Файл: Жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

130
пределов годового поступления (ПГП), допустимой среднегодовой объемной активности (ДОА), допустимой среднегодовой удельной ак- тивности (ДУА) и др.;

контрольные уровни (дозы, уровни активности, плотности по- токов и др.). Их значения должны учитывать достигнутый в организа- ции уровень радиационной безопасности и обеспечивать условия, при которых радиационное воздействие будет ниже допустимого.
Таблица 9
Основные пределы доз (извлечение из НРБ–99)
Пределы доз, мЗв
Нормируемая величина
*
Персонал (группа А)
**
Население
Эффективная доза
20 мЗв в год в среднем за любые последователь- ные 5 лет, но не более
50 мЗв в год
1 мЗв в год в среднем за любые последователь- ные 5 лет, но не более
5 мЗв в год
Эквивалентная доза за год: в хрусталике глаза
***
150 15 коже
****
500 50 кистях и стопах
500 50
*
Допускается одновременное облучение до указанных пределов по всем нормируемым величинам.
**
Основные пределы доз, как и все остальные допустимые уровни облуче- ния для персонала группы Б равны 1/4 значений для персонала группы А. Далее в тексте все нормативные значения для категории «персонал» приводятся только для группы А.
***
Относится к дозе на глубине 300 мг/см
2
****
Относится к среднему по площади в 1 см
2 значению в базальном слое ко- жи толщиной 5 мг/см
2 под покровным слоем толщиной 5 мг/см
2
. На ладонях тол- щина покровного слоя – 40 мг/см
2
. Указанным пределом допускается облучение всей кожи человека при условии, что в пределах усредненного облучения любого
1 см
2 площади кожи этот предел не будет превышен. Предел дозы при облучении кожи лица обеспечивает предел дозы при облучении хрусталика бета-частицами.
Основные пределы доз облучения не включают в себя дозы от природного и медицинского облучения, а также дозы вследствие ра- диационных аварий. На эти виды облучения устанавливаются специ- альные ограничения.
Исключение составляют пределы доз для персонала, которые вклю- чают в себя дозы от природного облучения в производственных условиях.

131
Эффективная доза для персонала не должна превышать за пери- од трудовой деятельности (50 лет) 1000 мЗв, а для населения за пери- од жизни (70 лет) – 70 мЗв.
В стандартных условиях монофакторного поступления радионук- лидов их годовое поступление через органы дыхания и среднегодовая объемная активность во вдыхаемом воздухе не должны превышать
20 мЗв для персонала и 1 мЗв для населения.
В условиях нестандартного поступления радионуклидов величи- ны ПГП и ДОА устанавливаются методическими указаниями феде- рального органа Госсанэпиднадзора.
Для женщин в возрасте до 45 лет, работающих с источниками излучения, вводятся дополнительные ограничения: эквивалентная до- за на поверхности нижней части области живота не должна превы- шать 1 мЗв в месяц, а поступление радионуклидов в организм за год не должно быть более 1/20 предела годового поступления для персо- нала. При беременности женщина должна переводиться на работу, не связанную с источниками излучения.
Для студентов и учащихся старше 16 лет, проходящих профес- сиональное обучение с использованием источников излучения, годо- вые дозы не должны превышать значений, установленных для персо- нала группы Б.
Планируемое облучение персонала группы А выше установлен- ных пределов доз (при ликвидации или предотвращении аварий, в случае необходимости спасения людей и (или) предотвращения их облучения) допускается для мужчин старше 30 лет лишь при их до- бровольном письменном согласии после информирования о возмож- ных дозах облучения и риске для здоровья.
Планируемое повышенное облучение может быть разрешено в эффективной дозе до 100 мЗв в год. Облучение эффективной дозой свыше 200 мЗв в течение года должно рассматриваться как потенци- ально опасное. Лица, подвергшиеся такому облучению, должны немед- ленно выводиться из зоны облучения и направляться на медицинское обследование. Последующая работа с источниками излучения этим ли- цам может быть разрешена только в индивидуальном порядке с учетом их согласия по решению компетентной медицинской комиссии.
Лица, не относящиеся к персоналу, но привлекаемые для прове- дения аварийных и спасательных работ, приравниваются к персоналу


