Файл: Разработка методических рекомендаций по внедрению бережливого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Зам. декана по УР факультета СПО, к. э. н.










Н. А. Чернова

должность, уч. степень, звание




подпись, дата




инициалы, фамилия


ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему

Разработка методических рекомендаций по внедрению бережливого

производства на предприятие ООО «ПО «Электромашина»







выполнен

Крупейниковым Леонидом Александровичем

фамилия, имя, отчество студента в творительном падеже




по специальности

27.02.07




Управление качеством продукции,




код




наименование специальности

процессов и услуг (по отраслям)

наименование специальности



Студент группы №

С982










Л.А.Крупейников










подпись, дата




инициалы, фамилия



Руководитель

Преподаватель










А.Р.Айзсилниекс

должность, уч. степень, звание




подпись, дата




инициалы, фамилия



Санкт-Петербург 2023
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

Также можно отметить, что за 2022 год предприятие получило убыток в девять миллионов рублей. 9

1 Понятие качества продукции и бережливого производства 10

1.1 Качество продукции 10

1.2 Основы организации контроля качества продукции 12

1.3 Понятие бережливого производства г) Внедрение бережливого производства, с построением карт потоков ценности и оптимизацией техпроцессов путем их анализа на предмет 8 потерь. 13

в) техпроцессы должны включать разработанные операции контроля и предусматривать необходимую оснастку, инструмент и приспособления как для изготовления, так и для контроля качества, при этом в технологическом процессе должно быть предусмотрено технологическое время на выполнение операций контроля (только в серийном и массовом производстве). 13

1.4 Концепция бережливого производства 14

1.5 Сравнительный анализ концепции «Бережливое производство» на примере зарубежного и отечественного опыта применения 16

2 Общая характеристика предприятия 22

2.1 SWOT анализ предприятия 26

2.2 Анализ предприятия 28

2.3 Мониторинг процесса и оценка результативности 29

2.4 Ответственность 30

2.5 Схема технологического процесса ремонта электрических машин 32

35

3 Роль персонала в бережливом производстве 36

3.1 Процесс перехода к бережливому производству 36

3.2 Персонал в бережливом производстве 36

То что написано ниже нужно перенести в главу об анализе производственной системе. 38

После описания производственного процесса можно сказать, что на предприятии используется толкающая производственная логистическая система, так как предметы труда подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. 38

На предприятии ООО ПО «Электромашина» есть модель внедрения системы 5 С, но она никаким образом на самом предприятии не используется. Есть ли анализ 8 потерь со стороны руководства? Но руководство отчётливо следит за потерями брака поступающей продукции, брака при неправильное или некачественной сборки электродвигателя. Проводится ли анализ коренных причин при браке? Из минусов можно отметить, что руководство не следит за утилизацией уже непригодных для использования комплектующих. Также очень частые задержки ремонта двигателей на месяц и более4 Инструменты бережливого производства 38

Один из наиболее очевидных путей увеличения прибыли - наращивание производительности предприятия. Однако в погоне за производительностью топ-менеджеры зачастую забывают, что количество продукта, который готовы купить потребители определяется рыночным спросом. Внезапно наступает такой момент, когда продукт, которого еще вчера так не хватало, скапливается на складе (такой момент почему-то всегда наступает внезапно, вне зависимости от того, идет ли речь о сезонных колебаниях спроса или изменении рыночной конъюнктуры ). Менеджеры по продажам вынуждены из кожи вон лезть, чтобы реализовать залежалый или подпорченный товар. Какая уж там прибыль! Издержки бы компенсировать или того хуже - минимизировать убытки! Самое странное во всем этом то, что подобное положение вещей считается нормальным - потребителя, его же не угадаешь! И понести определенные убытки из-за изменения спроса считается в порядке вещей (зато на волне спроса большую прибыль получили). 45

А нельзя ли подобные убытки вообще исключить? Можно. И решение проблемы отнюдь не такое утопическое, как может показаться на первый взгляд. Что нужно: 45

- производить только вовремя и только то, что хочет клиент (фактически работать только «под заказ»); 45

- производить товары мелкими партиями, которые гарантированно будут реализованы (при падении спроса быстро переходить на другой вид продукции); 45

- для сокращения потерь при переналадках оборудования сократить время переналадок до минимума, сделав выгодным производство мелкими партиями. 46

