ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
286
Рис. 5. Реализация угольной продукции
Сегодня Холдинг «Якутуголь» разрабатывает три месторожде- ния: Нерюнгринское, Кангаласское и Джебарики-Хайское.
Нерюнгринское месторождение разрабатывается разрезом
«Нерюнгринский», производственная мощность которого 8,6 млн. тонн угля в год.
Кангаласское месторождение разрабатывается ОАО «Разрез
Кангаласский», здесь добывается уголь марки Б2. Производствен- ная мощность разреза 200 тыс. т в год.
Джебарики-Хайское месторождение угля разрабатывается подземным способом. В настоящее время ОАО «Шахта Джеба- рики-Хая» ведёт горные работы по добыче угля пласта Верхний мощностью 2,4–2,6 м. добываемые угли представлены маркой Д.
Производственная мощность 800 тыс. т в год.
Добываемые на разрезе «Нерюнгринский» энергетические
(СС) и коксующиеся (К) угли реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Уголь марки К отправляется с разреза на ОФ «Нерюнгринская» и после обогащения большей частью идет на экспорт (Япония, Ю.Корея, Китай, Индия), а уголь мар- ки СС – на энергетические нужды местным потребителям, а так же в соседние регионы, предприятиям Дальэнерго, Хабаровск- энерго, Алданзолото и др.
Поставки угольной продукции ОАО ХК "Якутуголь" осуще- ствляются по трем основным направлениям (рис. 5.).
Пережив трудные времена в момент тяжелейшего кризиса реформирования угольной отрасли России, ОАО ХК «Якут- уголь» не только не обанкротился, не пошел ко дну в море «ди-
ОАО ХК “Якутуголь”
Внутренний рынок РФ
(без РС Я))
29,2%
Республика
Саха (Якутия)
21,8%
Экспорт
49%
287
кого рынка», но превратился в стабильное, динамично разви- вающееся, одно из крупнейших угольных предприятий страны.
А дальнейшее развитие предприятия, просто не возможно без реализации, причем именно успешной реализации, проектов раз- личной направленности.
В рамках Стратегии развития ОАО ХК «Якутуголь» на период до 2010 года, изложенной в «Пятилетней программе развития ОАО
ХК «Якутуголь» на 2006-2010 гг.» предусматривается реализация целого ряда проектов.
Вот наиболее значимые из них: увеличение производственной мощности действующего разреза «Нерюнгринский» до 10 млн. т угля в год; строительство новых угледобывающих предприятий
(шахта «Холодниканская»); разработка перспективных месторож- дений полезных ископаемых; внедрение информационной системы управления «Axapta»; разработка и внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ); разработ- ка и внедрение АСД (автоматической системы диспетчеризации) горно-транспортного комплекса на базе GPS.
Реализация некоторых проектов уже начата и находится в настоящий момент времени на различных стадиях выполнения.
Необходимо отметить, что для ОАО ХК «Якутуголь» про- ектный менеджмент – это практически абсолютно новый вид деятельности, и не удивительно, что отнюдь не все идет гладко.
Актуальность решения вопросов, связанных с управлением проектами возникла пару лет назад, когда собственно и начали ак- тивно появляться стратегические проекты, связанные, в-первую очередь, с дальнейшим развитием предприятия.
В процессе реализации практически всех проектов стали воз- никать очень схожие вопросы и проблемы, явно имеющие систе- матический характер:
- Почему проекты «пробуксовывают» и кто в этом виноват?
- Продвигаются ли проекты вперед по плану, или отстают от плана, а еще хуже, не полностью ли они остановились?
- Каковы фактические затраты по проектам и почему они не укладываются в рамки бюджета?
- Не потеряна ли управляемость проектами?
- Получает ли своевременно руководство предприятия всю не- обходимую информацию о реализации проектов для принятия пра- вильных управленческих решений?
288
- И что необходимо сделать для успешного завершения того, или иного проекта?
Для того, что бы выявить причины возникновения проблем, встающие у нашего предприятия в связи с реализацией стратегиче- ских проектов и ответить на жизненно важный вопрос – как сде- лать все эти проекты успешными, необходимо проанализировать реализацию одного их них от начала до настоящего момента.
Рассмотрим один из самых крупных проектов ОАО ХК «Якут- уголь» в настоящее время – инвестиционный проект «Увеличение добычи коксующихся углей на разрезе «Нерюнгринский».
Инвестиционный проект «Увеличение добычи коксующихся углей на
разрезе «Нерюнгринский»
Исходя из сложившейся на протяжении последних лет благо- приятной конъюнктуры на международном угольном рынке, топ- менеджмент ОАО ХК «Якутуголь» делал упор именно на экспорт- ные поставки коксующегося угля, где по прогнозам аналитиков в течение ближайших лет спрос на коксующиеся угли будет превы- шать предложение и уровень цен на которые будет предельно вы- сок.