132
группы А. Эти лица должны быть обучены (с проверкой знаний) для работы в зоне радиационной аварии и пройти медицинский осмотр.
Требования по защите от природного облучения в производ-
ственных условиях. Эффективная доза облучения природными источ- никамиизлучения работников, не относящихся к категории «персо- нал», не должна превышать 5 мЗв/год в производственных условиях
(любые профессии и производства).
Требования по ограничению облучения населения. Радиационная безопасность населения достигается путем ограничения воздействия всех основных видов облучения. Возможности регулирования разных видов облучения существенно различаются, поэтому их регламента- ция осуществляется раздельно с применением разных методологичес- ких подходов и технических способов.
Годовая доза облучения населения т е х н о г е н н ы м и и с т о ч - н и к а м и не должна превышать основные пределы доз, определяемые
НРБ–99. Облучение населения ограничивается путем обеспечения сох- ранности источников излучения, контроля технологических процессов, ограничения выброса (сброса) радионуклидов в окружающую среду, а также проведения других мероприятий на стадии проектирования, экс- плуатации и прекращения использования источников излучения.
Допустимое значение эффективной дозы, обусловленной сум- марным воздействием п р и р о д н ы х и с т о ч н и к о в и з л у ч е н и я , для населения не устанавливается. Снижение дозы облучения населе- ния достигается путем введения системы ограничений (в соответ- ствии с НРБ–99) на облучение населения от отдельных природных ис- точников излучения при проектировании и эксплуатации зданий жи- лищного и общественного назначения, применении строительных ма- териалов; контроля удельной активности питьевой воды.
Принципы ограничения медицинского облучения. Использование облучения в медицине позволяет получить необходимую диагности- ческую информацию или терапевтический эффект при минимально возможных уровнях облучения. При этом не устанавливаются пределы доз, но используются принципы обоснования назначения радиологи- ческих медицинских процедур и оптимизации мер защиты пациентов.
При проведении профилактических медицинских рентгенологичес- ких исследований и научных исследований практически здоровых лиц го- довая эффективная доза облучения не должна превышать 1 мЗв.

133
При использовании источников излучения в лечебных целях ин- струментальный контроль доз облучения пациентов является обяза- тельным.
НРБ–99 определяют ряд требований по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии или обнаружении ра- диоактивного заражения.
Государственный надзор за выполнением норм радиационной безопасности осуществляют органы Госсанэпиднадзора и другие ор- ганы, уполномоченные Правительством РФ в соответствии с действу- ющими нормативными актами.
Основными мерами обеспечения радиационной безопасности являются:

уменьшение мощности источников излучения до минималь- ных величин («защита количеством»);

сокращение времени работы с источниками излучения («защита временем»);

увеличение расстояния работающих от источников излучения
(«защита расстоянием»);

экранирование источников излучения материалами, погло- щающими ионизирующие излучения («защита экранами»).
Гигиенические требования к защите персонала от внутреннего переоблучения при использовании открытых источников ионизирую- щего излучения определяются сложностью выполняемых операций при проведении работ. Вместе с тем главные принципы защиты остаются неизменными. К ним относятся:

использование принципов защиты, применяемых при работе с источниками излучения в закрытом виде;

герметизация производственного оборудования для изоляции процессов, которые могут быть источниками поступления радиоак- тивных веществ во внешнюю среду;

проведение мероприятий планировочного характера;

применение санитарно-технических устройств и оборудова- ния, использование защитных материалов, средств индивидуальной защиты, санитарная обработка персонала;

выполнение правил личной гигиены.