Все это значит, что пришла пора забыть про рентабельность производства крупными партиями. Нынешние клиенты требовательны. Им нужен ассортимент. Что, не выгодно? А терпеть убытки из-за хранения неликвидов, из-за перерасхода сырья, из-за проблем с клиентами - это выгодно? 46

Потеря 2: Транспортировка 46

Любое более или менее сложное производство представляет собой последовательность операций по преобразованию сырья, или полуфабрикатов в конечный продукт. Но между операциями все эти материалы необходимо перемещать. Процедуры перемещения ценностей присутствуют даже в конвейерных производствах. Ведь надо же подвезти сырье к конвейеру или отвезти готовые изделия на склад. Безусловно транспортировка - это неотъемлемая часть производства, только к великому сожалению она совершенно не создает ценности, хотя и требует затрат на горючее или электроэнергию, на обслуживание транспортного парка, на организацию транспортной инфраструктуры (дорог, гаражей, эстакад и т.п.). Кроме того транспортировка - это затраты времени и риск повреждения продукции. 46

Для того, чтобы сократить потери при транспортировке следует создать карту маршрутов транспортных средств и провести тщательный анализ целесообразности того или иного перемещения. После этого следует попытаться устранить лишние транспортировки за счет перепланировок, перераспределения ответственности (чтобы не приходилось ездить через два цеха за подписью контролера), устранения удаленных запасов (от запасов вообще следует избавляться, но уж если они есть, пусть будут под рукой) и т.п. К тому же в деле транспортировок не помешает система: каждое перемещение ценностей должно быть обосновано соответствующим регламентным документом, и никакой самодеятельности. 47

Потеря 3: Ожидание 47

Потери, связанные с ожиданием начала обработки материала (детали, полуфабриката) указывают на то, что процесс планирования и процесс производства не согласованы между собой. Подобное положение вещей - не редкость для отечественных предприятий. Сам по себе процесс планирования достаточно сложен, поскольку требует анализа большого количества факторов. К числу таких факторов относятся: структура заказов потребителей, состояние рынка сырья, производительность оборудования, график работы смен, и т.п. По-настоящему оптимальное планирование требует серьезной математической подготовки и отточенного взаимодействия служб сбыта, закупок и производства. Пожалуй, редко на каком предприятии планированием занимается ученый, способный систематизировать все факторы и найти наилучшее решение задачи. Как правило, процесс планирования носит псевдо-оптимальный характер и основан на субъективном подходе людей, обладающих определенным опытом работы в производстве. Априори можно считать, что возможность улучшить процесс планирования есть всегда. 48

Кроме неоптимального планирования на потери, связанные с ожиданием существенное влияние оказывает неравномерная пропускная способность оборудования. В этом случае, скопление продукции, ожидающей обработки, может происходить перед операцией с наименьшей пропускной способностью. Производительность подобных операций следует повышать. Если это невозможно, следует предусмотреть гибкий график работы оборудования или перераспределение персонала между операциями. 48

Потеря 4: Запасы 48

Наверное, мало найдется людей, которые не смогут ответить на вопрос - чем плохи запасы? Запасы - это замороженные деньги, т.е. деньги, извлеченные из оборота и теряющие свою стоимость. Но по каким-то причинам, наличие запасов на производстве считается вполне обыкновенным, и главное, допустимым явлением! Ведь благодаря запасам можно компенсировать скачки потребительского спроса. Запасы позволяют предприятию выпускать продукцию при перебоях в поставках сырья. Наконец, запасы позволяют выравнивать производственный поток. Так можно ли обойтись без запасов, если они так полезны? Чтобы дать ответ на этот вопрос следует посмотреть на проблему запасов с другой точки зрения. Запасы вроде бы нужны, но: 49

- как уже было сказано, запасы - это замороженные оборотные средства; 49

- запасы нуждаются в обслуживании (складские площади, персонал, логистика и т.п.); 49

- и самое главное - запасы скрывают проблемы производства: плохое планирование, натянутые отношения с поставщиками, неравномерность производственного потока и т.п. 49

Фактически запасы скрывают потери других видов, создавая впечатление благополучной производственной среды. 49

