Файл: Разработка методических рекомендаций по внедрению бережливого.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Качество продукции по мере развития все в большей степени зависит от уровня технологии и определяется рядом таких факторов, как механизация и автоматизация технологических процессов, их непрерывность, качество исходных материалов, организация труда, требование техники безопасности и охраны труда на производстве. Необходимо учитывать также и экономические критерии управления качеством. Недопустимо повышение качества продукции за счет ухудшения гигиенических, экологических, эстетических и других условий производства.
В соответствии с методикой оценки качества промышленной продукции установлено восемь групп показателей качества:
-
показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и определяют область ее применения,
-
показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность, -
показатели технологичности - характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции,
-
показатели стандартизации и унификации - характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия, -
эргономические показатели - характеризуют систему «человек - изделие -среда» и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, антропологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах, -
эстетические показатели - характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде и стилю и т.д, -
патентно-правовые показатели - характеризуют степень патентоспособности изделия в России и за рубежом, -
экономические показатели - отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации [1].
Согласно МС ИСО 9001 система качества — это совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством [2].
В соответствии с отечественной терминологией систему качества следует рассматривать как организационно-техническую систему, состоящую из трех основных компонентов: организационной структуры, технического и методического обеспечения.
На машиностроительных предприятиях применяются следующие виды контроля качества:
В зависимости от места контроля и этапов работ:
-
контроль проектирования, -
входной контроль материалов и комплектующих изделий, -
контроль за состоянием технологического оборудования, -
операционный контроль при изготовлении, -
авторский надзор за изготовлением, -
активный контроль приборами, встроенными в технологическое оборудование, -
приемочный контроль готовой продукции, -
контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах.
В зависимости от охвата контролируемой продукции:
-
выборочный контроль, -
сплошной контроль.
Перечисленные виды контроля качества продукции осуществляются путем использования различных физических, химических и других методов, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.
1.2 Основы организации контроля качества продукции
Организация контроля качества – это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям нормативно-технической документации. Технический контроль — это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям (далее контроль) [3].
Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик свойств продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
Объектом контроля может быть продукция или процесс ее создания, хранения, транспортирования, ремонта и соответствующая техническая документация. Объект контроля характеризуется отдельными признаками, которые имеют количественную или качественную характеристики свойств объекта и должны контролироваться.
Под методом контроля понимаются правила применения определенных принципов и средств контроля. Метод контроля включает: технологию проведения контроля, контролируемые признаки, средства контроля и точность контроля.
Организация контроля исполнения - проверка исполнения решений и мероприятий по качестве производится всем коллективом работающих систематизируются работниками ОТК.
Изготовление продукции стабильного высокого качества возможна только в условиях производства, построенного на прогрессивной технологии.
Поэтому система управления качеством труда и продукции на предприятии требует выполнения нижеследующих мероприятий и условий:
-
тщательной отработки и корректировки технической документации, гарантирующей выпуск изделий высокого качества, -
разработки и освоения технологических процессов, при выполнении которых обеспечивается производство продукции в строгом соответствии с конструкторской документацией [4].
1.3 Понятие бережливого производства
Под бережливым производством понимают методы ведения хозяйственной деятельности, направленные на оптимизацию всех процессов, уменьшение затрат и объемов отходов, поддержку инноваций и сокращение времени создания конечного продукта. Эта система, иначе называемая Lean manufacturing, позволяет буквально каждому сотруднику видеть и выявлять потери, действовать так, чтобы ценность выпускаемого продукта неизменно росла.
Бережливое производство — это определенная концепция управления. Ее основа — постоянный поиск возможностей устранить потери на производстве и в офисе. Часто для обозначения концепции используются термины «lean-производство» и «lean-технологии». Lean в данном случае означает именно «производство без излишеств» — то, чего должно добиваться любое предприятие.
Начальный пункт концепции: компания определяет, какова ценность продукта для конечного потребителя на каждом этапе производства. Цель — обеспечить безостановочное устранение потерь. Потеря в данном случае действия или операции, которые расходуют ресурсы, но не создают ценности для потребителя.
Выделяют потери первого и второго порядка. Первые — действия, которые не создают ценности, но и устранить полностью их нельзя. Например, предприятие не может обойтись без транспортировки или оформления всех необходимых документов. При этом ценности для конечного потребителя эти операции не создают.
Потери второго порядка также не создают ценность. При этом их можно полностью исключить из процесса производства, и к этому необходимо стремиться. Лишнее ожидание, бракованная продукция — примеры потерь второго рода [5].
1.4 Концепция бережливого производства
Ключевым принципом внедрения бережливого производства является устранение потерь при постоянном улучшении процесса.
К видам потерь относятся процессы, виды деятельности, продукты или услуги, требующие времени, денег или навыков, но не создающие ценности для потребителя. Как пример: избыточные запасы, неэффективные или расточительные процессы и процедуры.