134
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Дайте определение понятия «производственный микроклимат».
2. Какие изменения могут развиваться в организме в условиях неблагоприятного микроклимата?
3. Назовите пути теплоотдачи. Что такое тепловой баланс?
4. Какие нормативные документы регламентируют параметры микроклимата и по каким принципам?
5. Какие существуют меры профилактики перегревания и ох- лаждения?
6. Каково социально-гигиеническое значение рационального ос- вещения помещений?
7. Назовите виды производственного освещения и единицы из- мерения уровня освещенности.
8. Какие нормативные документы и по каким принципам регла- ментируют параметры освещения?
9. Что такое вибрация? Какие существуют виды вибрации и как она влияет на организм человека?
10. Назовите принципы нормирования вибрации и нормативные документы, регламентирующие ее уровень.
11. Какие методы используются для снижения уровня вибрации машин и оборудования?
12. Какие организационные и медико-профилактические меро- приятия проводят для предупреждения вибрационной болезни и под- держания высокого уровня работоспособности?
13. Дайте определение понятия «шум». Назовите единицы его измерения, физические и гигиенические параметры.
14. Как классифицируют шумы в зависимости от их источников?
15. Какие изменения возникают при действии шума на организм человека?
16. Какие нормативные документы регламентируют допустимые уровни шума на рабочих местах?
17. Какие мероприятия проводятся для борьбы с шумом на про- изводстве?
18. Охарактеризуйте источники и дайте классификацию произ- водственной пыли.
19. Как вредные вещества проникают в организм?

135 20. Какие заболевания возникают при воздействии производст- венной пыли на организм человека?
21. Какие существуют меры профилактики пылевых заболеваний?
22. Укажите возможные пути поступления вредных веществ
(ядов) в организм человека.
23. Какое влияние оказывают вредные вещества на организм че- ловека?
24. Какие меры профилактики профессиональных отравлений существуют?
25. Назовите причины поражения электрическим током.
26. Какие факторы определяют тяжесть поражения электриче- ским током? Каковы пороговые и безопасные значения параметров электрического тока?
27. Каково воздействие электротока на организм человека?
28. Назовите меры обеспечения безопасности и нормативные документы, регламентирующие воздействие электрического тока на организм человека.
29. Какие показатели характеризуют электромагнитные колебания?
30. Какое действие на организм человека оказывают электро- магнитные поля радиочастот?
31. Какие существуют меры защиты работающих от неблаго- приятного влияния ЭМП радиочастотного диапазона?
32. Охарактеризуйте влияние на организм человека электриче- ских полей переменного тока промышленной частоты.
33. Какие средства защиты человека от электрических полей применяют?
34. Дайте гигиеническую характеристику статического электри- чества как негативного фактора среды обитания.
35. В чем проявляется неблагоприятное воздействие лазерного и ультрафиолетового излучений?
36. Что такое ионизирующее излучение?
37. Каковы современные представления о биологическом дейст- вии ионизирующих излучений?
38. Назовите основные виды лучевых поражений, развивающих- ся при воздействии ионизирующих излучений.
39. Назовите принципы обеспечения радиационной безопасно- сти персонала при применении закрытых и открытых источников из- лучения.


136
1.3.
Рациональная
организация
учебно
-
производственного
процесса
Подготовка рабочих кадров в нашей стране осуществляется в системе начального профессионального образования. В отличие от подготовки рабочих кадров непосредственно на предприятии (через ученичество) система начального профессионального образования обеспечивает сочетание эффективного овладения профессией с повы- шением общеобразовательного уровня рабочей молодежи [18].
Решение задач повышения качества подготовки кадров и уско- рения ее сроков обеспечивают специальные учебно-производствен- ные базы, наличие разработанных программ, широкое использование соответствующих дидактических приемов, квалифицированные педа- гогические кадры.
Профессиональная подготовка включает два раздела: практиче- ский (освоение трудовых действий) и теоретический (приобретение тех- нических знаний), которые тесно связаны между собой. В освоении профессиональных действий и развитии профессионально полезных ка- честв решающее значение имеет упражнение (тренировка) – процесс функционального совершенствования путем многократного повторения определенной деятельности. Совершенствование включает две сторо- ны: качественную (формирование трудовых навыков) и количествен- ную (повышение работоспособности).
В основе формирования трудовых навыков лежит образование
условно-рефлекторных связей. В результате многократного повторения необходимых движений между нервными центрами, ведающими каж- дым из этих движений, образуются условно-рефлекторные связи. Воз- буждение одного центра влечет за собой возбуждение следующего и т. д. В силу этого при выработке и закреплении динамического сте- реотипа (который все время совершенствуется и подкрепляется в про- цессе труда за счет суммации следов возбуждения и установления межнейронных связей, остающихся после каждого рабочего движения) исключается необходимость сознательного управления мышцами. Тот же механизм образования условных рефлексов лежит и в основе фор- мирования трудовых навыков при умственной деятельности [16].
Количественная сторона функционального совершенствования при упражнении определяется двумя механизмами: увеличением ре-

