ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
139 10-минутные перерывы через каждые 50 мин работы, на втором этапе – через 1,5–2 ч. На заключительном этапе производственной практики режим работы подростков можно приближать к режиму труда взрослых рабочих с более ранним обеденным перерывом (после 3 ч работы).
При выборе режима учебно-производственной деятельности не- обходим дифференцированный подход. В частности, следует учиты- вать характер учебного процесса. При освоении профессий, не свя- занных с воздействием выраженных профессиональных вредностей, лучшим вариантом режима обучения является такой, когда на
1-м курсе два дня практики разделены одним-двумя днями теорети- ческих занятий; на 2-м курсе целесообразны сдвоенные дни произ- водственного обучения; на 3-м курсе допустимы строенные дни про- изводственного обучения, а также чередование дней теоретических и практических занятий в различных сочетаниях. Производственную практику на 1-м и 2-м курсах обучения не рекомендуется начинать ранее 8 ч утра, а на 3-м курсе и на одногодичных отделениях – ранее
7 ч 30 мин. Обучение в вечернюю смену является нежелательным в связи с поздним окончанием работы.
При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности обучающихся (суточную, недельную, месячную и др.), степень сложности усвоения учебного материала. Занятия по трудным для усвоения предметам теоретического обучения следует проводить в дни и часы более высокой работоспособности обучаю- щихся, чередуя их с занятиями по другим предметам. В понедельник или субботу рекомендуется включать в расписание не более двух уроков по трудноусваиваемым предметам, в дни высокой работоспо- собности (вторник, среда) – три-четыре. Для изучения теоретических предметов профессионально-технического цикла следует выделять
2–4-й часы, так как занятия по дисциплинам этого цикла являются для учащихся более утомительными, чем занятия по общеобразователь- ным предметам, особенно в первый год их изучения. На начальном этапе освоения профессиональных навыков для производственного обучения необходимо отводить дни высокой работоспособности
(кроме понедельника и субботы).
Занятия по одному предмету должны проводиться с интерва- лом в один-два дня, но не реже чем 1 раз в 3 дня. В течение учебного дня необходимо предусматривать чередование общеобразователь-
140
ных, общетехнических и специальных предметов. Условия и режимы труда при работе с персональными компьютерами регламентирова- ны СанПиН 2.2.2/2.1340–03 «Гигиенические требования к персональ- ным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Наряду с этим большое значение в обеспечении работоспособ- ности имеют гигиенические условия труда и рабочая обстановка.
Как уже было отмечено, растущий организм более чувствителен к воздействию производственных факторов. Общеизвестно, что под- ростки плохо справляются с нагрузками, требующими большой вы- носливости и статического напряжения. Внутри периода подростко- вого возраста также наблюдается неодинаковая чувствительность к разным производственным факторам. Чем меньше возраст, тем вы- ше реактивность на внешние раздражители. Причем различия в реак- циях в зависимости от возраста тем ощутимее, чем выше интенсив- ность воздействующего фактора. Например, при воздействии произ- водственного шума малой интенсивности 65–70 дБА различия почти не проявляются, а при более интенсивном шуме 80 дБА (предельно допус- тимый уровень для механических цехов и ряда других производств) четко выступают у 16-, 17- и 18-летних. Причем, чем раньше подросток контактирует с производственными факторами, тем чаще встречаются признаки их негативного воздействия на различные системы организма.
Это дает основание выдвинуть ряд требований, закрепленных в Трудо- вом кодексе РФ (ТК РФ), СанПиН 2.4.3.1186–03 и других нормативных документах, регламентирующих труд подростков. В частности, запре- щено применять труд лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах и на работах, которые могут причинить вред их нравственно- му развитию (ст. 265 ТК РФ). Перечень таких работ утверждается
Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней ко- миссии по регулированию социально-трудовых отношений. Этот ме- дицински обоснованный перечень утвержден постановлением Прави- тельства РФ от 25.02.2000 № 163.
