Файл: Комплекс специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В своих трудах, В.П. Филин выделяет, где проявление качества силы зависит от ряда факторов:
1) физиологического поперечника мышц;
2) общего состояния центральной нервной системы;
3) скорости химических изменений в мышечной ткани;
4) волевого усилия;
5) степени утомления мышц.
В процессе силовой подготовки у волейболистов среднего школьного возраста, в зависимости от дозировки количества повторений, продолжительности отдыха, развиваются различные виды силы: максимальная сила, взрывная сила, силовая выносливость.
К средствам силовой подготовки относятся различные упражнения, воздействующие либо на всю мышечную систему, либо избирательно на отдельные группы мышц. Наиболее эффективными являются упражнения со штангой, на тренажерах, набивными мячами, гантелями и резиновыми амортизаторами.
Учитывая особенности физического развития школьников среднего возраста, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма. Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно. Применение средств и методов воспитание силы в школьные годы должно быть тщательно согласовано с особенностями этой возрастной группы. Занятия на первых этапах физической подготовки должны обеспечивать оптимальную степень гармонического развития всех мышечных групп, содействовать образованию прочного «мышечного корсета», укреплять дыхательную мускулатуру [4, с. 67].
Под физическим качеством силы понимается взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внешние объекты. Качество силы характеризуется силой действия, которую развивает человек посредством мышечных напряжений. По своей сути сила действия представляет интегрированный результат взаимодействия сил тяги мышц, образующих вследствие функциональной активности мышечных структур. Именно через силу тяги мышц происходит реализация психофизиологических процессов в механическую работу по преодолению внешних сопротивлений (например, при подъеме штанги) или противодействию внешним силам (например, при удержании штанги). Сила действия человека измеряется в килограммах. Величина проявления силы действия зависит от внешних факторов (величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве) и от внутренних (функционального состояния мышц и психического состояния человека) [12, c. 87].
По Б.А. Ашмарину, гибкость - это способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Гибкость зависит от подвижности суставов и может быть активной и пассивной.
Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности обще развивающих.
Для развития гибкости у волейболистов среднего школьного возраста используется упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание), выполняемые пружинисто и небольшими сериями; амплитуда движений увеличивается от серии к серии. Особое внимание следует обращать на развитие подвижного тазобедренного и плечевого суставов, а так же в суставах кистей рук и голени стопы.
У детей среднего школьного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного) [6, с. 87].
У человека можно выделить две основные формы проявления гибкости: 1) подвижность при пассивных движениях; 2) подвижность при активных движениях. Гибкость определяют эластические свойства связок, суставов, мышц, строение суставов, силовые характеристики мышц и, главное, центрально-нервная регуляция. Следует отметить достаточно прочную взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами. Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. Спортсмен, обладающий запасом подвижности в суставах, может выполнять движения с большей силой, выразительностью и легкостью.
Для волейболистов среднего школьного возраста упражнения на гибкость надо давать систематически, но очень осторожно - с небольшой нагрузкой, которая длительное время повторяется без увеличения. Дополнительная внешняя опора, используемая для увеличения амплитуды движения, применяется редко. Дети этого возраста еще не умеют расслаблять мышцы, поэтому в каждом упражнении должно быть паузы для отдыха. Так как у детей есть склонность к поясничному лордозу, то наклоны назад из исходного положения, стоя не даются [8, с. 33].
На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений.
Выносливость – способность человека противостоять утомлению в какой – либо деятельности. Для преодоления утомления имеет значение уровень работоспособности центральной нервной системы, сердечнососудистой, дыхательной, а также умение спортсмена выполнять определенную работу в рациональном мышечном напряжении [2, с. 17].
Главный принцип развития общей выносливости заключается в постоянном увеличении длительности выполнения физических упражнений умеренной интенсивности с вовлечением в работу возможно большего количества мышечной массы. Лучше всего эта задача решается циклическими движениями (передвижения на лыжах, кросс, бег в среднем темпе, плавание). Основной метод развития выносливости – переменный. Непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью и активного отдыха (бег трусцой), серии прыжков в полную силу. На первоначальном этапе занятий у волейболистов среднего школьного возраста нагрузка увеличивается за счет постепенного увеличения длительности непрерывной работы (от нескольких минут до одного часа) при сохранении небольшой средней скорости. Дальнейшее развитие общей выносливости достигается благодаря постепенному переходу к работе большой интенсивности, длительность которой не должна превышать 30 мин.
В работе с волейболистами применяется повторный метод. При повторной работе длина отдельных отрезков должна быть такой, чтобы время их прохождения не превышало примерно 1,5 мин., а скорость передвижения была остаточно высокой, приблизительно 75-80% от максимальной. Интервалы отдыха не должны быть больше трех минут. Число повторений определяется возможностью сохранить скорость передвижения, при ее снижении повторная работа прекращается. Поточный метод – волейболист последовательно выполняет специальный комплекс упражнений для развития силы, быстроты, ловкости, Для тренировки применяют интервальный метод, тренировочную игру проводят с большей интенсивностью. Интервал отдыха каждый раз сокращают. Общая выносливость волейболистов проявляется в способности играть на высоком уровне, работоспособности длительное время с наименьшим количеством ошибок.
Среди физических качеств у волейболистов особое место занимает координационные способности, или ловкость.
В отечественной теории и методике физической культуры для характеристики координационных способностей долгое время применялся термин «ловкость». Начиная 70-х годов, все чаще используют термин «координационная способность» [9, с.70]. В связи с этим, мы в нашей работе будем подразумевать, что это одно и то же понятие.
Ловкость волейболиста во многом зависит от силы, быстроты, выносливости, так как быстрое утомление, возникающее при недостаточном уровне этих качеств, приводит к резкому нарушению координации движений. В игре возникают различные ситуации, решать в которых приходится мгновенно, ловкость спортсмена проявляется в умении быстро перестроить свою деятельность в соответствии с условиями внезапно меняющейся обстановки. Это качество развивается путем выполнения сложных по координации гимнастических и акробатических прыжков, при овладении техникой волейбола, при проведении различных подвижных игр и эстафет, особенно тех, в которых есть элементы новизны. Очень полезны спортивные игры: баскетбол, гандбол, футбол, хоккей. При развитии ловкости координационные трудности, с которыми должен справляться спортсмен, постепенно повышаются. Эти трудности слагаются из требований, предъявленных к точности движений, к их взаимной согласованности и внезапностью изменения обстановки. Упражнения для развития ловкости требуют большого напряжения центральной нервной системы. Их включают в начале основной части занятия. Наибольшее внимание развитию ловкости с использованием упражнений из других видов спорта уделяется в подготовительном периоде, в соревновательном периоде эта задача решается посредством волейбола [23, с.19].
Ловкость у детей среднего школьного возраста проявляется в быстрой ориентировке и максимально точном выполнении необходимых движений в постоянно меняющейся игровой обстановке. Из сказанного следует, что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны друг с другом, хотя это и разные понятия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой - позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками. Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности волейболистов.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а в среднем школьном возрасте идет приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей у волейболистов среднего школьного возраста[7,с. 20].
Значение координационных способностей для занятий по волейболу неоспоримо. По мнению ряда авторов Ю.Д. Железняка, А.В. Ивойлова, В.Н. Платонова они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным волейболистам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.
Для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста можно использовать различные упражнения, одним из них могут быть игровые упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов:
Раскрыта сущность процесса развития физических качеств у детей среднего школьного возраста, по мнению авторов А.В. Ивойлова, Ю.Д. Железняка - это целенаправленный педагогический процесс идет поэтапно: - на первом подготовительном этапе закладывается основа для развития физических качеств, второй этап основной идет дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в этом возрасте; и последний, этап совершенствования специализации волейболиста, когда в основном идет на совершенствование всеха физических качеств через специальную физическиую подготовку. Удельный вес физических качеств в среднем школьном возрасте неуклонно возрастает за счет увеличения нагрузки, отводимого на разитие физических качеств.
2. Рассмотрены специальные упражнения для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст):
- специальные упражнения для развития скоростных способностей;
- специальные упражнения для развития гибкости;
- специальные упражнения для развития координационных способностей;