Файл: Ответы к экзамену по дисциплине Статистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 624

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Неналоговые поступления - это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

Официальные трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций, а также от негосударственных источников ( средства частных организаций, направляемые на строительство больниц).

Расходы - это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кре­дитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величи­не дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как: Дефицит =(Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств


В результате накопления бюджетного дефицита образуется государе венный долг. Государственный долг - это неоплаченная сумма официально признанных обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и другим миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

Анализ выполнения бюджета (для Российской Федерации возможны такие варианты, как консолидированный бюджет, федеральный).

Может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана:

  • По доходам;

  • По расходам;

  • По их видам;

  • По целевому использованию и т.д.

Оценка налогового прироста:

1.Влияние изменения налоговой базы на абсолютный прирост налога:

Прирост Нб = (Б1-Б0)/С0

2.Влияние изменения налоговой ставки на абсолютный прирост налога:

Прирост Нс = (С1-С0)/Б1

где Б1 и Б0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периоде соответственно;

С1 и С0 - уровень налоговой ставки в отчетном и базисном (плановом) периоде соответственно.

Сумма прироста налогов по двум факторам равна общему приросту налоговых доходов по анализируемому виду налогов.

Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет проанализировать, в, какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.

В результате классификации устанавливается сходство между операциями государственного управления и группируются сотни и тысячи отдельных операций и программ, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, которые помогают выявит характер, структуру и экономическое воздействие таких показателей, доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитован минус погашение, финансирование и долг.

Предлагаемая Международным валютным фондом система классифи-0ций, определяющая структуру системы показателей государственного бюджета, включает следующие разделы:

A. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов

Б. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения

B. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита



Г. Классификация государственного долга.

Рассмотрим более подробно эти основные классификации государственного бюджета.

Классификация доходов и полученных официальных трансфертов:

  • Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)

  • Общие доходы (III + VI)

  • Текущие доходы (IV + V)

  • Налоговые поступления

Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (до-ходы от собственности, выручка от реализации и комиссионные сборы, Штрафы или частные пожертвования).

Доходы от операций с капиталом включают доходы от продажи личных видов капитальных активов и добровольные взносы на капитальные вложения из негосударственных источников.

Официальные трансферты классифицируются в соответствии с их источниками (отечественные или зарубежные), а также по их назначению (для текущих расходов или капиталовложений).

Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения проводится по двум основным признакам: назначение или функция, с выполнением которой связаны расходы, и экономическая характеристика oneраций, при проведении которых осуществляются эти расходы.

Функциональная классификация расходов и кредитования за вычетом погашения:

  • Государственные услуги общего характера;

  • Оборона;

  • Общественный порядок и безопасность;

  • Образование;

  • Здравоохранение;

  • Социальное страхование и социальное обеспечение;

  • Жилищно-коммунальное хозяйство;

  • Организация отдыха и деятельность в сферах культуры и религии;

  • Топливно-энергетический комплекс;

  • Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота;

  • Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые (за исключением топлива); обрабатывающая промышленность; строительство;

  • Транспорт и связь;

  • Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью;

  • Расходы, не отнесенные к основным группам.

В функциональной классификации расходов бюджета можно выделить четыре категории:

I. Государственные услуги общего назначения

Это общая бюджетная деятельность, общая кадровая политика, центральные закупки и снабжение, внешние отношения, оборона, общественный порядок и государственная безопасность.

П. Общественные и социальные услуги


К ним относятся образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, коммунальное обслуживание, санэпидемстанции, организация отдыха и культурная деятельность.

III. Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью

Сюда включаются государственные расходы на регулирование и обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности. Категория отражает такие государственные задачи, как экономическое развитие, урегулирование диспропорций регионального масштаба, создание новых рабочих мест.

IV. Прочие функции

Эта группа включает выплаты процентов и расходы, связанные с гарантией государственного долга, а также трансферты общего характера, Предаваемые другим государственным учреждениям.

Экономическая классификация расходов и кредитования за вычетом погашения определяет те виды операций, которые используются учреждениями государственного управления для выполнения ими своих функций, а также воздействие, оказываемое в результате их деятельности на функционирование рынков товаров и услуг и финансовых рынков и на распределение доходов в остальной части экономики.

По типу кредитора. Кредиторы или владельцы долговых обязательств классифицируются по принципу однородности экономического поведения, что позволяет получить информацию о вероятном воздействии на экономику.

Классификация операций финансирования составлена таким образом, чтобы показать источники получения финансовых средств, необходимых для покрытия дефицита сектора государственного управления, а также использование тех средств, которые образовались в результате превышения доходов над расходами.

По типу долгового обязательства. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита по типу долгового обязательства позволяет получить информацию о способах, используемых государственными учреждениями для финансирования своего дефицита или распределения финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышения их доходов над расходами.

Наиболее важной классификацией государственного долга является классификация по типу держателей долговых обязательств, т. е. по типу кредитора:

Во избежание повторного счета итоговые величины (внутренний долг другим частям сектора государственного управления или отдельные его позиции) не должны включать долговые обязательства, владельцами которых являются те части сектора государственного управления, отдельные его уровни или весь сектор в целом, данные о долге которых уже включены в таблицу. Рекомендуется иметь ряд справочных статей (например, внутрен­ний долг, погашаемый в иностранной валюте, внешний долг, погашаемый в национальной валюте, и др.). Дополнительными классификациями государственного долга могут быть классификации непогашенного долга по секторам и подсекторам экономики, по типу долгового обязательства (внутренний или внешний; в форме ценных бумаг или в форме ссуд, не
предназначенных для обращения; краткосрочный или долгосрочный).


  1. Статистика финансов предприятия: назначение и основные показатели.


Финансы предприятий (организаций) - хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания различных услуг.

Финансовые отношения предприятий (организаций) различаются по характеру и направленности. Внутри самих предприятий (организаций) финансовые отношения возникают, прежде всего, в процессе образования доходов, формирования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения для удовлетворения потребностей производственного и потребительского назначения.

Между предприятиями-резидентами и нерезидентами происходит движение финансовых ресурсов. Финансовые отношения складываются при вложении средств в акции и облигации других предприятий и получении по ним дивидендов и процентов, движении экспортно-валютной выручки, уплате или получении штрафов в случае нарушения договорных обязательств, участии в распределении прибыли от кооперации производственных процессов и т. д.

Финансовые отношения с банками связаны главным образом с получением и погашением банковских ссуд, уплатой процентов по ним и предоставлением банками за определенную плату во временное пользование свободных денежных средств. Со страховыми компаниями финансовые отношения складываются при образовании и использовании различных страховых фондов.

Финансово-денежные отношения предприятий (организаций) с государством возникают в связи с формированием и использованием бюджетных и внебюджетных фондов и выражаются в форме платежей в бюджет и внебюджетные фонды различных уровней.

Кроме того, предприятия (организации) вступают в определенные финансовые отношения в пределах внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов, т. е. так называемые «вертикальные» взаимосвязи.

Предметом изучения статистики финансов предприятий является количественная характеристика их финансово-денежных отношений с учетом их качественных особенностей, обусловленных образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов, выполнением обязательств хозяйствующих субъектов друг перед другом, перед финансово-банковской системой и государством.