Файл: Диссертация на тему изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 997
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
психической деятельности индивида среднего возраста множественные исследования выделили снижение физиологических, психомоторных и психофизиологических показателей. Инволюционируют зрение, слух человека, частично снижаются его обоняние и вкусовые ощущения, отмечается спад физических возможностей (сила, выносливость, объем движения, скорость) [117]. При этом, по мнению И. Степановой, эволюционируют интеллектуальные функции человека, что проявляется в интеграции образно-логического мышления с практическим, делая мышление более гибким [107].
На психологическом и духовном уровне страдает эмоциональная сфера, Я-концепция личности и ценностно-смысловая сфера человека. Так, заметными становятся сниженный фон настроения, отсутствие спонтанной радости, негативная интерпретация событий жизни, повышение общей
тревожности и тревоги за детей и близких, сопровождаемая чувством усталости, как физической, так и психологической. Эти состояния сопровождаются апатичностью и потерей интереса ко многому, происходящему в жизни и мире, все становится скучным и не вызывает положительного эмоционального отклика в личности. При этом анализ зачастую показывает, что это определяется погруженностью человека в воспоминания о молодости и сравнением «тусклого настоящего с ярким и сверкающим прошлым». В самосознании человека этого возраста отмечается возрастание рефлексивности и, как следствие, снижение его самооценки и негативное отношение к своим способностям и потенциалам
личности. Также актуализируются духовные переживания человека – актуальные ценности и смыслы жизни пересматриваются, зачастую обесцениваются прежние, а новые еще не оформлены в сознании человека, что понятным образом выражается в ощущении бессмысленности существования и потери надежды [121].
Таким образом, кризис середины жизни – это время переосмысления, где личность сталкиваясь с изменениями и переживая разочарование и общий спад (и физический, и психологический), приходит к пониманию необходимости изменений и даже их желательности, но которые уже должны произойти на индивидуальном уровне и выразиться в саморазвитии, самообучении, самовоспитании, самореализации. Все, что происходит с человеком на физическом и психологическом плане, должно осознаваться личностью и осмысляться ею, а результат этих процессов может как продвинуть личность на качественно новый уровень жизни и самоосуществления, так и низвергнуть в глубокие переживания, депрессии, неврозы и другие расстройства, не позволяющие человеку актуализировать себя в новом возрастном периоде.
Феномен возраста неотделим от понятий «идентичность» и «время». Нет субъективного времени самого по себе, кроме как в теоретическом рассмотрении и в созданных лабораторных условиях, но оно есть в сознании
каждого человека с нормальным развитием, которое он осознает через призму осмысления жизни, ситуации и своей роли в социуме. Кризис
«середины жизни» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, даже если полученный результат соответствует запланированному,
но не сопровождается достаточным количеством позитивных ощущений.
Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.
То есть, кризис среднего возраста, при всей нормативности, по мнению многих авторов, совершенно не обязателен для каждого индивида и в своей сути этот период имеет позитивное значение для личностного роста и трансформации личности, однако, кризисные переживания для взрослого человека все же закономерны, довольно-таки тяжелы и требуют и внимания, и профессиональной психологической помощи.
Возрастной кризис и рассмотренные ранее характеристики его возникновения и протекания изучались, как было сказано, с разных сторон – как кризис индивидуальности, как профессиональный кризис, как кризис отношений и пр. Не меньший интерес при изучении кризиса середины жизни представляли и различия его протекания у людей разного пола и их гендерных особенностей.
Проблема половых и гендерных различий поведения, общения, деятельности, а также эмоционально-волевой сферы личности, познавательной, духовно-нравственной в совокупности с ценностно- мотивационной сферами личности давно привлекают внимание многих
исследователей и изучаются в различных науках и направлениях. В психологии систематизация половых и гендерных различий изучается в рамках дифференциальной психологии, но многие данные получены в рамках других отраслей психологии.
Долгое время в науке различия изучались только лишь в аспекте пола человека, но постепенно, накопленные данные, обозначили необходимость более тонкой дифференциации наблюдаемых различий на основании не биологического, а социально-психологического пола личности. В современной науке общепринятым стало понятием «пол» биологические особенности индивида, на основе которых человек определяется по принадлежности к мужскому или женскому полу. Гендер же
означает психологический пол человека, который у него сформировался путем принятия им социокультурных норм, существующих в обществе. Связь и различие между понятиями пола и гендера проводит Е.С. Косых [52]. Она считает, что в категорийном плане пол состоит из двух элементов, образованных и биологией, и социумом.
Американский психолог Р. Столлер предложил грамматическую категорию «гендер» использовать для разделения биологического и социального аспектов сексуальности человека [43]. С введением понятия
«гендер» психологические особенности мужчин и женщин, трактуемые как биологически детерминированные, стали рассматриваться в связи с процессами аккультурации и социализации. Термин «гендер» укореняется в понятийном аппарате психологии и охватывает такие психологические и социально-психологические феномены, как гендерная идентичность, гендерная схема, гендерные нормы, гендерные роли и др. В современных психологических исследованиях все более отчетливо утверждается многомерность гендера, где психологическое содержание определяется представлениями человека о том, «кто такие» мужчины или женщины, то есть «…индивидуальными когнитивными схемами в отношении личности людей разного пола и разных сексуальных предпочтений» [11].
