Файл: 1. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) как отрасль специальной психологии. Логопсихология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели: Выявить, соотносит ли ребенок и узнает ли цвета в соответствии с возрастными нормативами (4 года -- красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный; 5 лет -- добавляются оранжевый, голубой и розовый; 6 лет -- добавляются фиолетовый, коричневый и серый). Выявить, знает ли ребенок плоские и объемные геометрические формы в соответствии с возрастными нормами (4 года -- круг, квадрат, треугольник, овал, шар, куб;
5 лет -- к вышеуказанным геометрическим формам добавляется прямоугольник; 6 лет -- ко всем вышеуказанным геометрическим формам добавляются многоугольник и цилиндр).
Проведение обследования: Задание а) Ребенка просят подобрать каждому гномику предметы такого же цвета, как и его одежда.
Задание б) Ребенка просят показать на картинке шарики определенного цвета, в соответствии с возрастными нормативами.
Задание в) Ребенка просят показать определенную геометрическую фигуру в соответствии с возрастными нормативами.
Критерии оценивания:
3 балла. Ребенок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы.
2 балла. Ребенок соотносит цвета. Затрудняется при определении предмета нужного цвета или геометрической формы.
1 балл. Ребенок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
17. Методика исследования слухового восприятия.
3. Исследование слухового восприятия
1)«Узнавание неречевых звуков»
Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.
Оборудование: диктофон, с записанными на нем 5 неречевыми звуками (колокольчик, гудок автомашины, переливание воды, шум поезда, скрип двери).
Проведение обследования: ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.
Инструкция: «Слушай внимательно и скажи что звучит».
Инструкция обработки:
высокий уровень - ребенок назвал все услышанные звуки;
средний уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок составило до 3;
низкий уровень - ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.
2) «Понимание текста»
Цель: Определение слухового восприятия с помощью текста.
Задание: Ребенку диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». После этого ребенка спрашивают о порядке действия Сережи.
Оценкарезультатов: Безошибочные ответы оцениваются знаком (+) плюс -- 1 уровень.
Если ребенок сделал 1--3 ошибки, ответ оценивается также знаком (+) плюс, но это 2-ой уровень выполнения задания.
Более трех ошибок -- тест считается невыполненным и оценивается знаком (--) минус -- 3-й уровень.
18. Методика исследования пространственного восприятия.
2. Методика исследования зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Цели:
Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела).
Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигуры из палочек по образцу и по памяти).
Процедура обследования:
Задание а) 4 года. Ребенка просят показать, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к девочке, изображенной на картинке.
5 лет. Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева и справа от девочки.
6 лет. Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева, справа, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху от девочки.
Задание б) 4 года. Ребенка просят показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
5 лет. Ребенка просят показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.
6 лет. Ребенка просят выполнить речевую пробу Хэда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за левое ухо».
Задание в) Ребенку предлагают составить картинку.
4 года. Из двух, трех, четырех частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев картинку, которую собрал логопед.
5 лет. Из четырех--шести частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.
6 лет. Из шести--восьми частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.
Задание г) Ребенку предлагают сложить из палочек несколько фигур, ориентируясь на образец.
4 года. Из четырех палочек сложить «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек -- «лесенку».
5 лет. Из шести палочек сложить «домик» и «елочку», из семи палочек -- «лесенку».
6 лет. Из шести палочек сложить «елочку» и «дерево», из семи палочек -- «лодочку» и «лесенку».
Критерии оценивания:
3 балла. Ребенок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти.
2 балла. Ребенок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме собственного тела ориентируется, но неуверенно. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется незначительная помощь логопеда.
1 балл. Ребенок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
19. Методы и приемы сенсорного развития детей с нарушениями речи.
Задачи сенсорного воспитания:
1. Развитие функций отдельных анализаторов.
2. Формирование понятий цвета, формы, пространственно-временных представлений.
3. Развитие психических процессов (особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и слуховому вниманию).
Задачи сенсорного воспитания зависят от уровня речевого развития ребенка.
Грубые сенсорные нарушения характерны для первого и второго уровней речевого развития (ОНР). В этот период идет формирование представлений о цвете, форме предметов, об их пространственных отношениях.
При третьем уровне можно начинать работу по развитию фонематического слуха. Задачи сенсорного воспитания приближаются к задачам, сформулированным для детей с нормальным речевым и психическим развитием. Одной из них является:
4. Знакомство детей с отдельными свойствами предметов и обучение обобщенным приемам обследования предметов.
Для организации полноценного ознакомления ребенка с предметом необходимо привлечение двигательного анализатора (ребенок должен потрогать, ощупать, обвести пальцем очертания предмета и т.д.). Формирование любого понятия включает в себя обязательно двигательный момент. Схематически знакомство с предметом состоит из следующих действий:
1. Последовательное прослеживание взором основного контура предмета.
2. Сравнение этих очертаний с различными видами форм, выделение геометрической формы и ее название.
3. Выделение отдельных частей предмета и определение их формы, для чего необходимо прослеживание взором очертаний каждой части.
4. Установление пространственных взаимоотношений частей относительно центральной части предмета (выше, ниже, слева, справа и т.д.).
5. Определение цвета предмета и его частей.
6. Установление пространственного расположения всего предмета.
Привлечение осязания, обведение контура предмета пальцем, ощупывание поверхности помогает компенсировать недостатки зрительного восприятия предмета.
При работе с детьми с нарушениями речи применяются пособия М. Монтессори, дидактический материал для освоения формы, цвета, величины Е.И. Тихеевой, метод моделирования: перемещение предметов в пространстве, моделирование временных отношений и т.д. (см. Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1963).
Подготовкой к логопедическим занятиям и формированию фонематического слуха могут служить игровые упражнения, направленные на умение различать звуки по высоте, длительности, определению направления звука. Такие упражнения могут проводиться как музыкальным руководителем, так и воспитателем.
Сенсорное воспитание осуществляется в основном на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, пением, ритмикой. Одной из важных форм сенсорного воспитания являются специально подобранные дидактические игры, в которых детей учат вырезать, складывать, собирать целое из отдельных частей, формируют у них пространственные представления, развивают и совершенствуют функции анализаторных систем.
В задачу сенсорного воспитания входит формирование конкретных образов. Поэтому к методам сенсорного воспитания относятся чтение сказок, рассказов, показ картин, проведение экскурсий.
Большая работа направлена на развитие речи дошкольников. Для этого воспитатель привлекает жизненный опыт ребенка, формирует связь между словом и понятием, соотносит понятие с окружающей действительностью.
Полноценное восприятие и дальнейшее воспроизведение полученных знаний детьми должно опираться на функции сохранных анализаторов.
Сенсорное развитие – это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет со сформированными органами чувств. Но их нормальное функционирование представляет собой лишь предпосылку для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию объектов, т.е. сформировать у него перцептивные действия. Обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Это сенсорные эталоны, которые сложились исторически и позволяют сравнивать, сопоставлять результаты восприятия. К ним относятся геометрические формы, шкалы величин, меры веса, звуковысотный ряд, цвета, система фонем родного языка. Все эти эталоны должны быть своевременно усвоены ребенком. В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Свойства и отношения предметов,