В связи с возникшей благоприятной ситуацией на междуна- родном рынке угля и выявившейся дополнительной потребностью в коксующихся углях, руководством ОАО ХК «Якутуголь» было принято решение определить возможности и условия увеличения добычи коксующихся углей на разрезе «Нерюнгринский».
В 2004 году ОАО Сибирским горным институтом по проекти- рованию шахт, разрезов и обогатительных фабрик «Сибгипро- шахт» совместно с работниками ОАО ХК «Якутуголь» и филиала разрез «Нерюнгринский» были выполнены «Проектные проработки с расчетом эффективности инвестиций на увеличение добычи кок- сующихся углей на разрезе «Нерюнгринский» на 1 400 тыс. т в год».
Расчетами было установлено, что с учетом имеющейся на раз- резе «Нерюнгринский» и в ОАО ХК «Якутуголь» производствен- ной и социальной инфраструктуры увеличение добычи
Таблица 4
1 2 3 4
Основное горно-транспортное оборудование
№
Наименование
Кол-во,
шт
1
Экскаватор РС 8000 2
№
Наименование
Кол-во,
шт
1
Экскаватор РС 8000 2
289
2
Экскаватор добычной РС 3000 1
3
Буровой станок с долотом 270 мм. (дизель-гидравлический)
ДМ-М2 2
4
Автосамосвал БелАЗ-75306 220 тн 8 5
Автосамосвал Холпак 830 Е 220 тн 6 коксующихся углей на 1 400 тыс. т в год возможно осуществить уже в 2008 году. При этом, общая добыча угля разреза «Нерюн- гринский» составит к 2008 году 10 000 тыс. т, при вскрыше 60 000 тыс. м
3
Анализ проверочных расчетов показал, что основным огра- ничивающим фактором является наличие оборудования на про- изводстве вскрышных, добычных, отвальных работ, а так же на транспортировке угля и вскрышных пород. Причем наиболее уз- ким местом, сдерживающим возможное увеличение производст- венной мощности разреза по добыче, является как раз обеспе- ченность горных работ автотранспортом.
Расчеты показали, что для увеличения производственной мощности разреза «Нерюнгринский» до 10 млн. т угля в год необ- ходимо приобрести комплект горно-транспортного и вспомога- тельного оборудования.
Перед руководством и специалистами ОАО ХК «Якут- уголь» встало множество вопросов: на сколько эффективен бу- дет проект по техническому перевооружению разреза «Нерюн- гринский», когда проект начнет приносить прибыль, какое обо- рудование и где приобрести, и самый главный и сложный во- прос где найти инвестора, готового инвестировать в угледобы- вающее предприятие более 2 млрд.руб. для реализации проекта по увеличении добычи коксующихся углей.
Для решения всех этих и многих других вопросов был разра- ботан бизнес-план инвестиционного проекта «Увеличение добычи коксующихся углей на разрезе «Нерюнгринский», основной целью которого являлось обоснование целесообразности привлечения за- емных средств на приобретение технологического оборудования для увеличения объема добычи коксующихся углей на разрезе
«Нерюнгринский» на 1400 тыс. т в 2008 году.
С самого начала было очевидно, что без привлечения инвести- ционных ресурсов со стороны «Якутуголь» не сможет обойтись,
290
цена вопроса была слишком велика и подразумевала привлечение долгосрочных кредитных ресурсов.
После проведения длительного и сложного переговорного процесса 14 октября 2004 года ОАО ХК «Якутуголь» подписало кредитное соглашение с фирмой «Сумитомо Корпорейшен» на привлечение 75 млн. дол. США на семь лет, до октября 2011 года, со льготным периодом 2,5 года. Льготный период обусловлен не- обходимым временем до выхода добычи угля разреза «Нерюнгрин- ский» в коксовую зону.
Для реализации инвестиционного проекта было заключено 4 импортных и 1 отечественный контракт на приобретение техноло- гического оборудования. В рамках этих контрактов было приобре- тено основное горно-транспортное оборудование, приведенное в табл. 4.
Фактически, в течение всего 2005 и 9 месяцев 2006 годов была введена в эксплуатацию вся вышеперечисленная техника.
Общая балансовая стоимость введенного в эксплуатацию обо- рудования по данному инвестиционному проекту составила более
1 890 млн. руб. (табл. 5).
