Файл: Комплекс специальных упражнений для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, с самого начала спортивной подготовки юных волейболистов разносторонняя физическая подготовка должна развёртываться вокруг двигательных навыков. Благоприятное воздействие оказывает разносторонняя тренировка, построенная с учётом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Задача применяемых упражнений заключается в образовании формы взаимосвязи качеств двигательной деятельности, которая необходима для успешного осуществления данного вида спортивного упражнения.
В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения.
Следовательно, в процессе обучения технике и совершенствования надо помнить, что двигательные навыки должны быть гибкими, легко приспосабливающимися к изменяющимся условиям игры. Волейболист должен обладать способностью к изменению движений, к включению новых двигательных актов, позволяющих правильно решать возникающие перед ним задачи.
Уровень развития детей зависит от степени развития костно-мышечной системы, гармоничного развития органов и систем организма и их функциональных возможностей.
Правильно организованные систематические занятия спортом благоприятно сказываются на развитии костно-суставного аппарата подростков и юношей.
В 12-15 лет кисть руки приобретает прочность и устойчивость, значительно увеличивается диаметр мышечных волокон. В волейболе все действия с мячом производятся кистями рук, поэтому необходимо учитывать данные возрастного развития кистей рук для правильной организации занятий по волейболу с детьми.
Таким образом, если в течение школьного возраста у детей в достаточной степени развиваются физические качества и повышаются функциональные возможности их организма, то это в известной степени создаёт благоприятные возможности для проведения занятий по волейболу с детьми среднего школьного возраста
1.2. Специальные упражнения для развития физических качеств учащихся, занимающихся пляжным волейболом (средний школьный возраст)
Основными средствами обучения и тренировки является разнообразные физические упражнения. Все упражнения делятся на вспомогательные и основные.
К вспомогательным относятся общеразвивающие и специальные. К основным - упражнения по технике и тактике игры.
Задача общеразвивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке занимающихся. При проведении ОРУ используют средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики различные виды игр. ОРУ используются для избирательного воздействия на определенные мышечные группы. В свою очередь упражнения для отдельных мышечных групп по их преимущественной направленности могут быть на силу, гибкость. Они же имеют и большое общеобразовательное значение. Выполняя их, учащиеся знакомятся с разными по форме и характеру движениями, получают правильное представление о необходимой силе, быстроте, темпе.
Подготовительными упражнениями называются такие, которые развивают специальные физические способности, необходимые для игры. Сюда входят быстрота перемещений, прыгучесть, сила кистей и их подвижность и тому подобное.
Специальные упражнения - это упражнения, выполняемые в тренировочной деятельности и имеющие отдельные биомеханические и физиологические характеристики, сходные с соревновательными упражнениями (по форме или по содержанию) [11, с. 80].
Особое место занимают подобранные подвижные игры и эстафеты. Быстрота развивается во многих подвижных играх, где сочетаются основные показатели быстрота, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений. Поскольку упражнения на развитие быстроты выполняются в предельно быстром или около предельном темпе, это соответствует характеру большинства игр «мяч ловцу», «круговая лапта». Упражнения для развития силы не должны носить однообразный характер. Игры для развития выносливости определяются как работа заданного характера в течении длительного времени. Активный двигательный режим повышает темп развития физических качеств и функции внутренних органов. В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, где чередуется моменты напряжения и расслабления. Часто работа по развитию быстроты переходит в совершенствование скоростной выносливости. Существует немало игр, где сочетаются развитие быстроты и выносливости при работе высокой интенсивности. Игры выступают как вспомогательные дополнительные упражнения в системе средств использованных в тренировочном процессе. В игры важно больше включать упражнения направленные на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей, которые слабее развиты. Качество, быстрота особенно хорошо развиваются в играх, где сочетаются такие показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений выполняемых в единицу времени и скорость передвижения тела и его частей в пространстве. Это можно
проследить на примерах несложных игровых эстафет, а также таких игр как «вызов номеров», «день и ночь», «эстафета», «круговая охота и другие. Предпосылки для развития ловкости является освоение реакции и освоение движений и координационных сочетаний. Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию, быстроту и ритм создают хорошую основу для воспитания специальной ловкости. Развитие ловкости заключается в совершенствовании чувства движения. В процессе таких игр совершенствуется функции различных анализаторов от которых зависит правильное выполнение движений. [12]
Примерные игры преимущественно направленные на развитие ловкости «два лагеря», «попади в цель», «защита укреплений», «защита товарища». Гибкость - специальное, но чрезвычайно важное качество для волейболиста. Подвижность в суставах, эластичная упругость мышц и связок - это способность выполнять движения с широкой амплитудой без траты больших усилий. От развития гибкости во многом зависит способность расслаблять мышцы. Играм, направленным на развитие гибкости надо предъявлять соответствующую разминку, чтобы избежать растяжения связок и разрывов мышечных волокон. Примерные игры на развитие гибкости: «передача мяча», «регби на коленях». Выносливость определяется как способность совершать работу заданного характера в течении длительного времени. В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, где чередуются моменты напряжения и расслабления. В одних играх движения носят циклический характер, например «гонки с выбиванием», а в других продолжительные условия не связанные с определенным ритмом (игры с мячом) [13].
Специальные упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
1. Жим штанги весом 10-15 кг.
2. Рывок штанги весом 10-15 кг.
3. Наклоны со штангой весом 10-15 кг.
4. Приседания со штангой весом 10кг.
5. Метание (толкание) тяжести (камней, гирь, ядер, набивных мячей).