Е.П. Ильин считает, что гендер означает ту социальную роль, которую человек выбирает, относительно независимо от своих биологических половых признаков. Пол – это то, что дано нам природой, гендер – то, что мы из себя делаем в процессе жизнедеятельности [43].
Известная французская писательница, философ,
На психологическом и духовном уровне страдает эмоциональная сфера, Я-концепция личности и ценностно-смысловая сфера человека. Так, заметными становятся сниженный фон настроения, отсутствие спонтанной радости, негативная интерпретация событий жизни, повышение общей
тревожности и тревоги за детей и близких, сопровождаемая чувством усталости, как физической, так и психологической. Эти состояния сопровождаются апатичностью и потерей интереса ко многому, происходящему в жизни и мире, все становится скучным и не вызывает положительного эмоционального отклика в личности. При этом анализ зачастую показывает, что это определяется погруженностью человека в воспоминания о молодости и сравнением «тусклого настоящего с ярким и сверкающим прошлым». В самосознании человека этого возраста отмечается возрастание рефлексивности и, как следствие, снижение его самооценки и негативное отношение к своим способностям и потенциалам
личности. Также актуализируются духовные переживания человека – актуальные ценности и смыслы жизни пересматриваются, зачастую обесцениваются прежние, а новые еще не оформлены в сознании человека, что понятным образом выражается в ощущении бессмысленности существования и потери надежды [121].
Таким образом, кризис середины жизни – это время переосмысления, где личность сталкиваясь с изменениями и переживая разочарование и общий спад (и физический, и психологический), приходит к пониманию необходимости изменений и даже их желательности, но которые уже должны произойти на индивидуальном уровне и выразиться в саморазвитии, самообучении, самовоспитании, самореализации. Все, что происходит с человеком на физическом и психологическом плане, должно осознаваться личностью и осмысляться ею, а результат этих процессов может как продвинуть личность на качественно новый уровень жизни и самоосуществления, так и низвергнуть в глубокие переживания, депрессии, неврозы и другие расстройства, не позволяющие человеку актуализировать себя в новом возрастном периоде.
Феномен возраста неотделим от понятий «идентичность» и «время». Нет субъективного времени самого по себе, кроме как в теоретическом рассмотрении и в созданных лабораторных условиях, но оно есть в сознании
каждого человека с нормальным развитием, которое он осознает через призму осмысления жизни, ситуации и своей роли в социуме. Кризис
«середины жизни» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, даже если полученный результат соответствует запланированному,
но не сопровождается достаточным количеством позитивных ощущений.
Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.
То есть, кризис среднего возраста, при всей нормативности, по мнению многих авторов, совершенно не обязателен для каждого индивида и в своей сути этот период имеет позитивное значение для личностного роста и трансформации личности, однако, кризисные переживания для взрослого человека все же закономерны, довольно-таки тяжелы и требуют и внимания, и профессиональной психологической помощи.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Особенности протекания возрастного кризиса середины жизни в аспекте половых различий
Возрастной кризис и рассмотренные ранее характеристики его возникновения и протекания изучались, как было сказано, с разных сторон – как кризис индивидуальности, как профессиональный кризис, как кризис отношений и пр. Не меньший интерес при изучении кризиса середины жизни представляли и различия его протекания у людей разного пола и их гендерных особенностей.
Проблема половых и гендерных различий поведения, общения, деятельности, а также эмоционально-волевой сферы личности, познавательной, духовно-нравственной в совокупности с ценностно- мотивационной сферами личности давно привлекают внимание многих
исследователей и изучаются в различных науках и направлениях. В психологии систематизация половых и гендерных различий изучается в рамках дифференциальной психологии, но многие данные получены в рамках других отраслей психологии.
Долгое время в науке различия изучались только лишь в аспекте пола человека, но постепенно, накопленные данные, обозначили необходимость более тонкой дифференциации наблюдаемых различий на основании не биологического, а социально-психологического пола личности. В современной науке общепринятым стало понятием «пол» биологические особенности индивида, на основе которых человек определяется по принадлежности к мужскому или женскому полу. Гендер же
означает психологический пол человека, который у него сформировался путем принятия им социокультурных норм, существующих в обществе. Связь и различие между понятиями пола и гендера проводит Е.С. Косых [52]. Она считает, что в категорийном плане пол состоит из двух элементов, образованных и биологией, и социумом.
Американский психолог Р. Столлер предложил грамматическую категорию «гендер» использовать для разделения биологического и социального аспектов сексуальности человека [43]. С введением понятия
«гендер» психологические особенности мужчин и женщин, трактуемые как биологически детерминированные, стали рассматриваться в связи с процессами аккультурации и социализации. Термин «гендер» укореняется в понятийном аппарате психологии и охватывает такие психологические и социально-психологические феномены, как гендерная идентичность, гендерная схема, гендерные нормы, гендерные роли и др. В современных психологических исследованиях все более отчетливо утверждается многомерность гендера, где психологическое содержание определяется представлениями человека о том, «кто такие» мужчины или женщины, то есть «…индивидуальными когнитивными схемами в отношении личности людей разного пола и разных сексуальных предпочтений» [11].
Е.П. Ильин считает, что гендер означает ту социальную роль, которую человек выбирает, относительно независимо от своих биологических половых признаков. Пол – это то, что дано нам природой, гендер – то, что мы из себя делаем в процессе жизнедеятельности [43].
Известная французская писательница, философ,