Файл: Предмет и задачи дошкольной педагогики Соврем педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По структуре он состоит из преамбулы и 5 разделов следующего содержания:

1 раздел - Общие положения (11 статей) Изложены цель и задачи закона, определен возраст ребенка как субъекта права, зафиксированы некоторые сущностные права детей, их обязанности.

2 раздел – Ребенок и семья (6 статей) подчеркивается право ребенка на семью.

3 раздел – Ребенок и общество (7 статей) закрепляет экономические, социальные, культурные, а также некоторые политические права детей.

4 раздел – Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях (9 статей) в нем перечисляются права детей инвалидов, сирот, несовершеннолетних преступников, беженцев и т.д.

5 раздел – Заключительные положения – определяет рамки сотрудничества в интересах детей.

21.Условия успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста.

· атмосфера любви и взаимоуважения;

· высоко нравственность родителей и членов семьи;

· трудовая деятельность в семье;

· отсутствие избыточных благ в жизни ребенка;

· отсутствие негативных примеров в семье;

· гармоничное развитие способностей ребенка;

· последовательность и постепенность в семейном воспитании;

· взаимоотношения между родителями, построенные на любви и взаимоуважении;

· физический контакт между родителями и ребенком;

· внимание и забота со стороны родителей по отношению к ребенку;

· дисциплина внутри семьи.


22.Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.

Структура семьи определяется количеством поколений, количеством и полом детей, наличием обоих родителей.

По количеству поколений:

Двух поколенная семья: дети + родители. Положительные аспекты такой семьи: - молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, ответственности; - меньше конфликтов «отцов и детей». Недостатки такой семьи: - теряются семейные связи, традиции; - у старшего поколения нет возможности тесного общения со своими внуками, участия в их заботе и воспитании

Многопоколенная семья (родители, дети, прародители) Плюсы: если семья дружная, то имеется разностороннее общение, взаимовлияние; - лучше обеспечен быт; - более целесообразное распределение пед. сил. Минусы: отсутствие последовательности и единства требований к ребенку со стороны членов семьи; - разнобой в методах воспитания (родители обычно более требовательны, прародители больше разрешают).

По наличию обоих родителей: полная и неполная семья. Неполная

семья (нет одного из родителей) Минусы: Трудность в воспитании детей заключается в недостатке общения, отсутствии правильной психол. атмосферы. При воспитании в такой семье мать не должна изнеживать ребенка, а, наоборот, подчеркивать в мальчике мужские черты, систематически обеспечивать общение с родственниками мужского пола. Важно усилить влияние каждого члена семьи на ребенка, чтобы компенсировать отсутствие члена семьи.

По кол-ву детей в семье: Однодетная семья. В большинстве случаев ребенок в центре семьи, ему перепадает больше материальных и эмоциональных благ. Но ребенок чаще находится на позиции опекаемого, делает все вполсилы. Единственный ребенок не имеет возможности близко общаться с др. детьми, у него часто развивается завышенная самооценка и самомнение, могут проявиться эгоистические черты. В семье с несколькими детьми детям приходится делить между собой заботу и внимание родителей. Старшие и младшие выступают по отношению к друг другу в качестве обучающих и обучаемых.

Минусы: дети могут соперничать между собой, младшие не хотят донашивать вещи старших, старшие не хотят нянчить младших.

23. Модели и стили семейного воспитания, их влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Стили семейного воспитания – это разные системы воспитательного воздействия родителей на детей. В зависимости от них, дети в семье могут по-разному себя вести. Есть много стилей, я расскажу о следующих:

Авторитарный. Строгая дисциплина, беспрекословное подчинение детей родителям, жесткие правила и ограничения в отношениях. Ребенок не имеет права выбора, не самостоятелен и не умеет нести ответственность

Либеральный. Практически полное отсутствие каких-либо рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни своих детей, снятие с себя ответственности за их будущее. Опекающий постоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребенок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины

Демократический. Основа – сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, сдержанны и последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах

Различают три модели семейного воспитания: латино-европейскую, скандинавскую и англосаксонскую.

