Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 984

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изученная нами проблема возрастного кризиса личности среднего возраста показала, что в этот период личность сталкивается, с одной стороны, с закономерным спадом показателей активности на физическом и частично на психическом уровне, сталкивается на психологическом уровне с ощущением опустошенности, разочарования и апатии, а также переживает кризис ценностей и смыслов своей жизни, кризис Самости. Все это погружает человека в осмысление и рефлексию, где критериями анализа и

оценок служат цели самореализации, поставленные личностью на предыдущих этапах жизнедеятельности. При нормативном протекании кризиса личность, переосмысляя достигнутое и имеющееся, приходит к качественным изменениям, к новой продуктивности, выражая это в трансформации целей, ценностей и смысложизненных ориентаций. Но, при других, негативных, вариантах человек, погружаясь в разочарования и переживания из-за неудовлетворенности собой, другими, существующей жизнью и миром в целом, попадает в зону невротизации личности, зачастую сопровождаемую развитием депрессий, нервозов и другими расстройствами. То есть, при всей необходимости и даже позитивности этого кризиса для личностного роста и трансформации личности, кризисные переживания личности требует внимания и профессиональной психологической помощи.

Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.

Для организации
и оказания качественной и эффективной психологической помощи личности, переживающей кризис середины жизни, в мировой практике накоплен довольно-таки большой методологический, методический и технологический опыт. Большим преимуществом на этом этапе жизнедеятельности личности обладают когнитивно-поведенческие психотерапевтические модели помощи и разработки экзистенциальной психотерапии.

На этапе возрастного кризиса личности среднего возраста большими ресурсами обладает экзистенциальная психотерапия, основополагающая идея которой заключается в необходимости для личности осмысленности собственной жизни, организация ее в соответствии с личными ценностями и смыслами, которые способны на этом этапе привести человека к удовлетворенности собственной жизнью, проживая ее и реализуя себя на более качественном уровне.

Основные положения экзистенциальной психотерапевтической помощи личности построены на идеях о сущностном проживании своей жизни на всех ее этапах и формах, о свободном и осознанном выборе способов жизни и ответственности за свои выборы, а также осмысленности выборов и способов собственной реализации. Именно это, по мнению сторонников этого психологического направления, позволит человеку не испытывать тревогу и вину, а воплощать себя с учетом рисков и неопределённости жизни.

В современной экзистенциальной психотерапии можно выделить такие доминирующие подходы, как экзистенциальный анализ швейцарского психиатра Л. Бинсвангера [12], экзистенциальный анализ австрийского психотерапевта А. Лэнгле [67], логотерапия

В.Э. Франкла [119], современный экзистенциальный подход дазайн-анализ (Dasein- analysis) швейцарского психиатра М. Босса [136] и экзистенциальное консультирование американских психологов и психотерапевтов Р. Мэя, И. Ялома, Дж. Бьюдженталя [20].

Согласно взглядам экзистенциальной психотерапии, проблемы личности и ее невротизация возникают из-за субъективного ощущения невозможности быть свободным в выборах жизненного пути, что его жизнь жестко детерминирована внешними обстоятельствами, социумом, институтами власти и т. д., хотя на самом деле «проживание человеком жизни есть его свободное существование» [76]. В этом контексте реализуют свои стратегии психологической помощи и экзистенциальные терапевты.

Так, Л. Бинсвангер, объясняя принципы своего экзистенциального анализа, который корнями уходил в классический психоанализ, предлагал сконцентрироваться в большей степени не на анализе вытесненных переживаний, а на анализе того, что содержится в сознании человека, что он вполне осознает, что им переживается в актуальном состоянии. Он считал, что материалом для анализа должны стать идеи, суждения, убеждения человека, согласованность этого с его жизнью, поведением, особенностью

взаимодействия с социумом. Важное значение в работе приобретает поиск эффективности личности и удовлетворяющего ее опыта. Именно такое исследование позволит человека преодолеть субъективное понимание противостоящего ему мира, увидеть осмысленность происходящего,
выделить смыслы как основание своих выборов и выстроить в итоге картину будущего, построенную на основании ценностей и смыслов [12].

Модель экзистенциального анализа А. Лэнгле основана на идее единства «тела и души», на целостности и непротиворечивости физического, психического и духовного в человеке. Именно это позволит личности обрести целостность с неконфронтирующими сферами и слоями личности, что определит ее психическое здоровье и психологическое благополучие. Его психотерапевтический анализ был направлен на поиск «конфронтирующих сторон», а противодействие и конфликты он видел в мотивационной системе человека – на каждом уровне мотивационных конструктов и между ними. В своем анализе он опирался на разработанную им уровневую структуру мотивов личности, где мотивы располагаются от мотивов адаптации и приспособления к миру до высших, смысловых, наполняясь в этом континууме мотивами чувства жизни и самоценности Я. Прорабатывая с клиентом такие вопросы, как «Могу ли я быть в этом мире?», «Нравится ли мне это и в какой степени?», «Какой я и могу ли быть таким, каков есть?» и

«Что я с этим должен делать? Какой в этом смысл?» [67], происходит последовательное и постепенное преодоление мучительных конфликтов, формируется внутренняя согласованность и, как следствие, целостность личности и осмысленное и ответственное проживание жизни [67].

Известное направление в экзистенциальной психотерапии логотерапия, разработанная В. Франклом, построено было на его понимании доминирующего чувства «современного человека», которое он
называл

«чувством экзистенциального вакуума». Именно потерю смысла существования он считал источником неврозов и депрессий, появления чувства бессмысленности и безнадежности. По его мнению, «ноэтическая»

часть в структуре личности, «возвышаясь над телесным Я и психическим», способна организовать гармонично функционирование целостной личности путем «обретения духовности, свободы и ответственности» [119]. Логотерапия, по сути, представляет собой метод помощи в достижении свободы и смысла посредством последовательного постижения и осознания наличия вариантов для создания собственной жизни в соответствии со своими целями, ценностями и смыслами. То есть, в ходе работы человек ищет «возможность воплощения лучшего себя в именно в том мире, который у него сейчас есть» [119].

Дазайн-анализ (Dasein-анализ) М. Босса построен на понимании значимости мира только в контексте индивидуального понимания этой значимости для конкретного человека. Большое внимание М. Босс уделял психологичсеким защитам личности, которые совершают работу, устраняя из сознания человека многие аспекты его жизни и жизнедеятельности, тем самым делая невозможным переработку событий жизни в полной мере и лишая человека возможности принятия конструктивных решений о своей жизни и самом себе. В ходе работы М. Босс предлагает «возвращать утраченный мир», восстанавливая чувство собственной значимости, естественность взаимодействия с миром, чувство доверия и безопасности, и на этой основе пробуждать подавленные потенциалы личности. Именно на этой основе, говорит