Планировалось, что ввод в эксплуатацию только одного вскрышного экскаватора РС-8000 с основными техническими ха- рактеристиками: емкость ковша – 36 м
3
и часовой производитель- ностью – 1754 м
3
, должен позволить увеличить годовую добычу угля на 1 млн. т.
Так как целью данного проекта является не сам факт приобре- тения техники, а именно увеличение объемов добычи коксующе- гося угля ОАО ХК «Якутуголь» к 2008 году на 1400 тыс. т, то дан- ный проект находится еще на стадии реализации, ведь главная цель его не достигнута.
Кроме того, за счет получения прибыли от продажи дополни- тельных объемов угольной продукции необходимо до 2011 года произвести возврат заемных средств в объеме 75 млн. дол. США (+
% за их использование).
Для того, что бы определить в настоящий момент времени ве- роятность успешного завершения данного проекта, и соответствен- но, достижения главной его цели, воспользуемся методикой расче- та Индикатора вероятности успеха (PSI), которая была представле- на в данной работе ранее (см. п. 4.6. Критерии успешных проек- тов).
291
Расчет Индикатора вероятности успеха
Сопоставим фактическую реализацию инвестиционного проекта «Увеличение добычи коксующихся углей на разрезе
«Нерюнгринский» тем десяти этапам, которые предлагает для оценки успешности проектов Фергус О' Коннэл в своей книге
«Как успешно руководить проектами. Серебряная пуля» и рас- считаем Индикатор вероятности успеха данного проекта.
Так как PSI (Probability of Success Indicator) – может быть рас- считан в любой точке жизни проекта, то это дает нам возможность оценить соответствие данного проекта десяти этапам «Серебряной пули» и вероятность того, что проект завершится успешно, еще на стадии его реализации.
И так, рассчитаем PSI (Probability of Success Indicator) для про- екта «Увеличение добычи коксующихся углей на разрезе «Нерюн- гринский».
1. Цель четко определена?
На первый взгляд, достаточно, цель определена сразу и пре- дельно четко – увеличение добычи угля на 1400 тыс. т в 2008 году.
Но только на первый.
Лишь после начала реализации данного проекта появилось по- нимание того, что главной целью данного проекта является не при- влечение кредита на 75 млн. дол. США и не приобретение техники.
И в настоящий момент времени, когда кредит получен, а основное горно-транспортное оборудование за счет данного кредита уже приобретено и введено в эксплуатацию, данный проект не завер- шен, а находится в стадии реализации. (Соответственно 10 баллов из 20).
2. Такой список работ, чтобы каждый знал свою часть
Все что касается привлечения кредитных ресурсов и обяза- тельств каждого структурного подразделения нашего предприятия по кредитному соглашению, то это было расписано достаточно подробно с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о других подэтапах реали- зации данного проекта…
Если бы главной целью являлось бы только привлечение кре- дита, то проект получил бы баллы по максимуму, а так только по- ловина, и то «с натяжкой». (Соответственно 10 баллов из 20).
3. Один руководитель
292
Номинально, руководитель данного проекта конечно сущест- вует. Но скорее он является куратором (заказчиком, спонсором и т.д.) данного проекта, чем его руководителем, который повсе- дневно живет только этим проектом.
К сожалению, действующего лидера проекта, который бы ру- ководил работой команды, у этого проекта не существует. (Следо- вательно, только 1 балл из 10).
4. Распределение людей по задачам
Один из постулатов успешности проекта звучит так: «У каж- дой задачи должно быть имя исполнителя».
К сожалению, как уже говорилось выше, в этом проекте доста- точно подробно были расписаны только ответственные лица по привлечению и отработке кредитного соглашения с Сумитомо
Корпорейшн, и то, ответственными за выполнение тех или иных задач являлись начальники управлений, то есть не сами исполни- тели.
Возникла ситуация, когда вместо плана проекта с точным оп- ределением задач, сроков их реализации и ответственных за все это лиц, начал использоваться разработанный институтом бизнес-план инвестиционного проекта, который был разработан для обоснова- ния необходимости иностранных инвестиций и мог бы быть про- межуточным продуктом в плане реализации всего проекта.
В итоге, 4 балла из 10.
5. Запасная позиция
Как показала жизнь, планы это одно, а действительность часто совсем другое.
С того момента как начал осуществляться инвестиционный проект «Увеличение добычи коксующихся углей на разрезе «Не- рюнгринский» прошло более 2 лет.
Таблица 5
Ввод в эксплуатацию оборудования, приобретенного в рамках
за 2005-2006 год (по состоянию на 1 сентября 2006 г.)
№
п/п
Вид оборудования
№ шасси
Гараж.
№
План по бюд-
жету
Дата вво-
да в экспл.