Помимо работ, указанных в списке, несовершеннолетние (до
18 лет) не привлекаются также к работам вахтовым методом, работам, связанным с производством, хранением и торговлей спиртными на- питками. С ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности и о работе по совместительству.
141
Запрещается прием на работу лиц моложе 16 лет. Допускается прием 14-летних учащихся школ и учреждений начального профес- сионального образования с согласия одного из родителей (лиц, их за- меняющих) для работы в свободное от учебы время (ст. 63 ТК РФ).
Лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предва- рительного медицинского осмотра. В дальнейшем они до достижения
18 лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру
(ст. 266 ТК РФ).
Для несовершеннолетних работников ограничен вес переноски и передвижения тяжестей на работе. Предельная норма для юношей
14–15 лет составляет 3 кг, для юношей 16–17 лет – 4 кг, а для деву- шек – на 1 кг меньше, если такие работы осуществляются на протя- жении более 1/3 смены. Подростки до 18 лет не должны выполнять работы только по переноске и передвижению тяжестей. Указанные предельные нормы установлены постановлением Минтруда РФ от
07.04.1999 № 7.
Для несовершеннолетних работников устанавливается облег- ченный режим труда и сокращенное рабочее время с оплатой как за полное. Запрещается привлекать лиц в возрасте до 18 лет к ночной, сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные нерабочие дни, а также к командировкам (ст. 268 ТК РФ), кроме творческих работников театров и др.
Для рабочих моложе 18 лет нормы выработки уменьшаются пропорционально сокращенной продолжительности их рабочего вре- мени (ст. 270 ТК РФ). К сожалению, в соответствии с ТК РФ почасо- вая норма выработки подростков остается на уровне нормы взрослых рабочих, несмотря на рекомендации физиологов и гигиенистов о ее снижении.
Для несовершеннолетних установлен удлиненный (31 календар- ный день) очередной отпуск, предоставляемый в летнее время или (по их желанию) в любое время года (ст. 267 ТК РФ).
Содержание учебно-производственных помещений учреждений начального профессионального образования регламентируется научно обоснованными санитарными требованиями. В соответствии с сани- тарно-эпидемиологическими требованиями к организации учебно- производственного процесса в образовательных учреждениях началь-
142
ного профессионального образования (СанПиН 2.4.3.1186–03) темпе- ратура воздуха в основных помещениях должна составлять:
●
в учебных кабинетах, лабораториях – 18–20 °С при обычном остеклении, 19–21 °С – при ленточном остеклении;
●
в учебных мастерских – 15–17 °С;
●
в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате – 18–20 °С;
●
в дисплейных классах – 19–21 °С;
●
в спортивном зале и комнатах для проведения секционных за- нятий – 15–17 °С, в раздевалке при спортивном зале – 19–23 °С;
●
в медицинских кабинетах – 21–23 °С;
●
в библиотеке – 17–21 °С;
●
в жилых комнатах общежития – 18–20 °С.
Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в производственных помещениях, где проходят практику обу- чающиеся, должны соответствовать действующим санитарным нор- мам микроклимата производственных помещений. При наличии теп- лового облучения температура воздуха на рабочих местах обучаю- щихся не должна превышать параметры оптимальных значений для теплого периода года.
Производственная практика в условиях открытых площадок в холодное время года не должна проводиться при параметрах микро- климата, указанных в табл. 10.
Таблица 10
Микроклиматические условия, при которых не проводится производственная практика
Температура, °С
Скорость движения воздуха, м/с
– 25 2,0–2,5
– 20 3,5–4,0
– 15 4,5–5,0
– 10 6,0–6,5
– 5 7,0–7,5 0
8,0–9,5
Содержание химических веществ в лабораториях, учебных мас- терских и цехах не должно превышать предельно допустимых гигие-
143
нических нормативов. Там, где работа связана с выделением повы- шенного тепла, пыли и химических веществ, должна быть налажена эффективная вентиляция, обеспечивающая параметры факторов и уро- вень содержания веществ в пределах установленных гигиенических нормативов.