Потеря 5: Дефекты 49

Выпуск продукции, несоответствующей требованиям потребителя влечет за собой очевидные затраты сырья, рабочего времени, труда, затраты на переработку и утилизацию брака. Традиционной мерой сокращения потерь, связанной с выпуском дефектной продукции является организация различных контролирующих отделов и служб. Считается, что такие подразделения должны своевременно предпринимать меры по предотвращению выпуска брака. Более того, иногда вся ответственность за брак падает на соответствующие службы! Вот только в расчет обычно не идет тот факт, что службы контроля качества не имеют требуемых рычагов влияния на производственные подразделения. Получается, что спрашивать с контролирующих органов все равно, что лечить симптомы болезни, а не ее причины. 50

Устранение потерь на производство брака целесообразно начать с анализа эффективности функционирования контролирующих подразделений. Речь не идет о том, чтобы выяснить - пропускают ли контролеры брак или нет (это конечно тоже важно). Главное - понять насколько службы контроля способствуют устранению причин появления дефектной продукции. В любом случае контроль обычно осуществляется лишь после того как продукция произведена. Следовательно, повлиять на качество оперативно у контролеров возможности нет. Единственный выход из данной ситуации - встроить процедуры управления качеством в производственный процесс. 50

Потеря 6: Излишняя обработка 50

Как уже было сказано, потребитель готов платить только за те свойства товара, которые представляют для него ценность. Если потребителю нужен, например телевизор, то он ожидает получить товар соответствующего качества, наделенный соответствующими потребительскими свойствами за определенную цену. Поэтому, если вы встраиваете в телевизор, скажем, держатель для лыжных палок, при этом увеличив цену вдвое, то не факт, что телевизор найдет своего потребителя. Все потому, что дополнительная функциональность не добавляет ценности телевизору. Другой пример. Если потребитель ожидает, что корпус телевизора должен быть черного цвета (белого, серебристого и т.п.), а у вас есть только зеленый пластик и вы после изготовления корпуса перекрашиваете его в нужный цвет - это тоже потери излишней обработки. Ведь на это нужно время, люди, оборудование, краска, а корпус, который действительно имеет ценность для потребителя, уже изготовлен. К потерям излишней обработки следует также отнести обслуживание автоматического оборудования. Например, детали перемещаются по конвейеру, который регулярно останавливается из-за их перекоса. Специальный рабочий наблюдает за конвейером и поправляет перекошенные детали. Труд такого рабочего - это тоже излишняя обработка. 51

Потеря 7: Движения 51

Лишние движения, которые приводят к потерям, можно было бы назвать проще - суета, подчеркнув тем самым их необоснованность и хаотичность. Со стороны такие движения могут казаться кипучей деятельностью, но присмотревшись можно заметить, что они, подобно потерям, рассмотренным ранее, не способствуют созданию ценности для потребителя. Источник потерь данного вида обычно один - плохая организация работ. Сюда можно отнести отсутствие необходимых инструкций, слабую обученность персонала или невысокую трудовую дисциплину. Этот вид потерь отличает то, что их можно достаточно легко обнаружить, а обнаружив, принять вполне очевидные меры к их устранению. Бережливое производство предлагает для этих целей ряд инструментов: стандартные операционные процедуры, систему организации рабочих мест (5S). 52

Потеря 8: Потери творческого потенциала 52

Знакомо ли вам состояние, когда чувствуешь в себе силы сделать больше, когда есть воля, знания, творческий порыв, но обстоятельства не позволяют проявить себя должным образом? В данном случае под обстоятельствами, мешающими работнику проявить себя в полной мере, подразумеваются: необоснованная воля начальства, отсутствие времени и средств на реализацию идей, напряженная обстановка в трудовом коллективе. Все это приводит к тому, что человек чувствует себя лишь придатком производственной системы, деталью, которую легко заменить другой. В такой обстановке работник формально исполняет свои обязанности в необходимом минимуме и спешит покинуть чуждое ему предприятие. А между тем, все люди склонны в той или иной мере к творчеству, даже если потребность созидать порождена стремлением избежать лишней работы или уменьшить бремя рутинной деятельности. Кроме того, кто как не работник, то есть человек, имеющий непосредственное отношение к созданию ценности, может, ежедневно наблюдая одну и ту же деятельность, замечать недостатки и пути улучшения. Именно поэтому одна из важнейших задач которую необходимо решить в ходе внедрения бережливого производства заключается во всеобщем вовлечении персонала в деятельность по непрерывному улучшению - Кайзен (Kaizen) с целью наиболее полного использования потенциала каждого работника. 53

6 Сертификация в организации 54

57 Разработка рекомендаций по внедрению инструментов бережливого производства на предприятие ООО «ПО «Электромашина» 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

