Файл: 1. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) как отрасль специальной психологии. Логопсихология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Тенденция к лингвистическому эгоцентризму. Дети могут иметь трудности с построением мыслей, которые были бы понятны другим людям. В результате, они могут говорить о себе, описывая свои личные ощущения и эмоции, но не учитывая интересы и потребности других людей.
28. Особенности невербального интеллекта у детей с нарушениями речи.
У детей с нарушениями речи нередко наблюдаются определенные особенности невербального интеллекта, включающего в себя способность к общению с помощью жестов, мимики, интонации и других форм невербального выражения.
Одна из основных особенностей невербального интеллекта у детей с нарушениями речи - это ограниченность в использовании языковых форм общения. Из-за того, что эти дети испытывают сложности в выражении своих мыслей словесно, они часто вынуждены обращаться к невербальным методам общения.
Дети с нарушениями речи могут демонстрировать высокую чувствительность к невербальным сигналам окружающей среды, таким как мимика, жесты, интонация и другие признаки эмоционального выражения. Они обычно лучше воспринимают несловесные формы общения и способны детально анализировать невербальную информацию.
При этом дети с нарушениями речи могут испытывать трудности в интерпретации некоторых социальных норм, например, в понимании тонкостей общения со сверстниками или взрослыми. Они могут допускать неточности в интерпретации некоторых невербальных сигналов и не всегда точно понимать эмоциональное состояние окружающих.
Однако, при правильной работе с ребенком и подходах к коррекции нарушений речи, можно достигнуть определенных успехов в развитии его невербального интеллекта и способности к общению, несмотря на ограничения в языковом выражении.
29. Методики исследования мышления.
1.3.2 «Исключение лишнего» (словесный вариант).
Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов (рис.).
Инструкция: «Здесь в каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить нужно найти и исключить (словесно или вычеркнуть).
Рис. Бланк для словесного варианта
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр
3. Ботинки, Сапоги, шнурки, валенки, тапочки
Если испытуемый справляется с тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединение предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (т.е. придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
Образование аналогий. В методике простые аналогии представлены пары слов (образцы) между которыми существуют определённые смысловые отношения испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику «сложные аналогии».
Исследование быстроты мышления
Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использовать как индивидуально, так и в группе. (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. 2000)
Ход выполнения задания
Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин они выписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.
Образец бланка
Д-ЛОП-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ
Обработка результатов подчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления.
30. Особенности воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно
эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе. Отечественные ученые (С. П. Кондрашов, С. В. Дьякова, О. М. Дьяченко, В. П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; несформированность операционных компонентов; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов - представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Таким образом, для воображения детей с нарушениями речи характерны сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов - представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами.
Воображение детей с нарушениями речи несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Уровень развития воображения у таких детей недостаточный, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования
31. Методики исследования воображения.
Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов
1. На что это похоже
Возраст: 5 – 6 лет
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш.
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
2. Настроение
Возраст: 5 – 6 лет
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: бланк с четырьмя пустыми секциями настроения (над каждой секцией написано настроение), карандаш.
Инструкция: В этом квадратике нарисуй грустного человечка, в этом ласкового, радостного, обиженного.
3. Плохое и хорошее
Возраст: 5 -6 лет
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.
Инструкция. В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, огонь согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.
4. День рождение у куклы Маши
возраст: 5-6 лет
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы Маши и контуров предметов, карандаш.
Процедура проведения. Сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет.
5. Небылица
Возраст: 5 – 6 лет
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги.
Процедура проведения. Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете.
32. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.
Детям с нарушением речи свойственна: пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, выраженность стрессовых ситуаций, доминирование отрицательных эмоций. С возрастом эти проявления уменьшаются.
Дети с дислалией (по Р.И. Мартыновой «Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии»): у детей с дислалией удалось выявить незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы: раздражительность, плаксивость, расторможенность, в единичных случаях вспышки аффекта.
Дети с дизартрией: неустойчивая эмоциональная сфера: учащение пульса при малейших волнениях или движениях, незначительная тревога или нагрузка вызывали сердцебиение. Это в т.ч. объясняется вегетативными расстройствами (потливость конечностей и т.п.). Наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки, насильственный смех, плач.