссионных вопросов о природе и строении того или иного диагностируемого качества или психической характеристики
, описание как уже имеющихся популярных психодиагностических методик, так и оригинальных, разработанных авторами книги, большое количество ссылок на работы других авторов. Возможность использовать книгу в качестве руководства обусловлена попыткой не просто сориентировать читателя в данной области знания, но и представить необходимые данные для проверки и отладки психометрических характеристик вновь создаваемых или адаптируемых методик, а также для первоначального овладения некоторыми из имеющихся методик. При этом, однако, мы исходили из недопустимости публикации большим тиражом текстов методик, ключей и нормативных данных. Это решение связано как с тем обстоятельством, что знание методики обследуемым снижает ее диагностическую ценность, так и с необходимостью воспрепятствовать бесконтрольному использованию методик неспециалистами. Кажущаяся простота методик приводит к попыткам их использования лицами, не получившими специальной подготовки, не понимающими ни «устройства» методики, ни природы обследуемых качеств, ни специфики психодиагностической ситуации. Такое непрофессиональное использование инструментов, созданных для специалистов, может привести не только к дискредитации психодиагностики, но и к нанесению прямого или косвенного вреда обследуемым. Поэтому необходимые психодиагностические материалы (тексты опросников, нормы, ключи) предполагается выпустить отдельной брошюрой, предназначенной для специалистов...
В заключение хочется выразить надежду, что книга окажется полезной всем, кто готовится к работе или работает в области психодиагностики, а также заранее поблагодарить всех читателей, которые пришлют свои отзывы о книге.
А, А. Бодалев, В. В. Столин
ВВЕДЕНИЕ
Современная психология оказывает воздействие на практическую деятельность людей различными путями. Один из таких путей - это непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Психолог; получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе профессии, руководителям в формировании стиля и приемов общения и многим другим.
Психологическое консультирование основано на знании психологом не только предмета анализа и обсуждения (семейные и производственные, внутри- и межличностные конфликты), но и закономерностей самого процесса консультирования, его стратегии и тактики.
Люди нуждаются в психологической помощи в ситуации как объективно существующего, так и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача. Во многих случаях, однако, требуется психотерапевтическая помощь несколько иного характера. По своей форме и цели это психотерапевтическое вмешательство совпадает с тем, которое используется при лечении больных. Оно совершается в форме беседы, дискуссии, игры (т. е. в форме общения) и направлено на избавление человека от страданий и ликвидацию причин, его вызвавших. Это вмешательство, однако, отличается от медицинского по двум существенным аспектам: 1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими; 2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.