Устранение любой неэффективности должно упростить обслуживание, снизить затраты и, в конечном итоге, обеспечить экономию на конкретном продукте или услуге по цепочке поставок потребителю.
Философия бережливого производства в целом сводится к следующему:
-
всегда можно найти способ оптимизировать любой процесс, -
скорость и эффективность процессов нужно постоянно стараться повышать, -
первая задача оптимизации – уменьшение потерь.
К этому, собственно, и сводятся характерные особенности бережливого производства.
Основные принципы бережливого производства.
Несмотря на то, что практическое обеспечение принципов бережливого производства требует от предприятия достаточно серьезных усилий, сами они довольно просты. Всего их пять, и сформулировать их можно так:
-
определить, что формирует ценность продукта с позиции потребителя. На предприятии могут выполняться самые разные действия, и далеко не все из них имеют для потребителя значение. Лишь тогда, когда компания точно знает, что именно нужно конечному потребителю, она в состоянии установить, какие из процессов позволяют предоставить ему его ценности, а какие – нет, -
определить, какие действия обязательно нужны производственной цепи, а затем устранить потери. Чтобы оптимизировать работу и выявить потери, требуется в деталях описать каждое действие с момента получения заказа до момента поставки продукта потребителю. Благодаря этому можно установить, с помощью чего можно улучшить производственные процессы, -
перестроить действия в производственной цепи так, чтобы они превратились в целостный поток работ. Процесс производства должен быть выстроен так, чтобы исключались любые потери (простои, ожидания и т.д.) между операциями, -
действовать, исходя из интересов потребителя. Желательно, чтобы предприятие выпускало лишь тот продукт и в таком объеме, который необходим конечному потребителю. Это позволяет избежать лишних действий, ненужных потерь и затрат, -
стремиться совершенствоваться, постоянно сокращая ненужные действия. Применять и реализовывать систему бережливого производства необходимо не единожды. Максимальный эффект будет только в том случае, если поиск потерь и их устранение будут проводиться регулярно и систематически.
Есть необходимость стремиться к целям, которые лежат в основе понятия бережливого производства:
-
производить ровно столько продукции, сколько нужно потребителям, -
достичь идеального качества продуктов/услуг при нулевом проценте производственного брака, -
гарантировать заказчику быструю и безопасную доставку продукции, -
использовать материальные, временные и трудовые ресурсы максимально эффективно при помощи современных технологий, -
вовлечь каждого сотрудника предприятия в процесс создания ценного продукта, раскрыть творческий потенциал работников.
Главная цель бережливого производства — избавиться от потерь — действий, которые не создают ценность. Во всем мире потери стали называть японским словом муда (muda), которое означает любую деятельность, потребляющую ресурсы, но не создающую ценности [6].
1.5 Сравнительный анализ концепции «Бережливое производство» на примере зарубежного и отечественного опыта применения
В настоящий момент во всех компаниях мира происходит развитие концепции «Бережливое производство». В нынешней ситуации, когда конкуренция постоянно растет и осуществляется глобализация экономики, наиболее востребованными являются проблемы ресурсосбережения, уменьшения издержек, совершенствование качества и увеличения производительности. Эффективным решением данных проблем является применение концепции «Бережливое производство».
Наиболее интересным вопросом для российских компаний остается опыт внедрения концепции «Бережливое производство» в странах Восточной Европы. Данное явление вызвано похожим менталитетом людей, трансформацией социализма в капитализм, нахождением в системе «плановой экономики» и широко применяющимся массовым производством. Сейчас компании Словении и Чехии имеют достаточно высокий уровень качества продукции и поставляют свои товары в Западную Европу, Японию, Россию и во многие другие страны [7].
В компаниях Словении, а именно в Motoman Robotec, Unior, Iskra Asing, процедуру внедрения бережливого производства начинали с создания 26 маленьких подразделений из высококвалифицированных специалистов по развитию производственной системы. Руководители этих организаций считают, что каждый работник компании должен применять инструменты концепции «Бережливое производство».
Первоначальным этапом внедрения концепции «Бережливое производство» является система 5С, которая представляет собой организацию рабочего пространства, которая включает такие этапы, как сортировка, самоорганизация, систематическая уборка, стандартизация и регулярное совершенствование.
Также важным условием является применение системы «Канбан», которая представляет собой организацию производства и снабжения таким образом, что осуществляется основа концепции «Бережливое производство» – метод «Just in time» (точно вовремя).
Во всех словенских организациях применяется система встроенного качества, которая представляет собой основополагающий принцип концепции «Бережливое производство». Обязательно присутствует входной контроль над качеством поставляемых материалов, сырья, комплектующих изделий, товаров. Прежде, чем выбрать поставщика, решаются вопросы качества, затем вопросы цены.