В целях уменьшения влияния шума и вибрации на обучающихся применяется комплекс мер по их защите:
●
меры технического характера (начиная с этапа проектирования помещений);
●
организационные меры;
●
медико-профилактические меры;
●
использование средств коллективной и индивидуальной защиты.
Среди организационных мер по защите от шума можно выде- лить «защиту временем». Пребывание подростков в условиях шума, превышающего нормируемый уровень, ограничивается (табл. 11).
Таблица 11
Допустимая длительность пребывания подростков в условиях шума, ч
Возраст, лет
Эквивалентный уровень звука, дБА
14–15 16–18 70 4
6 75 3,5 5
80 3
4 85 2
3 90 1
2
Примечания:
1. По истечении допустимого времени работы в условиях шума подрост- ков переводят на другую работу вне действия повышенных для несовершенно- летних уровней шума.
2. При работах в условиях шума, превышающего 70 дБА, необходимо вводить
15-минутные перерывы через 45 мин работы с отдыхом в нешумном помещении.
3. При импульсном шуме длительность работы соответственно возрасту должна быть на порядок ниже значений, указанных в таблице.
4. Пребывание подростков в условиях шума в течение времени, большего указанного в таблице, без применения средств защиты не допускается.
При невозможности проведения мероприятий по снижению производственного шума до допустимого уровня (70 дБА) необходи- мо использовать средства коллективной (звукоизолированные каби-
144
ны, дистанционное управление и др.) и индивидуальной (противо- шумные наушники, противошумные вкладыши, противошумные шле- мы, каски) защиты.
Уровни общей вибрации в учебных помещениях для теоретиче- ских занятий, включая лекционные аудитории, конференц-зал, чи- тальный зал и библиотеку, не должны превышать значений, указан- ных в табл. 12.
Таблица 12
Допустимые значения вибрации по виброскорости в учебных помещениях
Среднегеометрические частоты полос, Гц
Допустимые значения по осям X, Z, дБ
Корректированные и эквивалентные кор- ректированные значе- ния, дБ
2 81 4
76 8
72 16 72 31,5 72 63 72 72
В период производственной практики уровни технологической вибрации категории 3 на рабочих местах должны соответствовать предельно допустимым значениям, установленным санитарными нор- мами проектирования предприятий (СН 2.2.4/2.1.8.566–96). Время ра- боты в таких условиях для подростков, достигших 16 лет, не должно быть более 4 ч в день.
При прохождении производственной практики на транспортных и транспортно-технологических машинах, уровни вибрации которых не превышают нормативные (1-я и 2-я категории вибрации), подрост- ки, достигшие 16 лет, могут обучаться не более 4 ч в день. При уров- нях вибрации указанных категорий, достигающих значения вредности условий труда 1-й степени 3-го класса (3.1), время производственного обучения уменьшается до 1 ч за рабочий день. При уровне локальной вибрации, соответствующей нормативным значениям, подростки, достигшие 16 лет, могут обучаться не более 4 ч в день.
145
Производственная практика подростков, не достигших 18 лет, в условиях воздействия транспортной, транспортно-технологической и локальной вибрации не допускается во вредных условиях труда выше 3-го класса 1-й степени вредности.
Исследования функционального состояния ЦНС у обучающейся молодежи при организации труда в разных условиях освещенности показывают, что хорошая освещенность поддерживает работоспособ- ность в течение длительного времени на высоком уровне. Плохая све- товая обстановка на производстве и в учебных мастерских при высо- кой зрительной нагрузке способствует развитию утомления зритель- ного анализатора. Это приводит к снижению работоспособности и про- изводительности труда.
Биологически наиболее ценным видом освещения, к которому приспособлен глаз человека, является естественное освещение. Оно имеет благоприятный спектральный состав, равномерное распределе- ние энергии в области видимого, ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Поэтому учебные, учебно-производственные, рекреаци- онные, жилые и другие помещения с постоянным пребыванием уча- щихся должны иметь естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать: снаряд- ные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душе- вые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радио- узлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондициониро- вания воздуха; узлы управления и другие помещения для установки инженерного, технологического оборудования зданий и управлния им; помещения для хранения дезсредств.