ПРИЛОЖЕНИЕ А 66

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67

ПРИЛОЖЕНИЕ В 68

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 69



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). Структура организации

ООО «ПО «Электромашина» 48

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное). Таблица ремонтных работ электродвигателей 49

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное). Анализ карты текущего состояния 50

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное). Диаграмма Ганта 51

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное). Плакат «Текущая карта потока

сознания ценности»

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное). Плакат «Будущая карта потока

создания ценности»

ВВЕДЕНИЕ


Бережливое производство - концепция организации бизнеса, направленная на создание привлекательной для потребителя ценности за счет разработки непрерывного потока создания ценности и постоянного улучшения всех процессов через вовлечение сотрудников и ликвидацию всех видов потерь.

Актуальность темы. В настоящее время в России активно реализуются федеральные и региональные программы внедрения бережливого производства. Достаточно большое количество российских компаний разрабатывают и реализуют подобные проекты, находясь на разных стадиях и осваивая инструменты «Lean Production» в различных конфигурациях. Определённый практический опыт уже накоплен в данной сфере, однако он носит разрозненный характер, отсутствует его систематизация, недостаточно примеров, иллюстрирующих практические аспекты реализации.

Современный этап развития экономики совместно с новыми технологиями и эффективными рыночными институтами требуют повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий различными современными инструментами и моделями.

В этих условиях концепция «Бережливое производство» становится важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов во всех направлениях бизнеса. В отечественной и зарубежной экономической литературе существует множество определений системы «Бережливое производство». Большинство подходов основывается на результатах применения высоко зарекомендовавшей себя во всем мире производственной системы Toyota на всех этапах бизнеса.

«Бережливое производство» означает исключение лишних затрат в таких производственных процессах, как закупки сырья и материалов, операции рабочих, обслуживание оборудования, управление качеством и т.д.

Такой метод организации производства основан на опыте японских компаний

мировых лидеров по показателям качества продукции, производительности труда, оптимизации запасов и затрат. Фактор улучшения организации производства в экономической политике государства заметно увеличился.

Усилия предприятий, совершенствующих организацию производства, направлены главным образом на повышение качества продукции. Основная цель этой системы состоит в том, чтобы снизить издержки производства, выпуская широкую номенклатуру товаров небольшими партиями и повысить эффективность производства путем тщательного и последовательного исключения потерь. В настоящее время она является объектом изучения во многих компаниях. Ее успешно внедряют в рабочие процессы вне зависимости от отрасли, масштабов производства и государственных границ.


Объект исследования: ООО ПО «Электромашина».

Предмет исследования: внедрение инструментов концепции «Бережливое производство» в ООО ПО «Электромашина».

Цель исследования: разработка методических рекомендаций по внедрению инструментов концепции «Бережливое производство» в ООО «ПО «Электромашина».

Задачи исследования:

  • изучить философию, принципы, а также инструменты концепции «Бережливое производство»,

  • провести сравнительный анализ концепции «Бережливое производство» на примере зарубежного и отечественного опыта применения,

  • Рассмотреть краткую характеристику деятельности ООО «ПО «Электромашина»,

  • провести оценку эффективности применения инструментов концепции «Бережливое производство» в ООО «ПО «Электромашина»,

  • Разработать план внедрения инструмента «VSM (Value stream mapping, с англ. карта потока создания ценностей». Провести анализ на восемь видов потерь таких как:

  • потери перепроизводства (избыточного производства продукции),

  • потери транспортировки (избыточное перемещение сырья, продукции, материалов),

  • потери ожидания (в рабочее время не осуществляется производственная деятельность),

  • потери из-за запасов (избыточного количества сырья, материалов, полуфабрикатов),

  • потери из-за производства продукции с дефектами (брака),

  • потери излишней обработки (обработка, не приносящая ценности или добавляющая не нужную функциональность),

  • потери на лишние движения (не связанные напрямую с осуществлением производственной деятельности),

  • потери творческого потенциала (неполное использование возможностей человеческого ресурса).

Информационной базой работы послужили заявления, декларации, нормативные документы Российской Федерации, касающиеся вопросов применения инструментов бережливого производства, материалы периодической печати и сети Интернет, а также данные бухгалтерского и управленческого учета ООО «ПО «Электромашина».

1 Понятие качества продукции и бережливого производства

1.1 Качество продукции

Качество - совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов.