ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ШПАРГАЛКА
1.Основные категории педагогики.
Это:
- Воспитание
- Образование
- Обучение
Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности.
Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний: обучение- это преподавание и учение, взятые в единстве.
2. Педагогическая деятельность и её виды деятельности.
-Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.
Виды :
-образовательная
-воспитательная
-обучающая
-инженерно-педагогическая
-социально-педагогическая
-общественно-педагогическая
-научно-исследовательская -педагогическая
-общественно-педагогическая
3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования. Учебный план. Учебная программа
1. Учебный план – это документ школы, в котором определяется продолжительность учебного года, длительность четвертей, название предметов, распределение их по годам обучения, количество часов на каждый предмет.
2. Учебная программа- документ, в котором отражается название разделов и тем изучаемого материала, количество часов на изучение темы.
4. Принципы обучения
Принцип – это правило требования, которое надо соблюдать
1. Ребенок как субъект деятельности
2. Личностное взаимоотношение
3. Активное взаимодействие
4. Включать учащихся в творческую деятельность
5. Положительные эмоции на уроке
6. Опора на игру
5. Понятие метода и приема обучения. Традиционная классификация методов обучения
Традиционная классификация методов обучения
Словесные методы обучения: беседа, объяснение, рассказ;
Наглядные методы обучения: иллюстрация, демонстрация, наблюдения;
Практические методы обучения: упражнения, лабораторные работы, практические работы.
Метод обучения – это способ учебно – познавательной деятельности ученика, его учебными действиями для достижения цели.
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода.
6. Формы и методы контроля обучения, их классификация. Оценка знаний учащихся
Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
На сегодняшний день выделяют следующие методы контроля:
– методы устного контроля;
– методы письменного контроля;
– методы практического контроля;
– тестовый и рейтинговый контроль;
– наблюдение.
Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.
Письменный контроль обеспечивает глубокую всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания и умения, применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.
7. Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности Лернера и Скаткина.
Вопрос классификации Лернера:
-Метод обучения – способ организации для достижения цели
-
-
- Частично поисковый, учитель делит проблемную задачу на под проблему а ученики осуществляют поиск ее решения;
- Исследовательский метод, учитель ставит познавательную задачу а ученики решают самостоятельно;
8. Классификация средств воспитания.
(Игнатьев И -)
9. Основные подходы к типологии уроков в современной дидактике. Структура различных типов урока.
- Типология урок изучения новой темы
Урок закрепления
Урок обобщения и систематизации
Контрольный урок
Комбинированный урок (смешанный)
Современная дидактика концентрирует внимание на разработке следующих основных направлений:
• Закономерности развития образовательного и учебного процесса;
• Принципы и правила обучения;
• Цели и содержание обучения;
• Формы и методы обучения;
• Возможности новых образовательных технологий;
• Диагностика учебного процесса и его результатов.
Структура различных типов урока:
1. Подготовительный этап:
• Постановка цели и задач обучения
• Диагностика условий
• Прогнозирование хода и результата педагогического процесса
• Планирование
• План
2. Основной этап:
• Постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности
• Взаимодействие педагогов и учеников
• Использование намеченных методов средств и форм педагогического процесса
• Создание благоприятных условий
• Осуществление разнообразных мер, стимулирование деятельности школьников
• Обеспечить связь педагогического процесса с другими процессами.
3. Заключительный этап:
• Анализ результатов необходимо чтобы в будущем не повторять ошибок.
10. Сущность методов и приемов воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Методы воспитания – способ воздействия на сознание ребенка с целью формирования системы ценностей и социального опыта; Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода. Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы. Выбор метода – выбор метода зависит от поставленной цели; Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Методы формирования сознания: -беседа рассказ объяснение диспут; Методы формирования социального опыта: - требования; - упражнения; - поручения; - пример; - ситуация свободного выбора; Методы самоопределения: - рефлексия - шаг вперед - задание самому себе - мой секрет Методы стимулирования: - поощрение - порицание - соревнование Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста. Таким образом, общими условиями (факторами), определяющими выбор методов воспитания, являются: • цели и задачи; • содержание воспитания; • возрастные особенности воспитанников; • уровень сформированности коллектива; • индивидуальные и личностные особенности воспитанников; • условия воспитания; • средства воспитания; уровень педагогической квалификации; время воспитания; ожидаемые последствия. |
11. Структура воспитания
1) Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения;
2) Знания должны перейти в убеждения. Убеждение – это твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни;
3) Воспитание чувств. Опираясь на человеческие эмоции, ребёнок лучше воспринимает нормы и правила поведения;
4) Деятельность. Ребёнок должен быть субъектом в различных видах деятельности, давать возможность самостоятельно проявлять свою свободу и гуманно корректировать.
12. Принципы воспитания , их характеристика
Принципы воспитания:
- личностный стиль взаимоотношения ученика со сверстниками и педагогами;
- выдвижение системы положительных целей (ближайшие, средние, дальние);
- создание положительного эмоционального подъема;
- воспитывать через взаимодействие;
13. Физическое воспитание: сущность, задачи, содержание
1. Содержание физического воспитания - это процесс целенаправленного влияния на ребенка с целью формирования физических качеств двигательная активность, зож, укрепление здоровья, закаливание организма, сила воли.
2. Задачи физического воспитания – 1) сохранения и укрепления здоровья с целью обеспечения нормального функционирования всех систем и органов; 2) формирование потребностей к занятию к спорту.
3. Сущность физического воспитания – потребность двиг. активности, физ.качеств, регулярное систематическое занятие физ. упр.
14. Нравственное воспитание: сущность, задачи, содержание.
1. Содержание нравственного воспитания – это процесс целенаправленного влияния на ребенка с целью формирования нравственных ценностей
2. Задачи нравственного воспитания – 1) формирование нравственного сознания «осознавать культуры нормы, поведения и отношения»; 2) формирование нравственных чувств в любви, дома, совести; 3) формирование культуры поведения.
3. Сущность нравственного воспитания – (положительные качества человека – жизнь, образование, трудолюбие и т.д) и нравств. опыта для жизни в обществе (культура поведения).
15. Факторы развития личности
Развитие - это освоение внутреннего потенциала возможностей
На развитие влияют следующие факторы:
- наследственность;
- воспитание – формирование трудолюбия, отвественности, положительных качеств
- окружающая среда (семья, друзья, общество);
- деятельность;
16. Методы организации учебно-познавательной деятельности по Бабанскому
Методы овладения Методы выработки Методы закрепления Методы эмоционально-
новыми знаниями учебных умений и повторения изуча- го стимулирования
1. рассказ 1. упражнения емого материала 1. Создание ситуации
2. объяснение 2. лабораторные 1. беседа успеха в обучении
3. беседа работы 2. повторение 2.поощрение и пори-
4. работа с книгой 3. практические цание
5. наблюдение работы 3. игра
6. иллюстрация 4. постановка системы
7.демонстрация перспектив
17. Урок – основная форма организации обучения в школе. Основные требования к современному уроку.
Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной
программой работы.
Сущность и назначение урока сводятся к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учеников для решения дидактических задач.
Основные требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время сбережение и здоровье сбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.