Файл: Эффективность использования трудовых ресурсов в сельскохозяйственной организаци.rtf
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
показывает среднее число человеко-дней нетрудоспособности, приходящихся на 1 несчастный случай:
Кт = Д / Н, (11 )
где Д- число дней нетрудоспособности в результате травматизма за отчетный период;
Н- число несчастных случаев.
Основными источниками травматизма являются неисправленные машины и оборудования, плохое состояние внутрихозяйственных дорог по фермам, недостаточный уровень знаний технологии и правил эксплуатации техники и технологической дисциплины.
В ООО «Дружба-2»работники, которые трудятся на работах с вредными условиями труда, имеют право на дополнительный отпуск в течение 6 дней. К работникам, занятых выполнением работ с вредными условиями труда относятся: ветврач, занятый осмотром и обслуживанием животных с подозрением на заразные болезни, работники складов, непосредственно занятые на приемке, расфасовке, погрузке и затаривании ядохимикатов, электросварщик.
В ООО «Дружба-2»этим работникам предусмотрена выдача молока по 0,5 литра в сутки в дни фактической работы во вредных условиях труда за вредность. На случай возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии разработаны планы эвакуации работников и животных. Но так как эти планы были составлены три года назад, их необходимо пересмотреть, потому что за прошедший период произошли некоторые изменения в размещении скота на фермах. В хозяйстве также проводятся занятия по гражданской обороне один раз в год. При возникновении чрезвычайных ситуаций в хозяйстве нет возможности укрыть людей и животных, эвакуировать население, однако, можно использовать имеющиеся внутри фермы комнаты отдыха при условии, что будут закрыты все вентиляционные отверстия. В комнате отдыха имеется аптечка, но отрицательным моментом является то, что запасы пищи и воды в таких комнатах негде.
Для улучшения создавшегося положения никаких мер не предпринимается. Дотаций из бюджета не производится, а собственных средств у предприятия на такие мероприятия просто нет. Все проводимые мероприятия способствуют улучшению условий труда, что в свою очередь сказывается на эффективности использования персонала и сельскохозяйственного производства.
В заключении можно сказать, что охрана труда в данном предприятии организована плохо, гражданская оборона тоже развита очень слабо.
6. Охрана окружающей среды
До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность-ориентация не на плавное централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования. [14]
Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение), так и новые экономические стимулы (экономические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование ( рисунок 6).
Согласно Закона Российской Федерации об охране окружающей среды (1991) основными задачами экономического механизма являются:
- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов;
- предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении
малоотходных и ресурсосберегающих технологий;
- возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и
здоровью человека.
По мнению ученых, главная специфическая особенность нового экономического механизма - сделать охрану окружающей среды составной частью производственно - коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.
Включение экологических факторов в число экономических предполагает и их экономическую оценку в соответствии с критерием предельной полезности. Однако пока что делается только в отношении экологически негативных эффектов - изъятия ресурсов экосферы и техногенного загрязнения среды. Определение соответствующего экономического ущерба основано на стоимостном выражении потерь качества среды и экологических поражений. Общий ущерб ( уz), наносимый окружающей среде некоторой территории ( Z ) техногенными загрязнениями, определяется как сумма ущербов от загрязнения атмосферы ( Уа), воды ( Ув), почвы (Уп) и растительного покрова (Ур):
уz = Уа+Ув+Уп+Ур, ( 12 )
каждый из которых рассчитывается на основе значений массы и опасности поллютантов, внесенных в соответствующую среду. Методические трудности определения ущерба приводят к тому, что он практически почти не применяется в системе обобщающих показателей хозяйственной деятельности и, тем более, при оперативном экономическом контроле производства.
Важнейшим условием перехода на путь экоразвития является вопрос платности природопользования. Выделяют три группы платежей: непосредственно плата за природные ресурсы, плата за загрязнение и экологические налоги и штрафы. Плата за ресурсы - это денежное возмещение природопользователем общественных затрат по изысканию, сохранению, восстановлению используемого природного ресурса, также тех усилий, которые обществу предстоит сделать для возмещения или адекватной замены эксплуатируемого ресурса в будущем. Плата за природные ресурсы становится неизбежной. Она включает эксплуатационные платежи и оплату охраны и воспроизводсва природных ресурсов. [1]
Предусматривается две категории эксплуатационных платежей: плата за нормативное потребление и расходование ресурса и плата за сверхнормативное расходование, которая значительно выше и резко прогрессивна. Нормативы платы устанавливаются на основе кадастровых оценок соответствующих видов ресурсов.