6. Упражнения с гирей, гантелями, блинами от штанги (наклоны рывки, вращательные движения).
7. Отжимания в упоре лежа.
8. Отталкивание от опоры руками и ногами из положения в упоре лежа.
9. Передвижения на руках из упора лежа (без помощи ног) по кругу.
10. Передвижения в упоре сидя (руки сзади), перебирая руками, ногами.
11. Прыжковые упражнения (подскоки, прыжки на одной, на двух ногах).
12. Переноска партнера шагом, бегом.
13. Приседания с партнером на плечах и с отягощением. Присед глубокий.
14. Упражнения с сопротивлением – удержание рук из различных исходных положений.
15. Броски набивных мячей (1-3 кг) через сетку.
16. Легкие прыжки, имитируя блокирование, 3 мин.
17. Приседы на правой и левой ноге, 30 + 30.
18. Прыжок вверх с широко расставленных ног вперед-назад и влево- вправо, сводя их в воздухе, 15-15-20.
19. Прогибы, лежа на груди рывком, 25.
20. Прыжки на одной ноге, подтягивая колено к груди, 25+25.
21. Прыжки по лестнице на двух ногах (через ступеньки), 8 мин.
Специальные упражнения для развития быстроты:
1. Рывки и ускорения по зрительному сигналу из различных исходных положений.
2. Прыжки через скакалку с максимальной частотой вращения.
3. Рывки с мгновенной остановкой и резким изменением направлений движения.
4. Быстрое перемещение вдоль сетки с выполнением бросков набивными мячами двумя руками сверху через сетку и в зоны нападения.
5. Быстрое перемещение к сетке с выполнением бросков теннисными мячами.
6. Быстрое переключение от одних действий к другим, различным по характеру.
7. Бег различными способами (спиной вперед, боком, приставными) с резкими остановками.
8. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить его обратно.
9. В средней стойке (динамической) на сигнал тренера (сигнал «волейбольный мяч): мяч ударяется об пол – имитация приема мяча с падением; мяч подброшен вверх – передача мяча над собой – перемещение назад на 3-4 шага;
Специальная выносливость волейболиста объединяет скоростную, прыжковую, игровую выносливость. Она зависит от уровня развития общей выносливости, подготовленности опорно-двигательного аппарата, от силы психических процессов (например, умения терпеть), от экономичности спортивной техники. Скоростная выносливость – способность игрока выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Для развития скоростной выносливости подбираются упражнения на быстроту, выполняемые многократно. В качестве средств используют рывки и спринтерские ускорения, имитационные и основные упражнения по технике игры. Дозировка нагрузки: продолжительность одного повторения – 20-30 с, интенсивность – максимальная, интервал отдыха – 1-3 мин., количество повторений – 4-10 раз.
Специальные упражнения для развития выносливости:
1. Челночный бег с касанием рукой линии нападения и лицевой линии.
2. То же, что и первое, но с падением на линиях.
3. Имитация блокирования по всей длине сетки (прыжки на блок в зонах 2, 3, 4).
4. Бег на скорость различными способами с изменением направления.
5. Принятия нападающего удара на зоне 4 (2, 3) с интенсивностью 5 ударов за 20 с.
6. Защитные действия в паре (защищается только один спортсмен).
7. Упражнение «обстрел» (один игрок защищается от нескольких нападающих).
Упражнения для развития скоростной выносливости используют в середине и в конце учебно-тренировочного занятия.
Упражнения для развития игровой выносливости:
1. Прыжки на одной ноге, подтягивая бедро к груди (15 прыжков).
2. Кувырок вперед, рывок на 5 м, бросок на грудь (перекат на спину),
3. 10-12 прыжков из глубокого приседа (2-3 подхода).
4. Челночный бег от лицевой линии до линии нападения и обратно с броском (падением) на грудь (спину) на линиях; без пауз отдыха – 6 падений, через 30 сек выполнить еще раз.
5. Подвижная игра «борьба за мяч» – 3 мин.
6. Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувыркания прием или передача мяча).
7. Бросок набивного мяча - кувырок вперед, затем прием или передача мяча.
Ловкость волейболиста имеет две разновидности:
1. Акробатическая ловкость, которая проявляется в бросках, падениях, прыжках во время игры в защите.
2. Прыжковая ловкость – умение владеть своим телом в без опорном положении при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых
передач в прыжке.
Упражнения для развития координационных способностей:
1. Из упора присев выполнить прыжок вверх-вперед с последующим приземление на руки- грудь- живот.
2. Передача в парах, после передачи кувырок вперед и назад.
3. Падение в сторону (из упора присев, со скольжением на боку).
4. Бросок вперед на руки-грудь-живот из положения динамической стойки.
5. Бросок мяча в сторону с кувырком через плечо.
6. Бросок мяча с кувырком вперед.
7. То же, что и в п. 4, 5, 6 с приемом мяча.
8. Прыжок с подкидного мостика с вращением вокруг вертикальной оси на 90°, 180°, 360°.
9. Прыжки через различные предметы с поворотами и без поворотов туловища.
10. Прыжки на батуте с поворотами вокруг вертикальной горизонтальной оси с имитацией отдельных технических приемов.
11. Прыжковые упражнения (подскоки, прыжки на одной, на двух ногах).
12. Стоя спиной к стене (2-3м. от стены), в прыжке подтянуть колени к груди, бросить мяч в пол под собой. Приземлившись, повернуться к стене и принять мяч в пол под собой. Приземлившись, повернуться к стене и принять мяч, отскочивший от стены.