При уровне естественной освещенности на удаленных от окон- ных проемов столах ниже 300 лк следует использовать совмещенное
(естественное и искусственное) освещение.
Основной системой освещения учебных помещений является боковое левостороннее освещение. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади учащихся.
Коэффициент естественного освещения в учебных помещениях должен быть не менее 1,5 %, в кабинетах технического черчения –
146 2,0 %; в спортивном зале при боковом освещении – не менее 1,0 %, при верхнем и комбинированном – 3,0 %.
В учебно-производственных мастерских и на рабочих местах обучающихся на предприятиях коэффициент естественного освеще- ния обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и ис- кусственному освещению строительными нормами и правилами
(СНиП 23–05–95
*
).
В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение коэффициента естественного освещения повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0 %.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, юго-восточную и восточную стороны горизонта. На северную сторону горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения и ри- сования. Ориентация окон кабинета вычислительной техники должна быть на север, северо-восток. Не реже двух раз в год необходимо производить очистку оконных стекол.
Искусственное освещение учебных, учебно-производственных и вспомогательных помещений должно соответствовать требованиям
СНиП 23–05–95
*
, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278–03 [19]. Для учебно-произ- водственных помещений дополнительно используются отраслевые нормы искусственного освещения.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни осве- щенности должны составлять: на рабочих столах – 300–500 лк; на классной доске, в кабинетах черчения и рисования – не менее 500 лк; в помещениях с видеодисплейными терминалами и ПЭВМ на сто- лах – 300–500 лк; в спортивных залах – 200 лк.
В учебных помещениях предусматривают люминесцентное ос- вещение (лампы белого, холодного белого цвета и лампы с исправлен- ной цветностью) или освещение лампами накаливания (см. п. 2.2). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудито- рий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светиль- ники ЛСО02–2×40, ЛПО28–2×40, ЛПО02–2×40, ЛПО46–4×18–005.
147
Могут использоваться и другие светильники с аналогичными свето- техническими характеристиками и конструктивным исполнением.
В учебно-производственных мастерских и на предприятиях про- ектируют общее и комбинированное (к общему добавляется местное) освещение. Для общего освещения в системе комбинированного осве- щения следует использовать преимущественно люминесцентные лам- пы независимо от типа источника света местного освещения. Для ме- стного освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.
Выбор источника света следует производить с учетом характе- ристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цве- торазличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ес- тественному и искусственному освещению (СНиП 23–05–95
*
).
Очистку от пыли светильников общего освещения следует про- изводить не реже двух раз в год.
На работоспособность учащихся также влияет окраска рабочих помещений и оборудования (мебели, рабочего инвентаря, станков).
Как известно, светлые теплые тона при одной и той же мощности ис- точников света намного повышают уровень освещенности, оказывая положительное влияние на работоспособность учащихся. Поэтому при окраске и отделке поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских ис- пользуют диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов.
Потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы следует ок- рашивать в белый цвет; стены – в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые и светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6–0,7; столы – в светло-зеленые и цвета нату- рального дерева с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски – в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициен- том отражения не менее 0,2; пол – в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4–0,5.
При организации учебно-воспитательного процесса следует также основываться на принципах правильного нормирования режи- ма дня, регулярного и полноценного сбалансированного питания, достаточного сна и активного отдыха на открытом воздухе.
148
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Назовите основные принципы профессиональной подготовки учащихся в образовательных учреждениях системы начального про- фессионального образования.
2. Укажите анатомо-физиологические особенности подростка.
3. Какие закономерности гигиены труда необходимо учитывать при составлении расписания учебных занятий?
4. Каковы особенности ответной реакции организма подростков на воздействие вредных производственных факторов?
5. Каковы требования трудового законодательства к продолжи- тельности рабочего времени для подростков и уровню воздействия тех или иных производственных факторов?