Файл: 1. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) как отрасль специальной психологии. Логопсихология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Разговорная и литературная речь - разговорная речь - это форма общения, которая
используется в повседневных ситуациях, в то время как литературная речь - это форма общения,
которая характеризуется более высоким уровнем языковой культуры и используется в литературе,
научных работах и т. д.
3. Импровизированная и запланированная речь - импровизированная речь возникает в процессе
коммуникации в реальном времени, а запланированная речь - это речь, которую мы заранее
подготавливаем для публичного выступления.
4. Публичная и частная речь - публичная речь - это форма выступления на публике, когда мы
обращаемся к аудитории, а частная речь - это форма общения, которая осуществляется в обычной
повседневной жизни.
5. Высказывание и текст - высказывание - это устная или письменная форма, которую мы
используем для выражения конкретной мысли или мнения, а текст - это совокупность
высказываний, которые представлены в определенном порядке. Тексты могут быть разных видов
и форм, например, научные, художественные, публицистические и т.д.
8. Лингвистическая характеристика нарушений речи.
Нарушения речи могут проявляться на разных уровнях лингвистической системы, например:
1. Фонетический уровень - нарушения звукопроизношения, звуковой системы, нарушения
интонационного строя и ритма речи.
2. Фонологический уровень - нарушения фонематической системы, нарушения правил
сочетаемости звуков в слове.
3. Лексический уровень - нарушения словарного запаса, употребления слов в неправильных
контекстах.
4. Семантический уровень - нарушения смысловых связей между словами, смыслового
содержания высказывания.
5. Грамматический уровень - нарушения правил грамматики языка, нарушения порядка слов.
6. Прозодический уровень - нарушения ритма, интонации, норм пауз и темпа речи.
7. Дискурсивный уровень - нарушения связности высказывания, умения строить диалог и монолог,
нарушения правил общения.
Таким образом, нарушения речи могут проявляться на разных уровнях языковой системы. При
коррекции речевого дефекта важно учитывать конкретный уровень, на котором имеются
нарушения, и подбирать соответствующие упражнения и методики для исправления.
9. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи включает в себя следующие виды речевых нарушений:
1. Дислалия - нарушение звукопроизношения, возникающее из-за неправильной работы артикуляционного аппарата.
2. Лексические нарушения - ошибка в выборе слова, использование неaдeкватного слова или нарушение грамматических правил употребления слов.
3. Грамматические нарушения - ошибки в грамматическом строе предложения.
4. Афазия - нарушение высших процессов речи, возникающее вследствие поражения мозга.
5. Задержка речевого развития - отставание в развитии связанное с высказыванием, словарным запасом или синтаксисом.
6. Речевая зависимость - недостаточное умение сочетать слова в предложении.
7. Блоха - резкое нарушение темпа и интонации речи.
8. Жаргонизм - использование наречий и заимствованных слов в основном из разговорных данностей вместо общепринятых слов.
9. Сташивание слов - нарушение произношения слов, происходящее из-за слияния первой и второй слогов каждого слова.
10. Звуковая аграмматия -рубка звуков на составляющие без установления между ними правильной связи в слове.
Каждый вид речевого нарушения имеет свои особенности, причины возникновения и подходы к коррекции. Одним из самых эффективных методов работы с детьми с нарушениями речи является комплексный подход, который учитывает сразу несколько видов речевых нарушений и соединяет различные методы коррекции.
10. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.
11. Понятия «общее недоразвитие речи». Характеристика 4 уровней.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
-
1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует. -
2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма. -
3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон. -
4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети неправильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
12. Особенности развития познавательной сферы ребенка с речевой патологией.
Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности.
Р.Е. Левина рассматривала отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку, структура которой зависит от характера первичного речевого дефекта.
Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов. Как показали работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л. Р. Лурии и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного обучения и воспитания, условий его жизни в обществе. Соответственно субстратом человеческих психических свойств являются не только врожденные нервные механизмы, но и прижизненно формирующиеся функциональные системы.
Так, первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовут ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, связанный с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества.
13. Общая характеристика восприятия как психического процесса.