Плата за загрязнение среды является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением.
Платежи за выделение (эмиссию) и внесение в природную среду вредных веществ-с выбросами в атмосферу, со стоками в водоемы, с размещением отходов на поверхности земли. подразделяются на плату за эмиссии в пределах установленных лимитов и плату за сверхлимитные
, сверхнормативные эмиссии.
Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в размерах, не превышающих нормативы ПДВ, ПДС, определяется произведением
Пн = СнМ, (13 )
при условии что М<=ПДВ или ПДС,
где Сн - ставка платы за выбросы 1т загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов, ден. ед/т;
М - фактический выброс загрязняющего вещества, в т.
Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы, размещение загрязняющих веществ определяется как произведение удельного экономического ущерба (У) от выбросов и сбросов 1т загрязняющего вещества на коэффициент его относительной опасности (Ко) и на коэффициент индексации платы (Кн):
Нбн = УКо Кн (14 )
Учтенная таким образом система платежей, не подкрепленная законодательными актами, не может способствовать повышению ответственности природопользователей за ухудшение качества окружающей среды.
Система экологического налогообложения (СЭН) еще только разрабатывается. В СЭН входит и плата за кредит на природоохранные средства. Система платежей, налогообложения и стимулирования должна быть организована таким образом, чтобы природопользователям было выгоднее
изменять технологию, осваивать менее природоемкие процессы, нежели платить налоги и штрафы. [1]
В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды в Российской Федерации создана система внебюджетных государственных экологических фондов. Их образование дает возможность осуществлять дополнительные мероприятия по охране окружающей среды сверх ассигнований, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете.
С 1 июля 1992 года платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции, а платежи за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
В начале года в хозяйство приходит счет, где указан размер платы по различным вопросам, а также сроки уплаты. ООО «Дружба-2»каждый квартал составляет расчет 10%-ых отчислений за загрязнение окружающей среды и сдает в налоговую инспекцию.
ООО «Дружба-2»уплачивает земельный налог. Для этого составляется расчет суммы земельного налога по видам сельскохозяйственных угодий. Рассчитывается налог по жилфонду, сельской местности.
Таким образом, для улучшения состояния окружающей среды в хозяйстве требуется выполнение целого ряда мероприятий и повышение экологической грамотности специалистов и населения.
Выводы и предложения
ООО «Дружба-2»специализируется на производстве зерна - в отрасли растениеводства и производстве молока - в отрасли животноводства, но большую долю занимает отрасль животноводства.
Размер хозяйства за последние три года по некоторым показателям имеет тенденцию к сокращению. Так, общая земельная площадь сократилась на 3,7% в том числе, из-за сокращения площади пашни и площади сельскохозяйственных угодий соответственно. Также сократилось количество среднегодовых работников на 8 человек или на 5,4% и составило в 2007 году 134 человека. По всем остальным показателям, характеризующим размер предприятия происходит рост.
Товарная продукция за анализируемый период увеличилась незначительно -на 0,3%. В среднем за три года товарная продукция растениеводства составляет 23,5%, а животноводства — 76,5%.
В ходе своей деятельности хозяйство все три года получало прибыль, причем самая высокая была в 2006 году.
Большое влияние в хозяйстве на получение прибыли оказывает обеспеченность и эффективное использование трудовых ресурсов в процессе получения сельскохозяйственной продукции.
Основное сокращение численности работников персонала произошло в 2008
году. Сокращение служащих произошло на 1человека. Численность работников животноводства и трактористов - машинистов увеличилось на 4 и 3 человека. Наибольший удельный вес среди работников, занятых в сельскохозяйственном производстве принадлежит постоянным работникам. В среднем за три года удельный вес их составил 81,56%.
Возрастной состав работников несбалансированный и основной рабочих и служащих составляет 20 – 30 лет, так как занимает в общей доле численности в 2008 г. 60%. Наименьшую долю занимают работники возрастной категории «старше 60 лет». Это обусловлено тем, что руководство хозяйства старается сформировать свой коллектив из максимально трудоспособных кадров.
Основная часть рабочих имеет среднее образование. Эта группа работников занимает самый высокий удельный вес каждый год анализируемого периода. Но нужно заметить, что в 2008 г. что в группе стало меньше на 6 работников. Высшее образование имеют в основном руководители хозяйства, их удельный вес в общей численности работающих составляет всего 8,96%.
