Файл: Предмет и задачи дошкольной педагогики Соврем педагогика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) У ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним;
7)Важнейшими достижениями психического развития дошкольника
являются произвольность поведения и деятельности, способность к
самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного
самосознания ребенка; формируется готовность к систематическому
обучению в школе
34. Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Педагогические теории:
1-ая теория – рассматривает развитие ребёнка как независимый от обучения и воспитания процесс. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное - спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли. (А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Плаже).
2-ая теория – познаёт взаимосвязь развития и обучения. Развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически тождественны друг другу. (Т. Костюк Н. Менчинская).
3-я теория – полагает что развитие ребёнка опосредованно его обучением и воспитание (Л. Выготский).
Педагогические теории соотносятся с теориями развития личности
Теории развития личности:
Когнетивная (Ж. Плаже).
Психоаналитическая (З. Фрейд, Эриксон, Фрома, Адлер).
Бихевиористическая (Вотсен, Скине).
Гуманистическая (Маслов, Дюллер).
Деятельностный подход (Выготский, Деонтьев).
35. Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности.
Дошкольный возраст - период становления личности, формирования индивидуальности, процесс социализации, установления связи миром людей, природы.
Развитие ребенка должно ориентироваться на максимальную реализацию всех его возможностей.
В настоящее время ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиции субъекта. Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
первый год жизни - ребенок как субъект эмоционального общения. 2 год- ребенок как субъект предметной деятельности; 3 год жизни- ребенок как субъект самостоятельной предметно - манипулятивной деятельности; 3-5 лет - социальные отношения, игровые; 5 лет - ребенок как субъект общественной и активной игровой деятельности; 6-7 лет ребенок как субъект переживания внутренней жизни и познания.
Компоненты целостного развития ребенка: построение пед.процесса на основе пед.диагностики, наполнение повседневной жизни группы интересными делами, включение каждого ребенка в деятельность, создание развивающей среды.
Субъектность ребенка приобретает специфические и уникальные для дошкольного возраста качества, этому способствуют психические и личностные новообразования.
Качествами, характеризующими дошкольника как субъекта деятельности, выступают: интерес к миру и культуре, желание заниматься той или иной деятельностью, самостоятельность в выборе деятельности.
36. Основные компоненты и показатели целостности развития в период дошкольного детства.
Развитие – общий процесс становления человека в физическом, психическом, духовном плане.
Воспитание – это процесс передачи старшего поколения младшему соц. опыта, обеспечивающего готовность к жизни и труду.
Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский):
1.Стимулирующее-мотивационный – формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему миру, себе, другим людям.
2. Целевой – цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. Цель воспитания дошкольников – всестороннее гармоничное развитие ребенка, охрана и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности.
3. Содержательный – объем соц. опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации.
4.Операционально-деятельностный – комплекс форм, методов, организационно-пед. условий и средств воспитания.
5.Контрольно-регулировочный – контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.
6. Оценочно-результативный – диагностика уровня воспитанности детей, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.
Форма воспитания – внешнее выражение воспитательного процесса.
Формы воспитания делятся на: индивидуальные, микро группы, групповые.
37. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов учреждения дошкольного образования.
Основную роль в работе с родителями играет воспитатель. Он главный источник информации про ребенка, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.
Педагог детского сада находится в постоянном взаимодействии с родителями (ребенок - родитель - педагог). Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу, придерживаются основных правил для успешного взаимодействия воспитателя и семьи. Родители должны быть уверенны в хорошем отношении педагога к ребенку.
Правила для успешного взаимоотношения семьи и педагога:
1) Установление контакта с родителями
2) Педагогический такт
3) Доверие к воспитательному процессу родителей
38. Значение игры в развитии дошкольников.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра — отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка — только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя стоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способность установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
39. Психолого-педагогическая характеристика игры как деятельности.
Игра – естественная потребность ребенка-дошкольника, его важнейшая самостоятельная деятельность. Она радует, создает бодрое настроение, повышает жизненный тонус, что крайне важно для нормального физического и психического развития.
Подвижные игры с самого раннего возраста удовлетворяют естественную потребность растущего организма в разнообразных движениях, очень велико их оздоровительное значение. Эти игры приносят детям радость общения, ставят перед ними интересные задачи. Старших детей увлекает в подвижных играх элемент соревнования и точного выполнения определенных правил, необходимость проявить ловкость, смелость, догадливость.
Игра есть мыслительная деятельность. Всякий мыслительный процесс направлен на решение какой-то задачи. Такой задачей в детской игре является ее замысел, ее вопрос, ее тема, которая составляет сюжет игры. Особенно отчетливо эта направленность игры на раскрытие определенного сюжета выступает у старших детей. Они сами определяют задачу своей игры, ее тему, ее сюжет,
сговариваются между собой и определяют, во что будут играть.
В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
Игра проходит различные этапы. По Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Отобразительные предметно-игровые действия, свойственны детям с 5-6 мес. до 1 года 6 мес. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.
40. Классификация игр.
По Л.С. Новоселовой Игры возник. по инициативе детей:
1) экспериментирование
2) Сюжетные (отобразительные, ролевые, режиссерские, театрализованные)
Игры возникающие по инициативе взрослого:
1) обучающие игры (дидактические, подвижные, музыкально-дидактич., учебные)
2) досуговые игры (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, карнавальные)
Народные игры:
1) обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые)
2) тренинговые игры (интеллектуальные, адаптивные)
3) досуговые игры
41. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дош.возр. (черты: свобода,активность, творчество).
Сюжет игры- отражение детьми действий, взаимоотношений из жизни.
Содержание игры - отношение между взрослыми в их деятельности.
Роль-средство реализации сюжета и главный компонент игры.
Руководство: ПРЯМОЕ - ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей. КОСВЕННОЕ - самостоятельные характер в игре, без вмешательства взрослого.
Требования организации:
1) навязывание детям тематики игры
2) развитие игровой динамики
3) построение игрового пространства
4) взаимосвязь игровой и неигровой деятельности
Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми, и мотив. Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
42. Режиссерские игры детей дошкольного возраста. Режиссерская игра - игра, в которую ребенок играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себе роль не берет, действует от лица каждого из них. Сюжет игры отличается большей сложностью и разнообразием. Игра детей пятого года сопровождается речью, ребенок говорит голосами персонажей. Особенностью этих игр является то, что партнёры - неодушевленных предметы и не имеют своих желаний, интересов. Компоненты (сюжет,роль,условное игровое действие) Важное условие - это создание детям индивидуального пространства, обеспечить место и время для игры. Вмешательство взрослого должно быть тактичным, чтобы не разрушить игру.
43. Конструктивно-строительные игры детей дошкольного возраста.
Конструктивно-строительные игры - вид игры, основным содержанием которого является отражение окружающей жизни в разных посторойках и связанных с ними действиями.
Особенности: деятельность направлена на получение результаты, важна деятельность рук, широко используется замещение одних предметов другими.
Первые конструктивные игры разработал Фребель, а в РБ - Горбатова.
Виды конструирования - по схеме, по модели, по образцу, по заданной теме, по собственному замыслу, по условиям.