Файл: Шпаргалка основные категории педагогики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


18. Критерии оценивания воспитанности.

19. Школьная дезадаптация и её причины

Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьной жизни. Она негативно влияет на успеваемость, отношения с окружающими, психику и физическое здоровье.

Основные причины школьной дезадаптации:

• неподготовленность ребенка к условиям школы;

• недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков;

• недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой;

• неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками;

• невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками;

• низкий уровень познавательной деятельности.

20. Особенности одаренного ребёнка

Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьной жизни. Она негативно влияет на успеваемость, отношения с окружающими, психику и физическое здоровье.

Основные причины школьной дезадаптации:

• неподготовленность ребенка к условиям школы;

• недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков;

• недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой;

• неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками;

• невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками;

• низкий уровень познавательной деятельности.

21. Формы организации учебной деятельности.

К основным формам организации учебной деятельности относятся: урок, лекция, семинарские занятия, диспуты, учебные конференции, консультации, деловые игры, зачеты, экзамены, кружки, секции, урок, экскурсии;

22. Особенности воспитательного процесса

Особенностями воспитательного процесса является:

1. Целенаправленность. Воспитательный процесс не является хаотичным процессом, он имеет определенные цели и задачи,которые педагогу необходимо достигнуть в итоге.

2. Комплексность. Заключается в использовании ряда методов и средств, соблюдение требований к организации воспитательного процесса, а также организации взаимодействия педагога с воспитанниками.

3. Последовательность. Воспитательный процесс – это последовательный процесс воспитания личности и ее качеств, осуществляемый педагогом систематически а не от случая к случаю.

4. Вариативность. Воспитательному процессу присуща вариативность и неопределенность, в одних и тех же условиях возможно получение разных воспитательных результатов у разных личностей. Это связано с индивидуализацией личности воспитанников, их жизненных ориентиров условий среды проживания социального опыта а также профессионализм педагога.


23.Закономерности обучения

Закономерность:

- закономерность динамики;

-

- закономерность с опорой на эмоции;

1. Содержание обучения:

• формальное образование

• материальное образование

2. Метод обучения:

• наглядные

• словесные

• практические

3. Прием обучения:

• создание благоприятной атмосферы

• создание ситуации успеха

• опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся

• использование дифференцированного и индивидуального подхода

• возможность поделиться своими успехами и достижениями

• возможность каждого ученика видеть свое движение вперед

• педагогическое сотрудничество

4. Средства обучения:

• цифровые образовательные ресурсы

• дидактические материалы

• технические средства обучения

• наглядные средства и оборудование

5. Форма обучения:

• коллективная

• групповая

• индивидуальная

24. Понятие о системе образования, основные факторы ее развития. Образовательная система современной России.

Образование – это

Система образования: Дошкольное образование, начальное, среднее, старшее, средне специальное образование, высшее образование;

25. Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.

1 этап — изучение учебной программы.

2 этап — изучение методической литературы.

3 этап — изучение материала конкретного урока в учебнике.

4 этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.

5 этап —разработка плана урока

это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

26. Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особым образовательными потребностями

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения



27.Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

Метод

Сущность

Содержание

Требование

Освоение элементарных норм ведения разговора

Знакомство и активное использование уч. выработанных обществом правил общения для успешной в дальнейшем организации взаимодействия

Правила: обращаться друг к другу по имени, смотреть на говорящего или на того, к кому обращаться, выслушивать ответ собеседника до конца, не перебивать его своими репликами или замечаниями, отвечать коротко и ясно, оценку деятельности собеседника начинать с выделения положительных моментов и др.

Организовать эффективное взаимодействие учащихся невозможно сразу, «со следующего урока» или «с сегодняшнего дня»

Метод взаимной проверки

Лучше всего полагает организовывать взаимодействие

Проверка двумя уч. друг у друга правильность выполненных или заданий всегда вызывает высокий интерес

В ходе взаимной проверки школьник свою тетрадь отдает соседу по парте, а тетрадь соседа берет себе для проверки.

Прием взаимных заданий

Способствует быстрейшему развитию взаимодействия

Учащиеся выполняет задания, придуманные соседями по парте или другими одноклассниками

Задания подготовленные как на уроке, так и дома являться частью домашнего задания

Временные работа в группах

Работа учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий

Перед группами ставятся задачи «промежуточного» характера, т.е. готовящие почву для следующего этапа учебного процесса

Обмен идеями, собственным опытом; выработка правил; обмен сведениями и быстрое обсуждение почеркнутого из разных источников; решение, что делать дальше, выбор варианта продолжения урока; постановка вопросов, проблем для предстоящего обсуждения; выявление и обсуждение разногласий и расхождений;

проведение «мозговой атаки»; подготовка обще классной дискуссии; пересмотр и пере формулирование целей дискуссии, зашедшей в тупик; выход чувств и переживаний, возникающие как реакция на происходящее в классе

Создание ситуаций совместных переживаний

Способствует формированию доверительных отношений между учащими

Совместная деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания

Нужно стараться использовать также ситуации на всех этапах учебной деятельности учащихся



Организация работ учащихся-консультантов

Высокоэффективный метод организации взаимодействия учащихся и повышения их успеваемости

Увеличение предоставляемого учащихся времени на устные объяснение учебного материала и формирование в классе систему взаимопомощи


- Назначение консультантом одного из членов созданной или постоянной действующей группы на один урок.

- Назначение консультанта по какой-то конкретной теме на несколько уроков или постоянно.

- Помощь слабым учеником и подготовке их к ответу учителю после уроков.

- Помощь учащихся любому желающему во время урока после выполнения своей собственной работы.





28. Технология педагогической поддержки (О.Газман)

Этапы:

1 этап (диагностический) – диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;

2 этап (поисковый) – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности) взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка») ;

3 этап (договорный) – проектирование действий педагога и ребенка , налаживание договорных отношений и заключении договора в любой форме;

4 этап (деятельностный) – действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий);

5 этап (рефлексивный) – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

Нормы педагогической поддержки:

  1. Любовь к ребенку, умение видеть и слышать, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать .

  2. Умение слушать , слышать и услышать.

  3. Уважение , вера в ребенка.

  4. Ожидание успеха.

  5. Права на свободу выбора , самовыражения.

  6. Поощрение самостоятельности, стимулирование самоанализа.

  7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне.

  8. Собственный самоанализ.

О сновные направления педагогической поддержки:


Диагностический

Проектный



Сигнальный

Контактно-созидательный

Деятельностный

Результативно-аналитический


Условия педагогической поддержки:

  • Если ребенок растет терпимости, он учится принимать других.

  • Если ребенка подбадривают, он учится быть благородным.

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  • Если ребенок растет в безопасности, он учится верить людям.

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.

  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.


29.Влияние наследственности на развитие личности.

Развитие личности — это процесс освоения, внутреннего внешнего индивидуально психологического потенциала возможностей
Наследственность – это передача умственных, музыкальных, художественных, физических задатков, болезней и психических заболеваний.
Способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей. Унаследованные человеком задатки развиваются или не развиваются. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности.

30.Влияние среды на развитие личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

31.Роль воспитания в развитии личности.

1. Воспитание – это процесс целенаправленного влияния накопления социального опыта формирование обществом системы ценностей для жизни в обществе.

2. Развитие личности– это процесс освоения внутреннего, внешнего и психологического потенциала возможностей.

32. Учебный план и его характеристика.

(Колосов А -)
33. Характеристика учебной программы.

Учебная программа-это документ в котором отражается название разделов и тем изучаемого материала, количество часов на изучение темы.

Учебная программа содержит:

1. Объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;