Кт = Д / Н, (11 )
где Д- число дней нетрудоспособности в результате травматизма за отчетный период;
Н- число несчастных случаев.
Основными источниками травматизма являются неисправленные машины и оборудования, плохое состояние внутрихозяйственных дорог по фермам, недостаточный уровень знаний технологии и правил эксплуатации техники и технологической дисциплины.
В ООО «Дружба-2»работники, которые трудятся на работах с вредными условиями труда, имеют право на дополнительный отпуск в течение 6 дней. К работникам, занятых выполнением работ с вредными условиями труда относятся: ветврач, занятый осмотром и обслуживанием животных с подозрением на заразные болезни, работники складов, непосредственно занятые на приемке, расфасовке, погрузке и затаривании ядохимикатов, электросварщик.
В ООО «Дружба-2»этим работникам предусмотрена выдача молока по 0,5 литра в сутки в дни фактической работы во вредных условиях труда за вредность. На случай возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии разработаны планы эвакуации работников и животных. Но так как эти планы были составлены три года назад, их необходимо пересмотреть, потому что за прошедший период произошли некоторые изменения в размещении скота на фермах. В хозяйстве также проводятся занятия по гражданской обороне один раз в год. При возникновении чрезвычайных ситуаций в хозяйстве нет возможности укрыть людей и животных, эвакуировать население, однако, можно использовать имеющиеся внутри фермы комнаты отдыха при условии, что будут закрыты все вентиляционные отверстия. В комнате отдыха имеется аптечка, но отрицательным моментом является то, что запасы пищи и воды в таких комнатах негде.
Для улучшения создавшегося положения никаких мер не предпринимается. Дотаций из бюджета не производится, а собственных средств у предприятия на такие мероприятия просто нет. Все проводимые мероприятия способствуют улучшению условий труда, что в свою очередь сказывается на эффективности использования персонала и сельскохозяйственного производства.
В заключении можно сказать, что охрана труда в данном предприятии организована плохо, гражданская оборона тоже развита очень слабо.
6. Охрана окружающей среды
До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность-ориентация не на плавное централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования. [14]
Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение), так и новые экономические стимулы (экономические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование ( рисунок 6).
Согласно Закона Российской Федерации об охране окружающей среды (1991) основными задачами экономического механизма являются:
- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов;
- предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении
малоотходных и ресурсосберегающих технологий;
- возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и
здоровью человека.
По мнению ученых, главная специфическая особенность нового экономического механизма - сделать охрану окружающей среды составной частью производственно - коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.
Включение экологических факторов в число экономических предполагает и их экономическую оценку в соответствии с критерием предельной полезности. Однако пока что делается только в отношении экологически негативных эффектов - изъятия ресурсов экосферы и техногенного загрязнения среды. Определение соответствующего экономического ущерба основано на стоимостном выражении потерь качества среды и экологических поражений. Общий ущерб ( уz), наносимый окружающей среде некоторой территории ( Z ) техногенными загрязнениями, определяется как сумма ущербов от загрязнения атмосферы ( Уа), воды ( Ув), почвы (Уп) и растительного покрова (Ур):
уz = Уа+Ув+Уп+Ур, ( 12 )
каждый из которых рассчитывается на основе значений массы и опасности поллютантов, внесенных в соответствующую среду. Методические трудности определения ущерба приводят к тому, что он практически почти не применяется в системе обобщающих показателей хозяйственной деятельности и, тем более, при оперативном экономическом контроле производства.
Важнейшим условием перехода на путь экоразвития является вопрос платности природопользования. Выделяют три группы платежей: непосредственно плата за природные ресурсы, плата за загрязнение и экологические налоги и штрафы. Плата за ресурсы - это денежное возмещение природопользователем общественных затрат по изысканию, сохранению, восстановлению используемого природного ресурса, также тех усилий, которые обществу предстоит сделать для возмещения или адекватной замены эксплуатируемого ресурса в будущем. Плата за природные ресурсы становится неизбежной. Она включает эксплуатационные платежи и оплату охраны и воспроизводсва природных ресурсов. [1]
Предусматривается две категории эксплуатационных платежей: плата за нормативное потребление и расходование ресурса и плата за сверхнормативное расходование, которая значительно выше и резко прогрессивна. Нормативы платы устанавливаются на основе кадастровых оценок соответствующих видов ресурсов.