Первые две модели рассматривают период дошкольного детства как предмет педагогической опеки. Близкие возлагают определенные ожидания на ребенка, т. е. направляют, планируют всю его жизнь, отдают к специалистам, педагогам. Поэтому при этих двух моделях ребенок кратковременно пребывает в родительском окружении. Воспитание приспосабливается не к потребностям ребенка, а к потребностям взрослых членов семьи.

Третья модель рассматривает ребенка-дошкольника как независимую развивающуюся личность. Ребенок с рождения имеет права и обязанности, в том числе право на полноценную реализацию своих индивидуальных возможностей. Родители понимают, что природа дошкольного детства не приемлет излишней опеки, ребенка стараются воспитывать в семье, где ему обеспечивают комфортные психологические условия, предоставляют позитивную свободу.


24.История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.

К моменту вхождения Беларуси в состав Российской империи в стране не было дошкольных учреждений, хотя потребность в них была велика.

Государство вынуждено было пойти на открытие небольшого количества детских приютов и воспитательных домов. Так, в 1802 г. Был открыт детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 г. – в Гродно, в 1808 – воспитательный дом для незаконнорожденных детей в Витебске. С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Распространение общественного дошкольного воспитания в Беларуси связано с деятельностью известного педагога В.Ф. Одоевского.

В ноябре 1917 г. Совнарком издал декрет об организации Госкомиссии по просвещению. Этим декретом дошкольное воспитание было включено в единую систему народного образования.

20-е годы XX в. для Беларуси характеризовались определенным подъемом в развитии общественного дошкольного воспитания: открывались дошкольные учреждения разных типов, обучение в них проводилось народном языке, начала создаваться своя методическая литература, развивалась сеть детских садов, как в городах, так и в сельской местности. Созданная в довоенные годы сеть садов, детских домов и площадок была полностью разрушена в годы Великой Отечественной войны.

В 1945 г. СНК БССР принимает постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению меди-цинского и бытового обслуживания женщин и детей». В результате принятых правительством мер сеть дошкольных учреждений и контингент детей в них снова стали возрастать.

Большое значение для развития общественного дошкольного воспитания в Беларуси имело постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских до-школьных учреждений, улучшению воспитания, медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959 г.). В результате было создано дошкольное учреждение нового типа – ясли-сад.

В 1969г. вышла в свет усовершенствованная "Программа воспитания в детском саду". В БССР такая программа вышла с учетом быта, национальных традиций, характерных особенностей родного края, музыкальных, литературных произведений, игр и т.д.

Начиная с 1990-х годов, управление дошкольного воспитания Министерства образования стало настоящим генератором разработки новых, соответствующих времени, идей дошкольной педагогики и внедрения их в практику.


Были приняты важнейшие инструктивные, программно-методические документы. Такие как Постановление «О перестройке системы дошкольного воспитания в республике» и «Концепции дошкольного воспитания» (1990г.), Постановления «О со-хранении и развитии сети детских дошкольных учреждений», «Примерное положение о детском дошкольном учреждении» (1993г.), «Закон о правах ребенка» (1993г.).

25.Совершенствование общественного дошкольного воспитания в Республике Беларусь (с 90-х г.г. XX в. по настоящее время).

Основными направлениями развития дошкольного образования были:

1.приоритетное развитие образования и воспитания:

2. опора на национально-культурные традиции

3. гуманизация и демократизация образования;

4. много вариативность подходов;

5. подготовка специалистов на уровне мировых требований.

В 90-е годы началось преобразование существующей в Беларуси образовательно-воспитательной системы. путем перевода ее из режима жестко регламентированной деятельности в состояние творческого функционирования с предоставлением учебным учреждениям, педагогам и учащимся свободы выбора содержания, форм и методов обучения. В 1991 году был принят закон "Об образовании в Республике Беларусь", в котором записано, что Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее потребностям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа. Республика Беларусь обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующие социально-экономические условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, освоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности. В законе сформулированы принципы государственной политики в области образования: приоритет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность, ориентация на Мировой уровень образования, гуманизм, связь с общественной практикой, экологическая направленность, преемственность и непрерывность, единство обучения, духовного и физического