Файл: Шпаргалка основные категории педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ШПАРГАЛКА

1.Основные категории педагогики.

Это:

- Воспитание

- Образование

- Обучение

Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний: обучение- это преподавание и учение, взятые в единстве.

2. Педагогическая деятельность и её виды деятельности.

-Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.

Виды :

-образовательная

-воспитательная

-обучающая

-инженерно-педагогическая

-социально-педагогическая

-общественно-педагогическая

-научно-исследовательская -педагогическая

-общественно-педагогическая

3. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования. Учебный план. Учебная программа

1. Учебный план – это документ школы, в котором определяется продолжительность учебного года, длительность четвертей, название предметов, распределение их по годам обучения, количество часов на каждый предмет.

2. Учебная программа- документ, в котором отражается название разделов и тем изучаемого материала, количество часов на изучение темы.

4. Принципы обучения

Принцип – это правило требования, которое надо соблюдать

1. Ребенок как субъект деятельности

2. Личностное взаимоотношение

3. Активное взаимодействие

4. Включать учащихся в творческую деятельность

5. Положительные эмоции на уроке

6. Опора на игру

5. Понятие метода и приема обучения. Традиционная классификация методов обучения

Традиционная классификация методов обучения

Словесные методы обучения: беседа, объяснение, рассказ;

Наглядные методы обучения: иллюстрация, демонстрация, наблюдения;

Практические методы обучения: упражнения, лабораторные работы, практические работы.

Метод обучения – это способ учебно – познавательной деятельности ученика, его учебными действиями для достижения цели.


Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода.

6. Формы и методы контроля обучения, их классификация. Оценка знаний учащихся

Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

На сегодняшний день выделяют следующие методы контроля:

– методы устного контроля;

– методы письменного контроля;

– методы практического контроля;

– тестовый и рейтинговый контроль;

– наблюдение.

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.

Письменный контроль обеспечивает глубокую всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания и умения, применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

7. Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности Лернера и Скаткина.

Вопрос классификации Лернера:

-Метод обучения – способ организации для достижения цели

-

-

- Частично поисковый, учитель делит проблемную задачу на под проблему а ученики осуществляют поиск ее решения;

- Исследовательский метод, учитель ставит познавательную задачу а ученики решают самостоятельно;

8. Классификация средств воспитания.

(Игнатьев И -)

9. Основные подходы к типологии уроков в современной дидактике. Структура различных типов урока.

- Типология урок изучения новой темы

Урок закрепления

Урок обобщения и систематизации

Контрольный урок

Комбинированный урок (смешанный)

Современная дидактика концентрирует внимание на разработке следующих основных направлений:

• Закономерности развития образовательного и учебного процесса;



• Принципы и правила обучения;

• Цели и содержание обучения;

• Формы и методы обучения;

• Возможности новых образовательных технологий;

• Диагностика учебного процесса и его результатов.

Структура различных типов урока:

1. Подготовительный этап:

• Постановка цели и задач обучения

• Диагностика условий

• Прогнозирование хода и результата педагогического процесса

• Планирование

• План

2. Основной этап:

• Постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности

• Взаимодействие педагогов и учеников

• Использование намеченных методов средств и форм педагогического процесса

• Создание благоприятных условий

• Осуществление разнообразных мер, стимулирование деятельности школьников

• Обеспечить связь педагогического процесса с другими процессами.

3. Заключительный этап:

• Анализ результатов необходимо чтобы в будущем не повторять ошибок.

10. Сущность методов и приемов воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Методы воспитания – способ воздействия на сознание ребенка с целью формирования системы ценностей и социального опыта;

Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода.

Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Выбор метода – выбор метода зависит от поставленной цели;

Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.

Методы формирования сознания:

-беседа

рассказ

объяснение

диспут;

Методы формирования социального опыта:

- требования;

- упражнения;

- поручения;

- пример;

- ситуация свободного выбора;

Методы самоопределения:

- рефлексия

- шаг вперед

- задание самому себе

- мой секрет

Методы стимулирования:

- поощрение

- порицание

- соревнование

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.

Таким образом, общими условиями (факторами), определяющими выбор методов воспитания, являются:

• цели и задачи;

• содержание воспитания;

• возрастные особенности воспитанников;

• уровень сформированности коллектива;

• индивидуальные и личностные особенности воспитанников;

• условия воспитания;

• средства воспитания; уровень педагогической квалификации; время воспитания; ожидаемые последствия.


11. Структура воспитания

1) Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения;

2) Знания должны перейти в убеждения. Убеждение – это твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни;

3) Воспитание чувств. Опираясь на человеческие эмоции, ребёнок лучше воспринимает нормы и правила поведения;

4) Деятельность. Ребёнок должен быть субъектом в различных видах деятельности, давать возможность самостоятельно проявлять свою свободу и гуманно корректировать.

12. Принципы воспитания , их характеристика

Принципы воспитания:

- личностный стиль взаимоотношения ученика со сверстниками и педагогами;

- выдвижение системы положительных целей (ближайшие, средние, дальние);

- создание положительного эмоционального подъема;

- воспитывать через взаимодействие;

13. Физическое воспитание: сущность, задачи, содержание

1. Содержание физического воспитания - это процесс целенаправленного влияния на ребенка с целью формирования физических качеств двигательная активность, зож, укрепление здоровья, закаливание организма, сила воли.

2. Задачи физического воспитания – 1) сохранения и укрепления здоровья с целью обеспечения нормального функционирования всех систем и органов; 2) формирование потребностей к занятию к спорту.

3. Сущность физического воспитания – потребность двиг. активности, физ.качеств, регулярное систематическое занятие физ. упр.

14. Нравственное воспитание: сущность, задачи, содержание.

1. Содержание нравственного воспитания – это процесс целенаправленного влияния на ребенка с целью формирования нравственных ценностей

2. Задачи нравственного воспитания – 1) формирование нравственного сознания «осознавать культуры нормы, поведения и отношения»; 2) формирование нравственных чувств в любви, дома, совести; 3) формирование культуры поведения.

3. Сущность нравственного воспитания – (положительные качества человека – жизнь, образование, трудолюбие и т.д) и нравств. опыта для жизни в обществе (культура поведения).

15. Факторы развития личности

Развитие - это освоение внутреннего потенциала возможностей

На развитие влияют следующие факторы:

- наследственность;

- воспитание – формирование трудолюбия, отвественности, положительных качеств

- окружающая среда (семья, друзья, общество);

- деятельность;

16. Методы организации учебно-познавательной деятельности по Бабанскому






Методы овладения Методы выработки Методы закрепления Методы эмоционально-

новыми знаниями учебных умений и повторения изуча- го стимулирования

1. рассказ 1. упражнения емого материала 1. Создание ситуации

2. объяснение 2. лабораторные 1. беседа успеха в обучении

3. беседа работы 2. повторение 2.поощрение и пори-

4. работа с книгой 3. практические цание

5. наблюдение работы 3. игра

6. иллюстрация 4. постановка системы

7.демонстрация перспектив

17. Урок – основная форма организации обучения в школе. Основные требования к современному уроку.

Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной

программой работы.

Сущность и назначение урока сводятся к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учеников для решения дидактических задач.

Основные требования к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• время сбережение и здоровье сбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.