Плата за загрязнение среды является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением.
Платежи за выделение (эмиссию) и внесение в природную среду вредных веществ-с выбросами в атмосферу, со стоками в водоемы, с размещением отходов на поверхности земли. подразделяются на плату за эмиссии в пределах установленных лимитов и плату за сверхлимитные
, сверхнормативные эмиссии.
Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в размерах, не превышающих нормативы ПДВ, ПДС, определяется произведением
Пн = СнМ, (13 )
при условии что М<=ПДВ или ПДС,
где Сн - ставка платы за выбросы 1т загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов, ден. ед/т;
М - фактический выброс загрязняющего вещества, в т.
Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы, размещение загрязняющих веществ определяется как произведение удельного экономического ущерба (У) от выбросов и сбросов 1т загрязняющего вещества на коэффициент его относительной опасности (Ко) и на коэффициент индексации платы (Кн):
Нбн = УКо Кн (14 )
Учтенная таким образом система платежей, не подкрепленная законодательными актами, не может способствовать повышению ответственности природопользователей за ухудшение качества окружающей среды.
Система экологического налогообложения (СЭН) еще только разрабатывается. В СЭН входит и плата за кредит на природоохранные средства. Система платежей, налогообложения и стимулирования должна быть организована таким образом, чтобы природопользователям было выгоднее
изменять технологию, осваивать менее природоемкие процессы, нежели платить налоги и штрафы. [1]
В соответствии с Законом об охране окружающей природной среды в Российской Федерации создана система внебюджетных государственных экологических фондов. Их образование дает возможность осуществлять дополнительные мероприятия по охране окружающей среды сверх ассигнований, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете.
С 1 июля 1992 года платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции, а платежи за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
В начале года в хозяйство приходит счет, где указан размер платы по различным вопросам, а также сроки уплаты. ООО «Дружба-2»каждый квартал составляет расчет 10%-ых отчислений за загрязнение окружающей среды и сдает в налоговую инспекцию.
ООО «Дружба-2»уплачивает земельный налог. Для этого составляется расчет суммы земельного налога по видам сельскохозяйственных угодий. Рассчитывается налог по жилфонду, сельской местности.
Таким образом, для улучшения состояния окружающей среды в хозяйстве требуется выполнение целого ряда мероприятий и повышение экологической грамотности специалистов и населения.
Выводы и предложения
ООО «Дружба-2»специализируется на производстве зерна - в отрасли растениеводства и производстве молока - в отрасли животноводства, но большую долю занимает отрасль животноводства.
Размер хозяйства за последние три года по некоторым показателям имеет тенденцию к сокращению. Так, общая земельная площадь сократилась на 3,7% в том числе, из-за сокращения площади пашни и площади сельскохозяйственных угодий соответственно. Также сократилось количество среднегодовых работников на 8 человек или на 5,4% и составило в 2007 году 134 человека. По всем остальным показателям, характеризующим размер предприятия происходит рост.
Товарная продукция за анализируемый период увеличилась незначительно -на 0,3%. В среднем за три года товарная продукция растениеводства составляет 23,5%, а животноводства — 76,5%.
В ходе своей деятельности хозяйство все три года получало прибыль, причем самая высокая была в 2006 году.
Большое влияние в хозяйстве на получение прибыли оказывает обеспеченность и эффективное использование трудовых ресурсов в процессе получения сельскохозяйственной продукции.
Основное сокращение численности работников персонала произошло в 2008
году. Сокращение служащих произошло на 1человека. Численность работников животноводства и трактористов - машинистов увеличилось на 4 и 3 человека. Наибольший удельный вес среди работников, занятых в сельскохозяйственном производстве принадлежит постоянным работникам. В среднем за три года удельный вес их составил 81,56%.
Возрастной состав работников несбалансированный и основной рабочих и служащих составляет 20 – 30 лет, так как занимает в общей доле численности в 2008 г. 60%. Наименьшую долю занимают работники возрастной категории «старше 60 лет». Это обусловлено тем, что руководство хозяйства старается сформировать свой коллектив из максимально трудоспособных кадров.
Основная часть рабочих имеет среднее образование. Эта группа работников занимает самый высокий удельный вес каждый год анализируемого периода. Но нужно заметить, что в 2008 г. что в группе стало меньше на 6 работников. Высшее образование имеют в основном руководители хозяйства, их удельный вес в общей численности работающих составляет всего 8,96%.