1 2
3
4
5 6
1
Карьер.самосвал Бе- лАЗ-75306 76 147 32 572 000 29.04.05
293
2
Карьер.самосвал Бе- лАЗ-75306 78 148 32 572 000 29.07.05 3
Карьер.самосвал Бе- лАЗ-75306 81 149 32 572 000 29.07.05 4
Карьер.самосвал Бе- лАЗ-75306 84 151 32 572 000 29.07.05 5
Карьер.самосвал Бе- лАЗ-75306 85 152 32 572 000 29.07.05 6
Карьер.самосвал Бе- лАЗ-75306 86 153 32 572 000 29.07.05 7
Карьер.самосвал Бе- лАЗ-75306 87 154 32 572 000 30.09.05 8
Карьер.самосвал Бе- лАЗ-75306 88 190 32 572 000 30.09.05
Итого БелАЗ-75306
260 576 000
1
Карьер.самосвал
Комацу-830Е
777 4023 80 730 000 30.11.05 2
Карьер.самосвал
Комацу-830Е
780 4024 80 730 000 30.11.05 3
Карьер.самосвал
Комацу-830Е
782 4025 80 730 000 30.12.05 4
Карьер.самосвал
Комацу-830Е
784 4026 80 730 000 31.03.06 5
Карьер.самосвал
Комацу-830Е
790 4027 80 730 000 10.02.06 6
Карьер.самосвал
Комацу-830Е
799 4028 80 730 000 17.03.06
Итого
Комацу-
830Е
484 380 000
1
Экскаватор РС 8000
№1 12048 5
445 923 000 30.12.05
инвестиционного проекта с Сумитомо Корпорейшн
Баланс. ст-ть (в
руб.)
Курс $ на
дату ввода
Стоимость в $
Незавершенное
строительство
Примеча-
ние
руб. $
7 8 9
10
11
12
38 674 095,52 27,8055 1 390 879,34
Пр.176 от
28.04.05
294
39 357 681,71 28,6817 1 372 222,77 39 354 038,52 28,6817 1 372 095,74 39 394 646,96 28,6817 1 373 511,58 39 233 005,44 28,6817 1 367 875,87 39 121 897,64 28,6817 1 364 002,05 39 905 412,51 28,6817 1 391 319,64 39 833 515,65 28,6817 1 388 812,92
314 876 293,95
11 020 719,92
86 995 773,96 28,4244 3 060 601,95 86 348 888,32 28,4244 3 037 843,84 88 639 603,07 28,7900 3 078 833,03
Пр.538 от
29.12.05 89 722 501,36 27,7626 3 231 775,89 89 665 016,27 28,2496 3 174 027,82
Пр.43 от
09.02.06 91 170 387,99 27,8171 3 277 494,35
532 542 170,97
18 860 576,87
0,00
0,00
394 077 660,08 28,7900 13 688 004,87
1 2
3
4
5 6
2
Экскаватор РС 8000
№2 12049 6
445 923 000 24.03.06
Итого Экскаватор
РС 8000
891 846 000
1
Бур.станок с дол.
270 мм №1 4363 55 206 000 24.03.06
295
2
Бур.станок с дол.
270 мм №2 4364 55 206 000 14.04.06
Итого Бур.станок
110 412 000
1
Экскаватор добыч- ной РС 3000-6 6223 144 155 000 15.09.06
Итого Экскаватор
РС 3000
144 155 000
1
Контейнер
Итого Контейнер
0
В С Е Г О
1 891 369 000
За это время многое изменилось:
1.
Конъюнктура спроса и предложения на международном рынке угля. После пика цен на уголь в 2005 году наступило время спада. Появились сложности в реализации угольной продукции.
2.
Изменились курс доллара США и Евро, от которых на- прямую зависит прибыль экспортно-ориентированного
3. предприятия, а так же платежи по контрактам на им- портную технику.
4.
Растут цены на приобретаемую технику, так же как и на электричество, ГСМ, запасные части….
5.
Сменился собственник: 25 % + 1 акция была (блоки- рующий пакет) ОАО ХК «Якутуголь» были приобретены на аук- ционе фирмой «Мечел».
6.
И многое, многое другое.
Все эти изменения, конечно, не могли не повлиять на реализа- цию длительного инвестиционного проекта, которым и является проект с Сумитомо Корп.
История показала, что отнюдь не все эти риски были просчи- таны и учтены в данном проекте.
Продолжение таблицы 5
7 8 9 10 11
12
392 800 140,20 27,7680 14 145 784,36
786 877 800,28
27 833 789,23
0,00
0,00
60 981 235,48 27,7680 2 196 097,50 60 343 360,07 27,6985 2 178 578,63