137
сурсов организма и экономизацией их расходования. Основой, обес- печивающей прирост ресурсов, является важная биологическая зако- номерность суперкомпенсации: при больших нагрузках восстановле- ние идет с избытком. Экономность же в расходовании ресурсов воз- никает благодаря совершенствованию координации, согласованию функций организма. Применительно к работе мышц это выражается в том, что напрягаются только нужные мышцы и только тогда, когда необходимо. В результате исключения лишних затрат ресурсов зна- чительно повышается КПД функционирования организма при работе.
Эффективность профессиональной тренировки требует соблю- дения следующих принципов:
1) повторность – многократное повторение осваиваемого действия;
2) интервальность – повторная нагрузка должна приходиться на фазу суперкомпенсации после предыдущей (период избыточного уровня ресурсов не является длительным на этапе восстановления, поэтому его надо своевременно использовать). В условиях производ- ственного обучения целесообразно устанавливать интервал между повторными занятиями в 24–48 ч;
3) постепенное повышение нагрузки;
4) разносторонность – усвоение навыков из смежных профессий.
Человек воспринимает окружающий мир как через первую, так и через вторую сигнальную систему (первая система – система непо- средственных образов, конкретных раздражителей, воспринимаемых из внешнего мира; вторая – система речевых сигналов, лежащая в ос- нове мышления и абстрагирования от конкретных образов действи- тельности). Вторая сигнальная система восприятия человеком дейст- вительности глубоко ранима и утомляема. С учетом этого в процессе обучения необходимо оптимально воздействовать через ту и другую систему. Например, как при теоретическом, так и при практическом обучении трудовому действию следует широко применять технические средства обучения, использовать и метод показа, и метод объяснения.
Характер сочетания производственных и аудиторных занятий должен также отвечать физиологическим рекомендациям. Исходя из наличия закономерностей, определяющих эффект активного отдыха, наиболее рациональной формой сочетания тех и других занятий явля- ется их чередование. При реализации чередования обеих форм следует


138
учитывать то, что длительные периоды практики в отрыве от теоре- тических занятий нецелесообразны как с физиологической, так и с ги- гиенической точки зрения.
В учреждениях начального профессионального образования обу- чаются лица в возрасте 15–18 лет, который в соответствии с законода- тельством считается подростковым. Это период биологического созре- вания и социального становления личности. Он характеризуется не только бурным ростом размеров и массы тела, но и перестройкой сис- тем нейроэндокринной регуляции, совершенствованием функций ос- новных систем организма. Это определяет своеобразие ответных реак- ций на различные факторы внешней среды, в том числе и производ- ственные. Для подростка характерны повышенная реактивность, мень- шая устойчивость к воздействию вредных факторов, эмоциональная неустойчивость, большая утомляемость при длительных физических и умственных нагрузках. Поэтому производственную нагрузку уча- щихся необходимо приводить в четкое соответствие с их функцио- нальными возможностями, уровнем зрелости организма.
Одним из основных путей борьбы с утомлением является со- кращение времени работы и организация рационального режима тру- да и отдыха. Физиологами и гигиенистами установлено, что учебно- производственная нагрузка учащихся не должна превышать 36 ч (ака- демических) в неделю и 6 ч в день. Седьмые и восьмые уроки утоми- тельны для учащихся и неэффективны [16].
При прохождении производственной практики в организациях
(на предприятиях) продолжительность рабочего дня зависит от воз- раста. В соответствии с трудовым законодательством она составляет для подростков от 14 до 16 лет 2,5 ч в день (12 ч в неделю), а для под- ростков от 16 до 18 лет – 4 ч в день (не более 17,5 ч в неделю). Работ- ники, не достигшие возраста 18 лет, к работе в ночное время не до- пускаются. Производственная практика при освоении тех профессий, где запрещено применение труда лиц моложе 18 лет, организуется в соответствии с определенными условиями.
Структура рабочего дня во время производственной практики должна обеспечивать постепенный переход от режима школы и уч- реждения начального профессионального образования к режиму тру- да на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которо- го зависит от сроков обучения и профессии, следует предусматривать